Судья Джимбеева Л.Н. Дело № 33а-4797/2018
3.015
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.,
судей Ашихминой Е.Ю., Гавриляченко М.Н.,
при секретаре Шамбер Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гавриляченко М.Н. дело по административному иску Брюханова Дмитрия Александровича к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании незаконным решения о снятии с учета на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди, возложении обязанности выдать письмо на получение указанной выплаты,
по апелляционной жалобе Министерства строительства Красноярского края
на решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27 декабря 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Брюханова Дмитрия Александровича с учетом уточнений удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 23.03.2017 №761-03/1, которым Брюханов Дмитрий Александрович, <данные изъяты>, исключен из состава членов семьи матери Брюхановой Галины Николаевны, восстановить его в этом качестве с правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местостей; обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести Брюхановой Галине Николаевне перерасчет размера социальной выплаты с учетом сына Брюханова Дмитрия Александровича».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Брюханов Д.А. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя требования тем, что письмом от 23.03.2017 г. исх.№ 761/03/1 Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края уведомила его мать Брюханову Г.Н. о том, что Брюханов Д.А. утратил право на получение социальной выплаты для приобретения жилья и снят с учета, поскольку у его супруги Брюхановой М.В. зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> О данном решении Брюханов Д.А. узнал от матери только 27.07.2017г. после приезда домой с вахты. По мнению административного истца, данное решение администрации противоречит действующему законодательству. Брюханов Д.А. жилья в собственности не имеет, супруга в порядке наследования стала собственником 1/5 доли в квартире №. В этой квартире он никогда не проживал и не проживает. Получением указанной доли в наследство его женой не повлекло улучшение жилищных условий его и его семьи, считает, что имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Административный истец в уточненном иске, просил признать незаконным действия Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края по исключению его из состава семьи Брюхановой Г.Н.; признать истца членом семьи Брюхановой Г.Н. с правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья на территории Красноярского края; обязать Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края произвести перерасчет размера социальной выплаты на трех членов семьи Брюхановой Г.Н. и выдаче документов на получение доли указанной выплаты Брюхановым Д.А. с учетом сына Брюханова Дмитрия Александровича.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства Красноярского края, просил решение отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что у истца в силу ст. 31 ЖК РФ имелось право пользования жилым помещением, принадлежащим его супруге на праве собственности, в силу чего он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и претендовать на получением социальной выплаты в рамках Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В соответствии с представленными возражениями на апелляционную жалобу, представитель административного истца Ромашенко Н.М. просит оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и своевременно, о чем в материалах дела имеются извещения, об отложении дела слушанием не просили. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 15 октября 2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01 января 1992г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Согласно ст.5 указанного Федерального закона №125-ФЗ к членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Перечень оснований снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определен п.21 Положения о регистрации и учете граждан Российской Федерации желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002г. № 879, согласно которому такими основаниями являются, в том числе получение социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи (п.п. «а»); приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (п.п. «д»); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии (п.п. «и»).
Согласно п.22 Положения в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
В соответствии с ч.2 ст.31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Как следует из материалов дела, Брюханова Галина Николаевна, <дата> года рождения, являлась участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. Состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с 30.10.1996 года с составом семьи: сын- Брюханов Д.А., дочь -Брюханова А.А.
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с момента постановки на учет и до настоящего времени на имя Брюханова Д.А. право собственности на объекты недвижимости за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не зарегистрированы.
С <дата> года Брюханов Д.А. состоит в зарегистрированном браке с Брюхановой М.В..
Письмом Администрации ЭМР Эвенкийского муниципального района 23.03.2017 года за исх.№761-03/1 Брюханова Г.Н. уведомлена об утрате ее сыном Брюхановым Д.А. права на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку на имя его супруги Брюхановой М.В. зарегистрировано доля в праве собственности на квартиру №, что так же подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.03.2017г. С указанного времени Брюханов Д.А исключен из состава семьи участника подпрограммы Брюхановой Г.Н. для расчета размера социальной выплаты.
Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд первой инстанции пришел выводу о правомерности заявленных истцом требований, указав, что факт наличие у супруги Брюхановой М.В. права собственности на жилое помещение за пределами района Крайнего Севера, может иметь значение только для определения уровня обеспеченности жилой площадью. Поскольку помимо Брюхановой М.В. сособственниками квартиры в <адрес> являются ФИО1, ФИО2, с учетом права пользования Брюханова Д.А. данным жилым помещением, на четверых приходится по 13,1 кв.м на каждого, что менее норматива обеспеченности в размере 18 м? на человека и указывает на нуждаемость семьи Брюхановых в жилом помещении. Кроме того, судом указано, что равное с супругом (супругой) право пользования жилым помещением, принадлежащего одному из супругов, возникает у второго супруга при условии, что данный супруг был вселен супругом (супругой) в это жилое помещение и проживает в нём совместно с ним, тогда как Брюханов Д.А. в принадлежащее его супруге на праве собственности жилое помещение никогда не вселялся и не проживал там.
Данные обстоятельства по мнению суда свидетельствует о незаконности исключения Брюханова Д.А. из состава семьи участника подпрограммы Брюхановой Г.Н., что повлияло на определение размера социальной выплаты в сторону её уменьшения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты предусмотренной Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Приобретение членом семьи получателя социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат.
По настоящему делу установлен и сторонами не оспаривался тот факт, что супруга Брюханова Д.А. –Брюханова М.В. имеет на праве собственности жилое помещение в <адрес>.
С учетом положений ч.2 ст. 31 ЖК РФ, Брюханов Д.А. как член семьи собственника Брюхановой М.В. имеет право пользования вышеуказанным жилым помещением, в результате чего исчезли основания для признания его нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Решение Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края от 23.03.2017 о снятии Брюханова Д.А. с учета на получение жилищной субсидии, правомерно.
При этом, незначительная площадь помещения, право собственности на которое принадлежит супруге административного истца, основанием для удовлетворения заявленных требований также не является, поскольку Брюханов Д.А. в установленном действующим законодательством порядке не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, по сведениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края получателем социальной выплаты Брюхановой Г.Н. 22.06.2017 г. получено Гарантийное письмо, подтверждающее право на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья в размере 1 192 801 руб. с учетом дочери Брюхановой А.А.
При этом, механизм предоставления доплаты к ранее выданной субсидии действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что право на приобретение жилья, в том числе за счет средств федерального бюджета, предоставленных в качестве государственной поддержки, не нарушено, в их отношении исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение нельзя признать законным, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Брюханова Д.А.
Руководствуясь ст. ст. 309-311, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Илимпийского районного суда Красноярского края от 27 декабря 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Брюханова Дмитрия Александровича к Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании незаконным решения о снятии с учета на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди, возложении обязанности выдать письмо на получение указанной выплаты, отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи: