Дело № 2-1133/2019
Решение
именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Чайко А.А., при секретаре Пигалевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шигарова А. В. к Министерству промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области о признании действий незаконными и дискриминационными, возложении обязанности выплатить разницу в окладе, взыскании морального вреда,
установил:
истец Шигаров А.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее Министерство) о признании действий незаконными и дискриминационными, возложении обязанности выплатить разницу в окладе, взыскании морального вреда, обосновав их тем, что при ознакомлении с материалами гражданского дела Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода № 2-3590/2017, которое было возбуждено по его исковому заявлению к Министерству промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области о восстановлении на работе истец увидел приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] и приказ Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ], приобщенных к материалам дела по ходатайству представителя Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Родиной С. Н.. Исходя из данных вышеуказанных приказов главному специалисту отдела контроля за розничной продажей алкогольной продукции управления лицензирования - Шевченко Т. М. была установлена надбавка к должностному окладу за особые условия труда -65% с [ 00.00.0000 ] . С [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] Шигаров А.В. работал в отделе контроля за розничной продаже алкогольной продукции управления лицензирования Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области на месте государственного служащего - Шевченко Т. М., находящейся в декретном отпуске. Однако ему за вышеуказанный период работы оплачивали только 55 % оклада. Шигаров А.В. считает, что был подвергнут дискриминации, поскольку ответчиком были нарушены ст. 3 ТК РФ «запрещение дискриминации в сфере труда» и ст.ст. 50,52 Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.
В связи с указанным Шигаров А.В. обратился с исковым заявлением и просит суд:
1. Признать действия Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, выразившиеся в назначении ему надбавки в размере 55% от должностного оклада, а не 65% от должностного оклада, как у Шевченко Т.М., незаконными и дискриминационными.
2. Обязать Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области выплатить истцу разницу - 10% оклада, недополученного им за время работы в Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области;
3. Взыскать с Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области моральный вред в сумме 50 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнял исковые требования и в окончательной форме просит суд:
1. Признать действия Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и Макарова А. В., выразившиеся в назначении ему надбавки в размере 55% от должностного оклада, а не 65% от должностного оклада, как у Шевченко Т.М., незаконными и дискриминационными;
2. Обязать Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области выплатить истцу разницу - 10% оклада (14 234 руб. 70 копеек), недополученную заработную плату (денежное содержание) за время работы в Министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области;
3. Обязать Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области выплатить истцу разницу -10% оклада (478 руб. 51 копеек), недополученную заработную плату (денежное содержание) за время работы в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области за [ 00.00.0000 ] ;
4. Взыскать с Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и Макарова А. В. моральный вред в сумме 110 000 рублей.
Протокольным определением от [ 00.00.0000 ] Шигарову А.В. отказано в привлечении ответчика Макарова А.В.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика на основании доверенности Шпытева Т.А. исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, а также заявление о пропуске истцом срока на обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о признании незаконными и дискриминационными действия представителя нанимателя выразившегося в установлении надбавки за особые условия государственной гражданской службы.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав позицию представителя ответчика, установив юридически значимые для разрешения правового конфликта обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности согласно ст.67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований Шигарова А.В. на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст.37 Конституции РФ «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
Согласно ч. 4 ст. 37 Конституции РФ «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» «Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срочный служебный контракт заключается в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] на имя министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области А.В.Макарова поступило личное заявление Шигарова А.В. о принятии его на государственную гражданскую службу с [ 00.00.0000 ] и назначении на должность главного специалиста отдела контроля по розничной продаже алкогольной продукции управления лицензирования на период отсутствия основного государственного гражданского служащего Шевченко Т.М. в связи с нахождением её в отпуске по уходу за ребенком до 3-лет, за которой в соответствии с федеральным законодательством сохраняется должность гражданской службы.
Приказом министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О приеме на государственную службу» заявление Шигарова А.В. было удовлетворено, он принят на работу в министерство на период отсутствия Шевченко Т.М., Шигарову А.В. был установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 12 378 (двенадцать тысяч триста семьдесят восемь) рублей 00 копеек, ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы в размере 4 621 (четыре тысячи шестьсот двадцать один) рубль 00 копеек и ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной службе в размере 30% должностного оклада. Приказом министерства от [ 00.00.0000 ] [ № ] Шигарову А.В. с [ 00.00.0000 ] было установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 16,67% от должностного оклада.
Приказом министерства [ № ] от [ 00.00.0000 ] истцу установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 55% должностного оклада.
В соответствии с названными приказами о приеме на работу и установлении условий оплаты труда между министерством и Шигаровым А.В. был заключен срочный служебный контракт от [ 00.00.0000 ] [ № ].
В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.
В силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В развитие указанных положений статьей 21 ТК РФ гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 132 ТК РФ установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Таким образом, приведенными выше нормами закона гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы, своевременно и в полном объеме, в равном размере по сравнению с другими работниками, выполняющими равный по ценности труд, без какой-либо дискриминации.
Согласно ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В ст. 5 ТК РФ также закреплено, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.
Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
В силу ч. 1, 4 ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. При этом нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Одним из принципов государственной гражданской службы, закрепленных в ст. 4 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", являются равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.
Согласно ст. 14 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, со служебным контрактом.
Статьей 50 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10).
Согласно части 7 ст. 4 Закона Нижегородской области от 09.09.2003 г. N 76-3 "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области" порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, материальной помощи, премирования устанавливается соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Приказом министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области от 1 июля 2016 года №11-ф «Об утверждении положений о порядке оплаты труда сотрудников министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области» установлен указанный порядок.
Исходя из указанных законоположений федерального и регионального законодательства, следует, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы имеет стимулирующий характер и как конкретный ее размер, так и порядок выплаты, определяется представителем нанимателя.
Согласно положению о порядке оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области и должности государственной гражданской службы Нижегородской области в министерстве промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, утвержденному названным приказом, конкретные размеры ежемесячных надбавок за особые условия государственной гражданской службы устанавливаются приказом министерства в отношении гражданских служащих высшей, главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей.
Под особыми условиями следует понимать высокую интенсивность, сложность и напряженность профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, необходимость выполнения качественно и в кратчайшие сроки поручений Губернатора, Председателя Правительства, Правительства Нижегородской области, министра, высокую производительность труда, проявление инициативы и творческого подхода к делу.
Кроме того, данная надбавка является стимулирующей и устанавливается каждому сотруднику индивидуально.
Согласно статьи 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
В силу положений статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, часть первая статьи 129 ТК РФ относится к нормам, определяющим общие понятия, используемые в разделе VI "Оплата и нормирование труда" ТК РФ, содержит лишь норму-дефиницию и как таковая права граждан не затрагивает (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 418-О-О).
Норма части третьей статьи 133 ТК РФ направлена на реализацию конституционного права каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации), не предопределяет конкретный размер оплаты труда работника, в равной степени касается всех лиц, работающих по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 858-О-О), и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая трудовые права заявителей.
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ (Определение от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130).
Также, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года №7-П, не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы была установлена Шигарову А.В. в пределах, установленных действующим законодательством, и в порядке, установленном приказом министерства.
Учитывая, что денежное содержание гражданского служащего состоит из разных составляющих, величина которых зависит от разных факторов (стаж государственной гражданской службы, присвоенный классный чин, размер стимулирующей надбавки), то различие в сумме денежного содержания также не может служить основанием для признания действий ответчика дискриминационными.
На основании изложенного, оценив представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что установленный ему размер должностного оклада является проявлением дискриминации, в связи с чем не подлежат удовлетворению требования Шигарова А.В. о понуждении Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области выплатить истцу разницу - 10% оклада в размере 14 234 руб. 70 копеек, разницы 10% оклада в размере 478 руб. 51 копеек, а также взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шигарова А. В. к Министерству промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области о признании действий незаконными и дискриминационными, возложении обязанности выплатить разницу в окладе, взыскании морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский районный суд г.Нижний Новгород.
Судья А.А.Чайко