УИД 76RS0011-01-2023-000844-46
Дело № 2-25/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,
при секретаре Агафоновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации городского поселения Углич к Лебедевой П.В. и Лебедеву А.В. о сносе самовольной постройки, о прекращении права собственности на хозяйственную постройку и исключении сведений об объекте из ЕГРН,
установил:
Администрация городского поселения Углич обратилась в Угличский районный суд с исковым заявлением, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского поселения Углич поступило уведомление от инспекции государственного строительного надзора Ярославской области о том, что по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ рейдового осмотра на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, выявлен факт возведения объекта капитального строительства с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается актами рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № и №. Земельный участок с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, находятся в общей долевой собственности Кириковой (ранее - Когут) А.М. и Лебедевой П.В. На земельном участке расположен строящийся объект капитального строительства с размерами в плане примерно 16х7 метров, высотой около 7 метров. Возводящееся здание является строением вспомогательного использования с двумя помещениями гаражей и двумя хозяйственными помещениями. На момент осмотра ответчики пояснили инспекции, что работы приостановлены. Строящееся здание представляет собой строение из газобетонных блоков на бетонном плитном малозаглубленном фундаменте, со сложной крышей, под кровлей из металлочерепицы. В крыше предусмотрены окна, напоминающие мансардные. Помещения в объеме пространства чердака на момент осмотра не оборудованы. Из выписки ЕГРН следует, что земельный участок целиком расположен в зоне охраны объектов культурного наследия и природного ландшафта (реестровый номер №). Ограничение использования земельного участка в пределах зоны: согласно абз. 1 п. 2 ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Таким образом, новое строительство объектов капитального строительства на данном земельном участке запрещено. Актами рейдовых осмотров инспекции государственного строительного надзора Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № и № также зафиксировано, что в отношении Кириковой А.М. и Лебедевой П.В., в рамках регионального государственного строительного надзора, проведен рейдовый осмотр на основании решения начальника инспекции - главного государственного инспектора государственного строительного надзора Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ и выявлено нарушение требований Правил землепользования и застройки городского поселения Углич - новое строительство объекта капитального строительства с нарушением градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки и ограничения использования земельного участка, установленного требованиям ст. 56 Земельного кодекса РФ. В связи с чем, администрация городского поселения Углич просит признать строящийся объект капитального строительства из газобетонных блоков на бетонном плитном малозаглубленном фундаменте, со сложной крышей, под кровлей из металлочерепицы - строение вспомогательного использования с двумя помещениями гаражей и двумя хозяйственными помещениями, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности Кириковой А.М. и Лебедевой П.В., самовольной постройкой; обязать Кирикову А.М. и Лебедеву П.В. снести самовольно возведенную постройку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято уточненное исковое заявление, в связи со сменой собственника – к Лебедевой П.В. и Лебедеву А.В., в котором истец просит признать хозяйственную постройку с кадастровым номером №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязать Лебедева А.В. и Лебедеву П.В. снести указанную самовольную постройку в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; прекратить право собственности Лебедева А.В. и Лебедевой П.В. на данный объект недвижимости; исключить из ЕГРН сведения об указанной постройке.
В судебном заседании представитель истца Администрации городского поселения Углич по доверенности Шильников А.Н. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Лебедева П.В. исковые требования не признала, пояснив, что проживает по указанному адресу 32 года. На земельном участке помимо дома ранее располагался двухэтажный сарай, построенный из кирпича и досок, однако три года назад он сгорел. Собственниками было принято решение на оставшемся от постройки фундаменте восстановить строение вспомогательного назначения, для хранения техники, инструмента, а также материала для изготовления венков, поскольку ответчик имеет свое ритуальное агентство. Так как участок в месте постройки не был огорожен, выяснилось, что строение частично заходит на земли неразграниченного пользования, в связи с чем путем перераспределения земель, участок был увеличен на 70 кв.м. При оформлении вновь образованного земельного участка Администрация городского поселения Углич знала о том, что ответчиками возведено спорное строение, однако никаких претензий не предъявляла. Просила учесть, что в г. Угличе в настоящее время в указанной охранной зоне памятников архитектуры, возводятся различные новые строения капитального характера.
Ответчики Лебедев А.В., Кирикова А.М., представитель Лебедевой П.В. и Лебедева А.В. - адвокат Грезнева-Кириченко О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены. Представитель истцов ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Инспекции государственного строительного надзора Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменную позицию по делу, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменную позицию по делу.
