Решение
по делу № 2-63/2020
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при помощнике судьи Гранкиной А.А.,
с участием:
представителя истца Трофимовой С.С. по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой Светланы Сергеевны к Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец Трофимова С.С. обратилась в суд с иском (с учетом уточненного иска от 16.06.2020г.) к Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления № от 22.07.2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма» и об обязании предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, размером не менее 82,6 кв. метров общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в поселке <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на ст.40 Конституции РФ, ст.ст.49,51,52,57 ЖК РФ, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определениях от 05.03.2009г. №-О-П, от 03.11.2009Г. №- О-О, от 19.10.2010г. №-О-О, от 26.05.2011г. №-О-О, от 21.12.2011г. №-О-О, и указывает, что она является матерью двоих несовершеннолетних детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ р.
Администрацией Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Постановлением № от 22.07.2019 года ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст.54 ч. 1 п.2 ЖК РФ.
Основанием для отказа в принятии на учет якобы стало то обстоятельство, что она не признана малоимущей, так как стоимость имущества, находящегося в её собственности превышает величину порогового значения установленного по Ефимовскому городскому поселению в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма.
Полагает, что то обстоятельство, что она не имеет материальной возможности самостоятельно обеспечить себя жилым помещением, подтверждено достаточными письменными доказательствами, представленными ей.
Единственный жилой дом, в котором она проживала со своей семьей, полностью сгорел, о чем свидетельствует справка Отдела надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Ленинградской области, других объектов недвижимости в собственности она не имеет.
Её заработок за период 2018-2019 годов составил 480 000 руб. при заработной плате ежемесячно - 20 000 руб. Иного дохода она и члены её семьи не имеют.
ФИО1, принадлежащий ей ранее, был продан ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи за 200 000 руб., продажа ФИО1 была обусловлена необходимостью затрат в связи со случившимся пожаром в её доме.
Вышеуказанное решение она полагает незаконным и необоснованным, т.к. основанием для отказа ей в государственной услуге стало то обстоятельство, что у неё якобы есть имущество, что не является действительностью.
Истец- Трофимовой С.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, доверила представлять свои интересы представителю по доверенности ФИО6
В судебном заседании представитель истца Трофимовой С.С. по доверенности ФИО6 уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик- представитель Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Трофимовой С.С на основании ст. 54 ЖК РФ считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Трофимовой С.С. по доверенности ФИО6, суд находит исковые требованиями необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено судом и подтверждается представленными суду документами, не оспорено ответчиком, истец Трофимова С.С. и её несовершеннолетние дети: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы в жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой формы № от 054.12.20198г.
Из материалов дела судом также установлено, что Трофимова С.С. и её несовершеннолетние дети: ФИО7 и ФИО8 являются собственниками по 1/3 доли каждый от 60/119 долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.07.2012г. и выпиской из ЕГРН от 26.11.2019г.
Согласно сообщения Отдела надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> № от 07.03.2019г. следует, что 01.02.2019г. произошел пожар по адресу: <адрес>; в результате пожара полностью сгорел двухквартирный, одноэтажный, деревянный дом; факт пожара зарегистрирован в ЖРП ОНДиПР <адрес> № от 01.02.2019г.
Из материалов дела судом установлено, что 31.05.2019г. Трофимова С.С. обратилась к Главе Администрации муниципального образования Ефимовское городское поселение ФИО9 с заявлениями:
- о принятии истицы и её несовершеннолетних дети ФИО7 и ФИО8 на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к которому, в том числе был приложен договор купли-продажи №п от 18.02.2017г. о приобретении Трофимовой С.С. транспортного средства марки ФИО1, 2013г.в.;
- о признании истицы и членов её семьи малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К указанному заявлению истицей также были приложены:
- сведения о доходах семьи (Приложение №1), согласно которых за расчетный период равный двум календарным годам предшествующим году подачи заявления заработная плата составляет 20 000 руб., доходы от реализации транспортных средств- отсутствуют;
- сведения об имуществе семьи (Приложение №2), согласно которых за расчетный период равный двум календарным годам предшествующим году подачи заявления указаны сведения о наличии автомобиля стоимостью 650 000 руб. и указано, что суммарная стоимость имущества за расчетный период составляет 650 000 руб.
