Решение по делу № 2а-4327/2021 от 09.08.2021

УИД 66RS0006-01-2021-004297-64 Дело № 2а-4327/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Курищевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Крючкову Г. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее – МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Крючкову Г.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 12350 рублей, пени по транспортному налогу в размере 252 рубля 57 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4414 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 65 рублей 66 копеек.

В обоснование требований указано, что Крючков Г.В. в спорный период являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которых за 2017 год надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате налогов и пени, начисленные на сумму недоимки по налогам. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено лицам, участвующим в деле, о чем имеются почтовое уведомление о вручении и возвращенный конверт в связи с истечением срока хранения. В установленный судом срок участвующими в деле лицами доказательства, возражения в суд не представлены.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Уплата транспортного налога урегулирована положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (статья 356). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (статья 357). Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (статья 358).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На территории Свердловской области транспортный налог установлен и введен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», которым утверждены ставки этого налога.

В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399).

Исходя из положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на квартиру, гараж признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физическим лиц», которым установлены ставки этого налога.

В соответствии со статьями 363, 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Крючкову С.Г. принадлежат 1/2 доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером: < № >, расположенную по адресу: < адрес >; 1/2 доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером: < № >, расположенную по адресу: < адрес >.

Кроме того, административный ответчик с 14 февраля 2010 года является собственником транспортного средства КРАЙСЛЕР 300М, 2000 года выпуска, государственный номер < № >, с мощностью двигателя 249 л/с, а с 14 октября 2015 года ответчик является собственником транспортного средства ТОЙОТА LAND CRUISER, 2007 года выпуска, государственный номер < № >, с мощностью двигателя 249 л/с.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области Крючкову Г.В. в отношении указанных объектов были начислены транспортный налог за 2017 год в размере 24700 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4414 рублей, направлено налоговое уведомление от 04 июля 2018 года < № > об уплате налога в срок до 03 декабря 2018 года.

Поскольку в установленный законом срок Крючков Г.В. обязанность по уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2017 год не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес административного ответчика 19 февраля 2019 года заказной почтой направлено требование от 31 января 2019 года < № > об уплате недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере в размере 12 350 рублей, пени по транспортному налогу в размере 252 рубля 57 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4414 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 65 рублей 66 копеек, установлен срок для добровольного исполнения до 19 марта 2019 года (л.д. 17-19).

Проверяя расчет налога, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, поскольку налоговая база по налогу на имущество физических лиц определена как суммарная инвентаризационная стоимость указанных квартир, с учетом доли в праве собственности на квартиры; налоговая база по транспортному налогу определена как мощность двигателя автомобиля; применены ставки налога на объекты, исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, по транспортному налогу – в зависимости от мощности двигателя в соответствии с вышеназванными решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24, Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».

Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 11 декабря 2020 года к мировому судье судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 9 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 26 апреля 2021 года судебный приказ от 06 июля 2020 года о взыскании с Крючкова Г.В. задолженности за 2017 год по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 09 августа 2021 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Приведенный налоговым органом в налоговом уведомлении и административном исковом заявлении расчет транспортного налога, налога на имущество физических лиц судом проверен и является арифметически верным, соответствует действующему законодательству, подтверждается материалами дела.

Административным ответчиком сведений об оплате вышеуказанной недоимки по налогам, пени суду не представлено.

Вместе с тем, оценив в совокупности представленные доказательства, проверив соблюдение порядка и срока взыскания указанных налогов, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах налогоплательщика, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

С учетом установленного в требовании № 2467 от 31 января 2019 года срока для добровольного исполнения – до 19 марта 2019 года, срок на обращение к мировому судье о взыскании указанной недоимки по пени истекал 19 сентября 2019 года, однако налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа только 11 декабря 2020 года, то есть с пропуском срока для обращения в суд.

Административным истцом в качестве уважительных причин несоблюдения срока обращения в суд указано на исполнение налоговым органом обязанности по вручению копии заявления о вынесении судебного приказа ответчику.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не вытекает возможность выбора заинтересованным лицом по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (определения от 14 декабря 1999 года № 220-О, от 24 ноября 2005 года № 508-О, от 19 июня 2007 года № 389-О-О, от 15 апреля 2008 года № 314-О-О и др.).

Оценив доводы административного истца в обоснование уважительных причин пропуска срока обращения в суд и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что указанные налоговым органом причины не могут являться основанием для восстановления такого значительного пропуска срока для обращения в суд.

Указанные причины не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд, сами по себе не свидетельствуют о невозможности своевременного обращения с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации). У административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов, пени в установленные законом сроки.

При этом, суд принимает во внимание, что налоговым органом значительно был пропущен срок для обращения в суд более чем на один год. Иное нарушает права налогоплательщика, требование к которому могут быть предъявлены в течение неограниченного срока.

Поскольку налоговый орган пропустил срок, для обращения в суд с заявлением о взыскании с Крючкова Г.В. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество за 2017 год, при этом этот срок пропущен без уважительных причин, доказательств существования которых не представлено, что влечет невозможность взыскания заявленных в административном исковом заявлении сумм недоимки по уплате налога и пени.

При таких обстоятельствах, в связи с пропуском срока обращения в суд и отсутствием уважительных причин для его восстановления, заявленные административные исковые требования о взыскании с Крючкова Г.В. недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 12350 рублей, пени по транспортному налогу в размере 252 рубля 57 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 4414 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 65 рублей 66 копеек удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Крючкову Г. В. о взыскании задолженности за 2017 год по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, пени отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.

Судья (подпись) Л.Ю. Курищева

2а-4327/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области
Ответчики
Крючков Георгий Викторович
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Курищева Лариса Юрьевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
09.08.2021Регистрация административного искового заявления
10.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
24.09.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
24.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее