УИД №
К делу № 2а-3763/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2019 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
с участием представителя административного истца Мешкова С.Ю. – Погребняк А.Ю., действующей на основании доверенности от 12.07.2019 года
при секретаре судебного заседания Авакян А.А.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Мешкова С.Ю. к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта на земельном участке и устранении нарушений, -
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Мешков С.Ю. обратился в Таганрогский городской суд с административным иском к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта на земельном участке и устранении нарушений.
В обоснование иска указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № категории земель земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 853 кв.м.
06.06.2019 года обратился в Администрацию г. Таганрога с уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
На данное уведомлением истцом получено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрами (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 07.06.2019 года №, в котором указаны несоответствия: Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» установлено ограничение в использовании земельного участка: зона регулирования застройки с режимом 2А; охранная зона объектов культурного наследия с режимом 1Г; охранная зона объекта археологического наследия; водоохранная зона Таганрогского залива; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Южный»; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Центральный»; СЗЗ «Таганрогский транспортный морской узел» (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Строительство и реконструкция жилых домов в границах Санитарно-защитных зон не допускается.
Истец, ссылаясь на нарушение своих прав, указывает, что земельный участок первоначальной предоставлялся под строительство индивидуального жилого дома, на нем находится жилой дом, отказ в выдаче разрешения на реконструкцию существующего жилого дома, по мнению истца, является незаконным, основания для запрета в осуществлении реконструкции жилого дома, в соответствии с требованиями ст. 40 ЗК РФ, ст. 263 ГК РФ, отсутствуют.
Истец просит признать незаконным и отменить уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 07.06.2016 года № и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения Мешкова С.Ю,, на основании уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, индивидуального жилого дома: этажность 2; высота 8,7 м; отступы по 3 м от смежных границ участка, площадь застройки 415,3 кв.м.
В судебном заседании административный истец Мешков С.Ю. не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Погребняк А.Ю., действующая на основании доверенности, требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога в судебном заседании не присутствует, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом. В адрес суда поступило письменно ходатайство представителя Администрации г. Таганрога Смолиной Е.В., действующей на основании доверенности, которая просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика и отказать в удовлетворении административного иска, поскольку земельный участок находится в охранной зоне объектов культурного наследия с режимом 1Г.
Дело в отсутствие сторон рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что на основании четырех договоров купли-продажи от 31.08.2018 года, Мешков С.Ю. является собственником жилого дома площадью 65,8 кв.м., год завершения строительства 1937 и земельного участка площадью 853 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
Желая произвести реконструкцию жилого дома, 06.06.2019 года истец обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога с письменным уведомлением о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и схемой размещения объекта.
Администрация г. Таганрога в лице Комитета по архитектуре и градостроительству уведомила Мешкова С.Ю. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от 07.06.2019 года в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> сославшись на недопустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям:
Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» установлено ограничение в использовании земельного участка: зона регулирования застройки с режимом 2А; охранная зона объектов культурного наследия с режимом 1Г; охранная зона объекта археологического наследия; водоохранная зона Таганрогского залива; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Южный»; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Центральный»; СЗЗ «Таганрогский транспортный морской узел» (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Строительство и реконструкция жилых домов в границах Санитарно-защитных зон не допускается.
Строительство (реконструкция) объекта ИЖС или садового дома с 04.08.2018 осуществляется застройщиком в уведомительном порядке, предусмотренном ст. 51.1 ГрК РФ. Застройщик должен подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), которое содержит необходимые сведения, и приложить к нему определенные документы (ч. 1, 3 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения такого уведомления уполномоченный орган направляет застройщику один из следующих документов (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ):
1) уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Получение застройщиком этого уведомления считается согласованием строительства или реконструкции объекта ИЖС (садового дома) и дает право застройщику осуществлять их строительство (реконструкцию) согласно параметрам, указанным в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком уведомления о планируемом строительстве (ч. 13 ст. 51.1 ГрК РФ);
2) уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, а требования к содержанию такого уведомления установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В рамках рассмотрения спора установлено, что административным истцом приобретен в собственность жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – для строительства жилого дома.
Сведения относительно наличия обременения в использовании спорного земельного участка сведения ЕГРН содержат в отношении тыльной части земельного участка площадью 51 кв.м. – охранная зона распределительного подземного и наземного газопровода низкого давления. Основанием несоответствия указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от 07.06.2019 года в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, наличие данного обременения, не является.
Первым основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в зоне регулирования застройки с режимом 2А. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», зона 2А - Зона регулирования периметральной застройки усадебного характера (устанавливается на участках кварталов, прилегающих к историческому скверу Петра 1 и по восточной бровке террасы Таганрогского залива). Задачей режима является сохранение характера усадебной застройки вблизи исторического сквера Петра-1 и обеспечение возможности уплотнения застройки по восточной бровке террасы Таганрогского плато. Режимом предусматривается: 1. Сохранение красных линий застройки. 2. Снос малоценных зданий и сооружений. 3. Строительство 1 - 2-этажных зданий усадебной застройки (до 7,5 м). 4. Реконструкция существующего жилого и общественного фонда. 5. Благоустройство и инженерная подготовка территории, не нарушая их характера и масштаба по границам с охранными зонами. Указанная зона предусматривает реконструкцию существующего жилого фонда, в связи с чем, допускает проведение реконструкции индивидуального жилищного строительства.
Вторым основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в охранной зоне объектов культурного наследия с режимом 1Г. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», зона 1Г - Охранная зона объектов культурного наследия и зданий, обладающих признаками объекта культурного наследия, улиц, переулков, площадей. Задачей режима является: 1. Сохранение радиально-лучевой планировки улиц и площадей с исторически сложившимися параметрами. 2. Восстановление утраченных архитектурных доминант - объектов культурного наследия. 3. Сохранение периметрального характера застройки с комплексом мероприятий по реставрации и приспособления для современного использования объектов культурного наследия и зданий, обладающих признаками объектов культурного наследия. 4. Восстановление элементов благоустройства с исторической достоверностью. Режимом предусматривается: 1. Расчистка периметральной застройки от малоценных поздних зданий и сооружений. 2. Запрещение нового строительства и установка торговых павильонов. 3. Сохранение исторически ценной планировки в сложившихся красных линиях застройки. 4. Воссоздание утраченных архитектурных доминант с учетом сложившейся градостроительной ситуации. 5. Докомпановка незавершенных архитектурных ансамблей площадей (Торговые ряды). 6. Создание благоприятных условий для функциональной деятельности объектов культурного наследия. 7. Восстановление архитектурно-художественного облика объектов культурного наследия и объектов, обладающих их признаками (реставрация и ремонт). 8. Реконструкция инженерной подготовки и благоустройства территории в соответствии с общими требованиями режимов охранных зон. Таким образом, расположение земельного участка в указанное зоне, не запрещает реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства.
Третьим основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в охранной зоне объекта археологического наследия. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», охранная зона объектов археологического наследия - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий хозяйственную деятельность и строительство до проведения научно-исследовательских и археологических работ. Задачей режима предусматривается сохранение культурного слоя на территории объекта с возможностью организации научно-исследовательских, проектных и производственных работ. Режим предусматривает: 1. установку знаков границ охранных зон на территории объектов археологии; 2. осуществление археологических полевых работ юридическими и физическими лицами при обязательном наличии открытого листа, выдаваемого и регистрируемого в порядке, установленном федеральным законодательством; 3. получение разрешения на производство любого вида хозяйственной деятельности от государственных органов охраны объектов культурного наследия; 4. производство работ на территории охранной зоны в присутствии представителя государственного органа охраны. Данная зона не предусматривает ограничений собственников объектов индивидуального строительства в проведении работ по реконструкции.
Четвертым основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в водоохраной зоне Таганрогского залива. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон с особыми условиями использования территории, выделенных по экологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным условиям использования территорий, определяется градостроительными регламентами, определенными настоящими Правилами, обозначенным на карте градостроительного зонирования, с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным зонам предприятий и объектов, водоохранным зонам, иным зонам ограничений. Водоохранные зоны выделяются в целях предупреждения и предотвращения микробного и химического загрязнения поверхностных вод, предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, сохранения среды обитания объектов водного, животного и растительного мира. (ч. 1, ч. 2 ст. 6). Расположение земельного участка в указанной зоне не запрещает собственнику реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Пятым и шестым основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в приаэродромной территории аэродрома «Таганрог-Южный» и приаэродромной территории аэродрома «Таганрог-Центральный». В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», режим использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в пределах приаэродромной территории, в районе аэродромов, в границах зон подтопления, иных зон ограничений, определяется федеральными законами, техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 6). Приаэродромная территория аэродрома Таганрог (Южный), Приаэродромная территория аэродрома Таганрог (Центральный) установлены на основании Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года № 60-ФЗ, постановления Правительства РФ от 11.03.2010 года № 138 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Административный ответчик в своем уведомлении указал она отсутствие предоставления согласования уполномоченного представителя аэродрома Таганрог (Южный). Согласно действующей редакции п. 2 ст. 47 ВК РФ, п. 4 ст. 1 ГрК РФ приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, при которой строительство и реконструкция должны быть согласованы с представителями аэродрома. В рамках рассмотрения спора стороной административного истца представлены письменное согласование реконструкции индивидуального жилищного строительства ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (аэродром Таганрог (Южный)).
Седьмым основанием к отказу в выдаче уведомления о соответствии планируемой реконструкции явилось размещение объекта индивидуального строительства в СЗЗ «Таганрогский транспортный морской узел» (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»). Данная санитарно-защитная зона установлена в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», утвержденными Решением Городской Думы города Таганрога от 25.12.2012 года № 506 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог», строительство и реконструкция жилых домов в границах санитарно-защитных зон не допускается.
Согласно статье 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведения территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В рамках рассмотрения спора установлено, что административным истцом приобретен в собственность жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для строительства жилого дома.
Сведения относительно наличия обременения в использовании спорного земельного участка сведения ЕГРН не содержат.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее также - Санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - СанПиН).
В соответствии с п. 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натуральных исследований.
В соответствии с п. 2.4. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в ред. от 25.04.2014), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
В соответствии с п. 2.1 и 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
Указанное санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно ст. 42 и ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" выдается главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями по субъектам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II и III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
Установление, изменение размеров установленных (окончательных) санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух, выполненной аккредитованными организациями, оценки риска здоровью населения.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В соответствии с пунктом 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию, принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Исходя из изложенного, установление санитарно-защитной зоны в вышеуказанном порядке является обстоятельством, подлежащим доказыванию, в связи с чем, судом выяснено, что санитарно-защитная зона Таганрогского транспортного морского узла постановлением Главного государственного санитарного врача либо решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, не устанавливалась.
В рамках рассмотрения спора, стороной административного истца представлен ответ ФГУП «Росморпорт» Таганрогского управления Азовского бассейнового филиала от 16.07.2019 года на обращение Мешкова С.Ю. о согласовании реконструкции объекта недвижимости по адресу: <адрес> согласно которого следует, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от 10.04.2013 года установлена единая расчетная санитарно-защитная зона Таганрогского транспортного морского узла, объединяющая следующие организации: ТУ АБФ ФГУП «Росморпорт», ЗАО «Приазовье», ООО «Моррасчетсервис», ООО «Морской зерновой терминал», АО «Таганрогский морской торговый порт», АО «Таганрогский судоремонтный завод». Данный адрес не входит в границы санитарно-защитной зоны, на данный район жилой застройки не распространяются требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Доказательств установления санитарно-защитной зоны Постановлением Главного государственного санитарного врача либо решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, суду не представлены, при этом, санитарно-эпидемиологическое заключение, на которое ссылается ФГУП «Росморпорт» к таким доказательствам отнесено быть не может.