Согласно выписки из протокола заседания общественной жилищной комиссии при администрации Ефимовского городского поселения №5 от 19.07.2019г. следует, что комиссией были рассмотрены:
1. Справки о доходах граждан (о доходе одиноко проживающего гражданина) за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о приеме на учет, и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению. Согласно предоставленных справок доход на одного человека составляет 12 410,00 тысяч рублей. На основании решения совета депутатов Ефимовского городского поселения от 17.12.2007 года № 134 «Об установлении величины порогового значения размера дохода и стоимости имущества по Ефимовскому городскому поселению» величина порогового значения размера среднедушевого дохода установлена в размере 2 (двух) прожиточных минимумов. Правительством Ленинградской области за 1 квартал 2019 года установлен прожиточный минимум на душу населения в размере 10388,00 рублей. Следовательно доходы приходящиеся на каждого члена семьи Трофимовой С.С. подтверждают право Трофимовой С.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении;
2. Сведения об имуществе Трофимовой С.С. Представлен договор купли-продажи транспортного средства стоимостью 650 000.00 тысяч рублей. На основании решения совета депутатов Ефимовского городского поселения от 17.12.2007 года № 134 «Об установлении величины порогового значения размера дохода и стоимости имущества по Ефимовскому городскому поселению» установлена величина порогового значения стоимости имущества в размере 50000,00 рублей. В соответствии с областным законом Ленинградской области 89-03 от 26.10.2005 года стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи, или размер дохода от владения и распоряжения данным имуществом рассчитывается при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма путем деления суммы стоимости имущества, перечень которого определен настоящим областным законом, на количество членов семьи гражданина. Следовательно, размер стоимости имущества не подтверждает право Трофимовой С.С. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении;
3. В ранее предоставленных документах Трофимовой С.С. содержится копия свидетельства об установлении отцовства. При этом сведений об исполнении алиментных обязательств не предоставлено.
В результате Комиссия пришла к выводу о том, что поскольку малоимущими гражданами в соответствии с ЖК РФ являются граждане, которые признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, то Трофимову С.С. нельзя отнести к категории малоимущих, и приняла решение отказать Трофимовой С.С. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ, (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Администрация Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, рассмотрев заявление и представленные документы Трофимовой С.С., предложения общественной жилищной комиссии три администрации Ефимовского городского поселения (протокол № 5 от 19.07.2019), принимая во внимание, что Трофимова С.С. не признана малоимущей, так как стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя, превышает величину порогового значения установленного по Ефимовскому городскому поселению в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приняла постановление №182 от 22.07.2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма», согласно которому Трофимовой С.С. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании ст. 54 ч.1 п.2 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Истец, ссылаясь на ст.40 Конституции РФ, ст.ст.49,51,52,57 ЖК РФ, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определениях от 05.03.2009г. № 376-О-П, от 03.11.2009Г. № 1368- О-О, от 19.10.2010г. № 1328-О-О, от 26.05.2011г. № 643-О-О, от 21.12.2011г. № 1655-О-О,, просит суд признать незаконным вышеуказанное постановление №182 от 22.07.2019 и обязать Администрацию Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, размером не менее 82,6 кв. метров общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в поселке Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Так, в силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности (пункт 4).
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии с с.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с областным законом Ленинградской области 89-03 от 26.10.2005 года стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи, или размер дохода от владения и распоряжения данным имуществом рассчитывается при отнесении граждан к категории малоимущих в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма путем деления суммы стоимости имущества, перечень которого определен настоящим областным законом, на количество членов семьи гражданина.
Решением совета депутатов Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 17.12.2007 года №134 «Об установлении величины порогового значения размера дохода и стоимости имущества по Ефимовскому городскому поселению» установлены:
- величина порогового значения размера среднедушевого дохода, определяемая за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим месяцу подачу заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда Ефимовского городского поселения по договорам социального найма в размере 2 (двух) прожиточных минимумов, устанавливаемого ежеквартально Правительством Ленинградской области для каждой социально-демографической группы населения;
- величина порогового значения стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, выраженную в рублевом эквиваленте, определяемом за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим году подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда Ефимовского городского поселения по договорам социального найма, в соответствии с перечнем (приложение) в размере 50 000 рублей.
Согласно Перечня имущества, подлежащего учету при рассмотрении заявления о признании граждан малоимущими (Приложение к Решению совета депутатов от 17.12.2007 года № 134_ следует, что при отнесении граждан к категории малоимущих и предоставлении им жилых помещений муниципального фонда по договорам социального найма подлежит учету стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:
1. Жилые дома, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
2. Автомобили, мотоциклы, мотороллеры и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Земельные участки независимо от территориальной принадлежности, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания за исключением садовых участков, расположенных в садоводческих товариществах.
Принимая во внимание положение вышеуказанных правовых норм, а также учитывая, что согласно представленным истицей сведениям об имуществе его суммарная стоимость за расчетный период составляет 650 000 руб., суд приходит к выводу о том, что решение общественной жилищной комиссии при администрации Ефимовского городского поселения от 19.07.2019г. и вынесенное на его основании обжалуемое Постановление №182 от 22.07.2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма» являются законными, обоснованными и оснований для его отмены суд не находит, поскольку стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи Трофимовой С.С., рассчитанный путем деления суммы стоимости имущества на количество членов семьи гражданина составляет 216 66,67 руб. (650 000 : 3 = 216 66,67) и превышает величину порогового значения стоимости имущества в размере 50 000 руб., установленную на основании решения совета депутатов Ефимовского городского поселения от 17.12.2007 года № 134, в связи с чем размер стоимости имущества Трофимовой С.С. и членов её семьи не подтверждает их право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Из материалов дела судом также установлено, что за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим году подачи Трофимовой С.С. заявления о постановке на учет от 31.05.2019г. в собственности Трофимовой С.С. и членов её семьи (её несовершеннолетних детей ФИО7 и ФИО8) также находились:
- по 1/3 доли за каждым от 60/119 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 953 537,14 руб., стоимость 60/119 долей определена сторона в договоре купли-продажи от 11.07.2012г. в размере 350 000 руб. При этом, их право собственности в установленном законом порядке прекращено не было, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.11.2019г. Сведения о наличии зарегистрированного права собственности на указанное недвижимое имущество и о его стоимости (в.т.ч. остаточной стоимости после пожара) истицей в нарушение положений действующего законодательства в Сведениях об имуществе семьи (Приложение № к заявлению о признании граждан малоимущими) указаны не были;
- согласно сообщения ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 04.12.2019г. следует, что за Трофимовой С.С. зарегистрированы следующие транспортные средства: марки ФИО1 гос.рег.знак К720ХО82 и ВАЗ 211000 гос.рег.знак №. Согласно представленного истицей договора купли-продажи №п от 18.02.2017г. следует, что транспортное средство марки ФИО1 было приобретено истицей за 650 000 руб., а согласно договора купли-продажи транспортного средства от 16.07.2018г. данный ФИО1 был ей продан за 200 000 руб. При этом, государственная регистрация перехода право собственности на указанный ФИО1 в органах ГУ МВД России сторонами произведена не была и данный ФИО1 зарегистрирован за истицей. Сведения о наличии в собственности Трофимовой С.С. транспортного средства марки ВАЗ 211000 гос.рег.знак № и о его стоимости истицей в нарушение положений действующего законодательства в Сведениях об имуществе семьи (Приложение № к заявлению о признании граждан малоимущими) указаны не были. Кроме того, истицей в Сведениях о доходах семьи (Приложение № к заявлению о признании граждан малоимущими) также не были указаны сведения о получении ею дохода от продажи транспортного средства марки ФИО1 по договору купли-продажи транспортного средства от 16.07.2018г. в размере 200 000 руб. что является дополнительным основанием для отказа в признании истицы и членов её семьи малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения и членов его семьи в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом основным условием для обеспечения жильем является признание жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
По результатам работы комиссия может принять, в том числе решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (п. 47 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Исходя из анализа указанных норм права следует, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов; в целях защиты своих законных прав и интересов истец вправе оспорить решение межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействия) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в соответствующем порядке.
Кроме того, в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч.3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Согласно ч.7 ст. 31 Жилищного кодекса РФ гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом из представленных сторонами доказательств было установлено, что истица и члены её семьи не были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; жилое помещение по месту регистрации истицы в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не признавалось; оценка его технического состояния не производилась.
Учитывая обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд, руководствуясь по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого вышеприведенными нормами, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для внеочередного предоставления истицы жилого помещения, а потому в удовлетворения исковых требований Трофимовой С.С. о возложении на ответчика обязанности предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, размером не менее 82,6 кв. метров общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в поселке Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Трофимовой Светланы Сергеевны к Администрации Ефимовского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления №182 от 22 июля 2019 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма» и об обязании предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, размером не менее 82,6 кв. метров общей площади ранее занимаемого жилого помещения, в поселке Ефимовский Бокситогорского района Ленинградской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 22 июня 2020 года.
Судья: