Решение по делу № 33-4678/2020 от 29.06.2020

Судья Кизима И.С. дело №33-4678/20

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 июля 2020 г.     г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Кузнецовой С.В.

судей     Варнавского В.М., Ильиной Ю.В.

при секретаре Трифаченкове Ю.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 13 мая 2020 года по иску Андреева Юрия Сергеевича к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края о включении периодов работы в трудовой стаж,

Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,

                У С Т А Н О В И Л А:

Андреев Ю.С. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в в Ключевском районе Алтайского края.

В обоснование требований указал, что 21.01.2019 обратился с заявлением к ответчику о перерасчете страховой песни в связи с предоставлением документов о страховом стаже.

Решением ответчика от 24.12.2019 года в перерасчете пенсии отказано, так как в представленной справке, содержащей сведения о работе в Малом частном предприятии «Дулат» в период с 03.03.1992 по 04.04.1996 года, отсутствуют сведения об основаниях выдаче справки. Также не представлены сведения об уплате страховых взносов на территории Республики Казахстан за период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 10.10.1997 по 30.09.2007. Справки заверены печатью на иностранном языке.

Невключение вышеуказанных периодов влияет на стажевый коэффициент, используемый при определении величины расчетного пенсионного капитала и соответственно на размер пенсии истца.

Истец считает отказ в зачете указанных периодов в общий трудовой стаж незаконным.

Истец просил суд обязать ответчика включить в общий трудовой стаж периоды его работы в качестве индивидуального предпринимателя в Республике Казахстан с 03.03.1992 по 04.04.1996, с 10.10.1997 по 30.09.2007 и произвести перерасчет пенсии со дня обращения в Пенсионный фонд, а именно с 21.01.2019.

В суде первой инстанции истец Андреев Ю.С. на удовлетворении исковых требований настаивал. Обстоятельства, указанные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Пояснил, что в Российской Федерации ему была назначена страховая пенсия 19.11.2002. Документов в подтверждение его работы в МЧП не выдавалось. Доказательством в данном случае является предоставленная справка налогового органа Республики Казахстан. За весь спорный период он платил в налоговую инспекцию Республики Казахстан единый государственный налог. Пенсионных платежей он не производил.

Представитель ответчика предоставил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что стаж работы в качестве индивидуального предпринимателя может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и иная деятельность. Периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Период работы истца в Малом частном предприятии «Дулат» с 03.03.1992 по 01.04.1996 документально не подтвержден, местонахождение документов не известно. Сведения об уплате страховых взносов на территории Республики Казахстан за периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 10.10.1997 по 30.09.2007 не представлены.

Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от 13 мая 2020 года исковые требования удовлетворены частично.

Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Волчихинском районе Алтайского края от 24.12.2019 года № 818 об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости.

    На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края возложена обязанность зачесть Андрееву Юрию Сергеевичу в общий трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в качестве МЧП (малое частное предприятие) «Дулат» с 03.03.1992 по 01.04.1996, в качестве индивидуального предпринимателя с 10.10.1997 по 22.12.1999, с 08.06.2000 по 01.01.2002 и произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом указанных периодов с 21.01.2019.

В остальной части в удовлетворении требований отказано.

Взысканы с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Ключевском районе Алтайского края в пользу Андреева Юрия Сергеевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

С решением суда не согласился ответчик.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.

В обоснование жалобы ссылается на то, что не представлены документы, подтверждающие уплату на территории Республики Казахстан обязательных пенсионных взносов, подтверждение уполномоченного органа НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Представленная справка Управлением государственных доходов по городу Жезказган департамента государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан о периоде работы с 03.03.1992 по 01.04.1996 в малом частном предприятии «Дулат» не содержит сведения об основании выдачи справки.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что с 29.12.2002 Андреев Ю.С. является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Андреев Ю.С. 21.01.2019 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии.

Решением ответчика от 24.12.2019 № 818 в перерасчете пенсии истцу было отказано.

При расчете пенсионного обеспечения ответчик не учел периоды работы Андреева Ю.С. на территории Республики Казахстан в Малом частном предприятии «Дулат» с 03.03.1992 по 01.04.1996 в связи с неуказанием в предоставленной справке основания и в качестве индивидуального предпринимателя с 10.10.1997 по 30.09.2007 в силу отсутствия документального подтверждения факта уплаты страховых взносов.

Из трудовой книжки истца следует, что истец в период с 03.03.1992 по 01.04.1996 являлся директором - владельцем Малого частного предприятия «Дулат» (приказ № 1 от 31.03.1992), 01.04.1996 переведен частным предпринимателем.

Согласно свидетельству серии *** от ДД.ММ.ГГ истец с указанного времени зарегистрирован в налоговой инспекции как предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица.

Письмом Управления государственных доходов по городу Жезказган департамента государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан от 29.10.2019 года, адресованным в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края, подтвержден период работы истца в период с 03.03.1992 по 01.04.1996 года в качестве МЧП (малое частное предприятие) «Дулат», с 10.10.1997 по 30.09.2007 в качестве индивидуального предпринимателя, задолженность по налогам и другим обязательным платежам не имеется.

Письмом Акционерного общества «Единый накопительный пенсионный фонд (региональный филиал в г.Жезказган») от 31.10.2019 сообщено об отсутствии открытого на имя истца индивидуального пенсионного счета.

Суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, руководствуясь подлежащим применению законодательством, пришел к выводу о том, что представленными истцом документами подтверждаются периоды работы истца: в качестве МЧП (малое частное предприятие) «Дулат» с 03.03.1992 по 01.04.1996, в качестве индивидуального предпринимателя с 10.10.1997 по 22.12.1999, с 08.06.2000 по 01.01.2002, которые подлежат включению в общий страховой стаж, так как представленные истцом документы составлены на русском языке, справки заверены подписью руководителя, скреплены печатью организации. К документу приложен нотариально заверенный перевод печати.

Поскольку судом действия ответчика по невключению спорных периодов в страховой стаж признаны незаконными, постольку с даты обращения за перерасчетом на ответчика возложена обязанность по перерасчету пенсии.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильно установленных обстоятельствах и верном применении норм материального права.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии страхового стажа, продолжительностью не менее 15 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 30.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным, в том числе Республикой Казахстан.

В соответствии со ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа (пункт 52 Перечня).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы права, пришел к верному выводу о том, что представленные истцом доказательства работы в спорный период времени с 1992 по 2001 год на территории другого государства являются допустимыми доказательствами, подтверждающими наличие у истца периодов работы, подлежащих включению в общий страховой стаж.

По мнению судебной коллегии, представленные истцом справки Комитета государственных доходов Министерства Республики Казахстан, образованного постановлением Правительства Республики Казахстан от 15.08.2014 года № 933, осуществляющего на территории указанного государства функции органов налоговой службы, о том, что истец работал в период с 10.10.1997 по 30.09.2007 в качестве индивидуального предпринимателя и в период с 03.03.1992 по 01.04.1996 года в качестве малого частного предприятия «Дулат» и у него за указанные периоды отсутствует задолженность по налогам и другим обязательным платежам, являются документами налогового органа, подтверждающими уплату налога на доход для определенных видом деятельности, что в силу вышеприведенных Правил № 1015 приравнивается к уплате страховых взносов и подтверждает периоды работы, которые выполнялись за пределами Российской Федерации.

Указанные справки представлены как самим истцом, так и получены ответчиком на выполненный им самостоятельно запрос.

Письмо регионального филиала в г.Жезказган акционерного общества «Единый накопительный пенсионный фонд» от 31.10.2019, являющего правопреемником по всем договорам о пенсионном обеспечении, о том, что отсутствует на имя истца индивидуальный пенсионный счет, не противоречит выше установленным обстоятельствам об оплате истцом за спорные периоды работы не страховых взносов, а налоговых платежей.

С учетом того, что предметом судебного оспаривания со стороны ответчика является период работы до 1 января 2002 года, даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, судебная коллегия приходит к выводу, что представленные истцом и полученные самостоятельно ответчиком вышеперечисленные документы являются допустимым доказательством наличия в спорные периоды у истца страхового стажа, который подлежит включению в общий страховой стаж для перерасчета ранее назначенной пенсии, независимо от уплаты страховых взносов.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что незаконным отказом пенсионного органа по включению в общий страховой стажа истца спорных периодов нарушено право истца на пенсионное обеспечение, которое подлежит восстановлению путем понуждения ответчика к включению спорных периодов в общий страховой стаж и производству перерасчета назначенной пенсии, так как усматривается вина ответчика в проверке и надлежащей оценке пенсионных прав истца.

Доводы жалобы ответчика о том, что не представлены документы, подтверждающие уплату на территории Республики Казахстан обязательных пенсионных взносов, выданные уполномоченным органом НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», судебная коллегия не находит влияющими на законность принятого решения, так как судом установлено, что такие взносы не уплачивались, вместо них уплачивались обязательные налоговые платежи за спорные период работы истца, которые приравниваются к уплате страховых взносов. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что предметом рассмотрения являются периоды до 01.01.2002 года, т.е. до уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Довод жалобы ответчика о том, что в справке Управления государственных доходов по городу Жезказган департамента государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан о периоде работы с 03.03.1992 по 01.04.1996 в малом частном предприятии «Дулат» отсутствуют указания на основания выдачи справки, судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку ответчик не был лишен возможности с целью проверки обоснованности выдачи документа и достоверности содержащихся сведений запросить недостающие, по мнению ответчика, документы.

Представленная справка является подлинной, выдана компетентным органом налоговой службы, печать органа переведена в установленном порядке. Основания полагать, что справка содержит недостоверные сведения, отсутствуют.

Таким образом, судом первой инстанции установлено и не опровергнуто ответчиком, что истцом при назначении пенсии были представлены необходимые документы, поэтому обосновано судом на ответчика возложена обязанность перерасчета назначенной пенсии.

Судебная коллегия соглашается с оценкой судом первой инстанции собранных по делу доказательств, приведенная в судебном решении оценка доказательств соответствует положениям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу.

Доводы жалобы ответчика об иной оценке доказательств судебной коллегий во внимание не принимаются, так как при оценке доказательств судом не были допущены нарушения процессуальных норм права.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ключевском районе Алтайского края на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 13 мая 2020 года оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.

Председательствующий

Судьи:

33-4678/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Юрий Сергеевич
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в Ключевском районе (межрайонное)
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
29.06.2020Передача дела судье
02.07.2020Судебное заседание
05.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Передано в экспедицию
29.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее