РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2018 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Мусагалиевой А.С., с участием представителя истца Сардарова Ф.А.о., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» о возложении обязанности по исполнению природоохранного законодательства,
установил:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» о возложении обязанности по исполнению природоохранного законодательства. В обоснование исковым требованиям указано, что в ходе проверки исполнений природоохранного законодательства и потребления в деятельности МУП МХК МО «Поселок Верхний Баскунчак» Ахтубинского района были выявлены нарушения. Согласно утверждённому постоянному технологическому регламенту эксплуатации очистных сооружений канализации МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» от ДД.ММ.ГГГГ в качестве мероприятий по организации технологического и производственного экологического контроля предусмотрено осуществление химико-технологического и бактериологического контроля. Это включает в себя проведение регулярного мониторинга влияния очищенных сточных вод на грунтовые воды земельного участка с полями фильтрации и прилегающих к ним территорий посредством создания сети наблюдательных скважин. Также выполнение химического и микробиологического анализов сточных вод на всех этапах очистки и анализов осадков сточных вод на паразитологические показатели. Предприятием не обеспечивается выполнение вышеуказанных требований природоохранного законодательства и утверждённой технологии работы очистных сооружений канализации, не выполняются предусмотренные технологическим регламентом мероприятия. Прокурор просил обязать ответчика организовать осуществление мониторинга за влиянием очищенных сточных вод на грунтовые воды земельного участка с полями фильтрации и прилегающих к ним территорий очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, организовать производственный контроль за качеством осадков сточных вод на паразитологические показатели и сточных вод по микробиологическим и химическим показателям на всех этапах очистки на очистных сооружениях канализации, согласно утверждённому графику производственного контроля.
Представитель истца Сардаров Ф.А.о. в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Допрошенный ранее представитель ответчика Приходько В.Б. исковые требования признал в полном объёме, согласился с необходимостью проведения указанных в иске прокурора мероприятий.
Представители третьих лиц - Управления Росприроднадзора по Астраханской области, администрации МО «Поселок Верхний Баскунчак» в судебное заседание, не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
На основании пункта 1 статьи 67 вышеуказанного закона производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
«Правилами охраны подземных водных объектов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года № 94 установлено, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя: мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды; мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов; наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод; наблюдение за уровенным режимом подземных вод.
Данные мероприятия организуются при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и истощению их запасов.
В судебном заседании установлено, что МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» входит в перечень объектов (под номером 1576), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Астраханской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 96), утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 10 сентября 2010 года № 395.
В ходе проверки деятельности МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» выявлены нарушения.
В частности, в результате хозяйственной деятельности ответчика, согласно утверждённому постоянному технологическому регламенту эксплуатации очистных сооружений канализации МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» от ДД.ММ.ГГГГ в качестве мероприятий по организации технологического и производственного экологического контроля предусмотрено:
- осуществление химико-технологического и бактериологического контроля, который включает в себя проведение регулярного мониторинга влияния очищенных сточных вод на грунтовые воды земельного участка с полями фильтрации и прилегающих к ним территорий посредством создания сети наблюдательных скважин,
- выполнение химического и микробиологического анализов сточных вод на всех этапах очистки и анализов осадков сточных вод на паразитологические показатели, согласно утверждённому графику производственного контроля.
Предприятием не обеспечивается выполнение вышеуказанных требований природоохранного законодательства и утверждённой технологии работы очистных сооружений канализации, не выполняются предусмотренные технологическим регламентом мероприятия по охране окружающей среды и осуществлению производственного экологического контроля.
Астраханским межрайонным природоохранным прокурором было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (л.д. 67-68).
МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» не были своевременно устранены допущенные нарушения закона, указанные в представлении, в связи с чем, природоохранной прокуратурой был подан иск в суд.
Согласно пояснениям представителя ответчика МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» в ходе подготовки гражданского дела к рассмотрению, нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены. Требуемые мероприятия на предприятии не осуществляются.
По содержанию утверждённого постоянного технологического регламента эксплуатации очистных сооружений канализации следует, что МУП ЖКХ МО «Поселок Верхний Баскунчак» обязано выполнять его требования.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к негативным изменениям окружающей среды.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации).
Суд соглашается с доводами истца о том, что непринятие ответчиком указанных мер по организации производственного экологического контроля за качеством очистки сточных вод и осадков сточных вод на всех этапах очистки, а также объектами окружающей среды, в том числе, подземными водами, в зоне влияния очистных сооружений канализации может привести к загрязнению окружающей среды и нарушению законных прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
При таких обстоятельствах, исковые требования Астраханского природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» о возложении обязанности по исполнению природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» выполнить следующие природоохранные мероприятия в соответствии с утверждённым технологическим регламентом эксплуатации канализационных очистных сооружений:
- организовать осуществление мониторинга за влиянием очищенных сточных вод на грунтовые воды земельного участка с полями фильтрации и прилегающих к ним территорий очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: <адрес>, согласно утверждённому графику производственного аналитического контроля;
- организовать производственный контроль за качеством осадков сточных вод на паразитологические показатели и сточных вод по микробиологическим и химическим показателям на всех этапах очистки на очистных сооружениях канализации, расположенных по адресу: <адрес>, согласно утверждённому графику производственного контроля.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Судья Шалекешов А.Х.