Указание Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога на то, что земельный участок, на котором административные истцы предполагают проведение реконструкции жилого дома, расположенного в санитарно-защитной зоне Таганрогского транспортного морского узла, в которой не допускается осуществление жилой застройки, в силу положений ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть расценено основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Учитывая, что земельный участок имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, сведения ЕГРН на данный участок не содержит данных о наличии каких-либо ограничений, препятствующих строительству или реконструкции жилого дома, в настоящее время на данном земельном участке располагается жилой дом, принадлежащий истцу, обстоятельство обременения и ограничения в использовании земельного участка (зона регулирования застройки с режимом 2А; охранная зона объектов культурного наследия с режимом 1Г; охранная зона объекта археологического наследия; водоохранная зона Таганрогского залива; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Южный»; приаэродромная территория аэродрома «Таганрог-Центральный»; СЗЗ «Таганрогский транспортный морской узел» (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), на которые в отказе в выдаче Мешкову С.Ю. разрешения на реконструкцию жилого дома на принадлежащем им земельном участке ссылается административный ответчик, не является основанием, достаточно подтверждающим обоснованность такого отказа.
Распоряжением № от 22.04.2019 года Администрацией г. Таганрога в лице Комитета по архитектуре и градостроительству утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Градостроительный план предусматривает место допустимого размещения капитального строительства в тыльной части земельного участка за жилым домом, расположенным в фасадной части домовладения.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, достоверно подтверждающие обстоятельства запрета проведения реконструкции Мешкову С.Ю. на земельном участке, с разрешенным использованием для строительства жилого дома, расположенным на нем жилым домом, без ограничений и обременений в использовании земельного участка нахождения, изложенные в уведомлении о несоответствии планируемой реконструкции.
Административным ответчиком не представлено сведений о том, каким именно нормативно-правовым актом установлена санитарно-защитная зона, на которую он ссылается в своем отказе от 07.06.2019 года, вокруг какого объекта либо производства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлена зона, не указан класс опасности объекта, размер санитарно-защитной зоны, также не указаны и не представлены доказательства невозможности реконструкции жилого дома в охранной зоне объектов культурного наследия с режимом 1Г, сведения об установлении данной зоны, постановки ее на кадастровый учет.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, при этом согласно отзыва на исковое заявление представитель просил отказать в иске полностью с учетом расположения земельного участка в охранной зоне объектов культурного наследия с режимом 1Г. Доводов относительно иных ограничений и обременений в использовании земельного участка, изложенных в уведомлении, отзыв не содержит.
Кроме того, согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу в части положений данного пункта с 04 августа 2018 года, с 01 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Таганрог» в части расположения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне площадки скважинного водозабора нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку создают препятствия в реализации прав по строительству (реконструкции) и последующей легализации объектов недвижимости в соответствии с целевым назначением земельного участка, что нарушает личное неимущественное право административных истцов на благоприятные условия проживания.
Установив, что оспариваемое уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от 07.06.2019 года в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям закона, нарушает права административных истцов, суд, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагает на Администрацию г. Таганрога обязанность в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 06.09.2019 года за номером 60.3.1-ФЛ/1142 в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст.ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административные исковые требования Мешкова С.Ю. к Администрации г. Таганрога о признании незаконным уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта на земельном участке и устранении нарушений, удовлетворить.
Признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № от 07.06.2019 года в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию г. Таганрога в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, зарегистрированного 06.06.2019 года за номером № в отношении планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий: /подпись/ Л.В. Качаева
Решение в окончательной форме изготовлено 30.07.2019 года.