Представители третьих лиц Администрации Угличского МР, министерства строительства Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области, МО по Угличскому и Мышкинскому районам Управления Росреестра по ЯО, ПАО Сбербанк России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, ответчика Лебедеву П.В., свидетеля ФИО11, учитывая позицию третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Кирикова (Когут) А.М. и Лебедева П.В. являлись долевыми собственниками жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно договору купли-продажи и передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ указанные собственники приобрели у Администрации городского поселения Углич земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 904 кв.м. для обслуживания индивидуального жилого дома, с обременением – водоохранная зона Рыбинского водохранилища (л.д. 243 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ инспекцией на основании обращения Управления муниципального имущества, градостроительства и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области по согласованию с прокуратурой Ярославской области был осуществлен внеплановый рейдовый осмотр строительства объекта капитального строительства – здания вспомогательного использования по адресу: Ярославская <адрес> (акт рейдового осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, акт рейдового осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ).
В ходе рейдового осмотра установлено, что на указанном земельном участке начато возведение объекта капитального строительства. Здание представляет собой строение из газобетонных блоков на плитном малозаглубленном фундаменте, со сложной крышей, под кровлей из металлочерепицы. Здание является объектом капитального строительства вспомогательного использования. В здании расположены два помещения гаражей и два хозяйственных помещениями. Помещения в объеме пространства чердака на момент осмотра не выделены. Согласно Правилам землепользования и застройки городского поселения Углич от 30.04.2021 № 221 (в редакции от 02.03.2022 № 281), участок расположен в градостроительной зоне И-1 (охранная зона памятников архитектуры). Согласно ст. 61.1 ПЗЗ, проектом зон охраны памятников Углича 1987 г. установлены охранные зоны для памятников, стоящих на государственной охране, для зданий, подготовленных к взятию под охрану (включенных в свод) с учетом вновь выявленной ценной исторической застройки.
Таким образом, в ходе контрольного (надзорного) мероприятия ДД.ММ.ГГГГ инспекцией выявлен факт несоответствия объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес> предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установленным правилами землепользования и застройки городского поселения Углич, и требованиям статьи 56 Земельного кодекса РФ (ограничения использования земельного участка).
Вместе с тем, до проведения указанного рейда постановлением Администрации городского поселения Углич от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, на кадастровом плане территории, где указана зона ОЖ – зона общественно-жилого назначения и площадь (л.д. 239 т.1). После чего, ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Балашовой О.В. подготовлен межевой план на образованный земельный участок площадью 982 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Лебедева П.В. и Кирикова А.М. обратились в Администрацию городского поселения Углич с заявлением о перераспределении земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ такое перераспределение удостоверено, площадь земельного участка увеличивается на 78 кв.м. и составляет 982 кв.м., участку присвоен иной кадастровый номер № (л.д. 7 т.1).
После чего Кирикова А.М., согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продает свою долю в праве на жилой дом и образовавшийся при перераспределении земельный участок Лебедеву А.В. (л.д. 8-9 т.2).
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Озеровым А.В. составлен технический план спорного здания вспомогательного назначения (хозяйственная постройка), общей площадью 171,3 кв.м. (л.д. 223-227 т. 1).
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Учитывая указанное положение закона, данный объект поставлен в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ без каких-либо разрешений. При этом, на указанный объект зарегистрированы ограничения – ипотека в силу закона, на основании договора ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Лебедевой П.В. и ПАО «Сбербанк России» (л.д. 200, 212-213 т.1).
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Вместе с тем названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
Согласно пункту 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972, соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности. Отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается.
На основании пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно пункту 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 12 сентября 2015 года N 972, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований: а) запрещение строительства объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды); б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм; в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов); г) сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов; д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств; е) соблюдение требований в области охраны окружающей среды, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении, а также сохранности охраняемого природного ландшафта; ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
В соответствии с частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из ответа государственной службы охраны объектов культурного наследия Ярославской области (л.д. 119 т.1) следует, что на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>) расположен выявленный объект культурного наследия «Особняк городской», середина XIX в. (кадастровый номер №). Объект принят на государственную охрану постановлением Главы Администрации Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня объектов историко-культурного наследия Ярославской области». Границы территории данного объекта в настоящее время не определены, в установленном порядке не утверждены. Данное обстоятельство исключает правовую возможность предъявления Службой требований о разработке в порядке пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации) документации об обеспечении сохранности в отношении данного объекта культурного наследия при проектировании и проведении работ на земельном участке с кадастровым номером №
В обоснование исковых требований истец ссылается на положения п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, что строительство в зоне охраны объектов культурного наследия и природного ландшафта (реестровый номер №) запрещено.
Вместе с тем, по ходатайству представителя ответчиков судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ИП Токарева А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ обследуемое нежилое здание хозяйственной постройки с кадастровым номером № общей внутренней площадью 771,3 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, полностью находится в градостроительной зоне И-1 - охранная зона памятников архитектуры.
По совокупности проведенного строительно-технического обследования нежилого здания хозяйственной постройки критических дефектов и повреждений несущих и ограждающих конструкций по Классификации дефектов по степени значимости («Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов»), оказывающих негативное влияние на конструктивную безопасность - (комплексное свойство конструкций объекта (здания или сооружения) противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции капитальный ремонт и т.п.) и окружающей средь/ как природного, так и техногенного характера) - не установлено.
Текущее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций (фундамента, стен, перекрытий, кровли) нежилого здания хозяйственной постройки на момент обследования по Классификация состояний (по СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния») определяется как работоспособное состояние - категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований, например, по деформативности, а в железобетоне и по трещиностойкости, в лонных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Таким образом, текущее техническое состояние несущих и ограждающих конструкций на момент проведения строительно-технического обследования не противоречит требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 11 июня 2021 г.); ФЗ-123 от 22.07.2008 г. «Технический, регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями на 27 декабря 2018 года); СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» (Актуализир. ред. СНиП 3.03.01-87); СП 20.133, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права третьих лиц, в том числе смежных землепользователей.
Согласно данным из технического паспорта на жилой дом и земельный участок, выданного Министерством коммунального хозяйства РСФСР, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ранее существовавший сарай Литера Г, имел размеры по наружному контуру 24,8x6,55 м., соответственно площадь сарая Литера Г составляла 162,4 кв.м.
Вновь построенное здание хозяйственной постройки с кадастровым номером № имеет размеры по наружному контуру 22,52x9,05 м., соответственно площадь данного здания (пятно застройки) на момент проведенного строительно-технического обследования составляет 203,81 кв.м., что на 41,4 кв.м. больше, чем ранее существовавшее здание Литера Г.
Согласно Заключению кадастрового инженера в отношении данного капитального здания хозяйственной постройки вспомогательного использования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 227 т.1) вновь построенное здание хозяйственной постройки с кадастровым номером № расположено на том же месте, с увеличением размеров и соответственно площади пятна застройки, где ранее согласно технического паспорта на жилой дом и земельный участок, выданного Министерством коммунального хозяйства РСФСР, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ располагался сарай Литера Г площадью 162,4 кв.м. (л.д. 117 т.2).
Принимая во внимание заключение кадастрового инженера Озерова А.В. (OОO «АН ГЕО-СЕРВИС) в отношении данного капитального здания хозяйственной постройки вспомогательного использования, проводя анализ технической документации и руководствуясь специальными знаниями, объект недвижимости, а именно здание хозяйственной постройки с кадастровым номером № с увеличенной площадью 203,81 кв.м. - возведено (реконструировано) на том же месте, где ранее согласно технического паспорта на домовладение от ДД.ММ.ГГГГ располагался сарай (литер Г2) площадью 162,4 кв.м.
При вынесении решения суд учитывает вышеизложенные выводы эксперта. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности данного заключения, составленного квалифицированным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, имеющим право на проведение такого рода экспертиз, проводившего обследования спорных объектов с выездом на место, у суда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорное здание не строилось, а реконструировалось, поскольку возведено на том же месте, где ранее располагался уничтоженный пожаром объект (сарай), с использованием прежнего фундамента (плита без углубления), с незначительным расхождением в общей площади, не нарушает этажность застройки в указанной зоне, не находится на красной линии, а располагается в глубине участка, не создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц.
При этом, пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрещает строительство в охранной зоне объекта культурного наследия, а не реконструкцию, соответственно спорное нежилое здание не отвечает признакам самовольной постройки (ст. 222 ГК РФ) и сносу не подлежит.
С учетом изложенного, суд отказывает Администрации городского поселения Углич в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского поселения Углич (<данные изъяты>) к Лебедевой П.В. (<данные изъяты>) и Лебедеву А.В. (<данные изъяты>) о сносе самовольной постройки, о прекращении права собственности на хозяйственную постройку и исключении сведений об объекте из ЕГРН отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Г. Марокова