ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мотошкина О.В.
дело № 33-1639 поступило 5 апреля 2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2018 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Дампиловой Ц.В., Круглова В.Г.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тубатаровой Миры Александровны к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Гармаевой Оксаны Бимбажаповны на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 февраля 2018г., которым постановлено:
исковые требования Тубатаровой Миры Александровны удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Тубатаровой Мире Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения истца, представителя ответчика Гармаевой О.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд, Тубатарова М.А. просила обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ.
Иск мотивирован тем, что Тубатарова М.А. относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Т.... умерла в <...>., сведений об отце нет.
Постановлением администрации МО «Кяхтинский район» ... от 06.06.2006г. истец поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижению 18-летнего возраста истцу полагалось жилое помещение специализированного жилого фонда.
Однако до настоящего времени Тубатарова М.А. жильем не обеспечена.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Гармаева О.Б. просит решение отменить. В жалобе указано, что условия нуждаемости в обеспечении жилыми помещениями для всех сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются общими, и не подразумевают возможности определения приоритета между равно нуждающимися лицами. Обеспечение жилым помещением вне очереди на основании решения суда повлечет нарушение прав на жилище других детей-сирот, включенных ранее в список.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Гармаева О.Б. настаивала на удовлетворении жалобы.
Истец Тубатарова М.А. пояснила, что она закончила 11 классов общеобразовательной школы в <...>, проживая с опекуном в Джидинском районе. В <...>. закончила медицинский колледж в г.Кяхта, где в настоящее время работает <...>. Своего жилья не имеет.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Тубатарова М.А. родилась .... Ее мать Т.... умерла <...>.; сведений об отце не имеется.
06.06.2006г. постановлением администрации МО «Кяхтинский район» ... Тубатарова М.А. поставлена на льготную очередь по приобретению и закреплению жилья.
До настоящего времени Тубатарова М.А. собственного жилья не имеет, в установленном порядке жилым помещением не обеспечена.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что Тубатарова М.А., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии своего или закрепленного жилого помещения, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции является верным, и не усматривает оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из данных норм, районный суд пришел к обоснованному выводу о законности заявленных требований. Так, после завершения Тубатаровой М.А. обучения в образовательном учреждении у ответчика в силу закона возникла обязанность по обеспечению ее жилым помещением, что до настоящего времени осуществлено не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что принятие судебного решения о предоставлении жилья Тубатаровой М.А. повлечет нарушение жилищных прав других детей-сирот, включенных ранее в список на получение жилья, не является основанием для отмены решения суда.
Вместе с тем заслуживает внимания довод представителя ответчика о том, что не имеется оснований для предоставления истцу жилья в г.Улан-Удэ.
Как видно из дела, Тубатарова М.А. в г.Улан-Удэ не проживала и не проживает, а лишь временно имела регистрацию в городе. Она родилась в Кяхтинском районе Республики Бурятия, проживала там же. После смерти матери была определена в Кяхтинский детский дом, откуда была принята в приемную семью, проживавшую в <...> Республики Бурятия. В настоящее время после окончания <...> в г.Кяхта Тубатарова М.А. работает и проживает в этом же городе.
То есть оснований для обеспечения её жильем в г.Улан-Удэ не усматривается. В связи с чем, из решения суда необходимо исключить указание об этом.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оснований для его отмены судебная коллегия не находит, но из решения суда следует исключить указание об обеспечении истца жильем в г.Улан-Удэ.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 15 февраля 2018г. изменить, исключив указание о предоставлении жилого помещения в г.Улан-Удэ.
В остальном решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи: