№ №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2024 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Выродовой Г.И.
при секретаре Сидельниковой Ю.С.,
с участием истца С.В., представителя ответчиков А.Ю., А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В. к ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным решения ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области от (дата), возложении обязанности выплаты ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной материальной помощи на оздоровление, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с последующей индексацией, и взыскании задолженности суммы возмещения вреда,
установил:
С.В. обратился в суд с иском к ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области о выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной материальной помощи на оздоровление, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с последующей индексацией, и взыскании задолженности суммы возмещения вреда, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
Истец является инвалидом <данные изъяты> группы по увечью, связанному с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для этой категории граждан. Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами и в соответствии со статьей 5 Закона, подлежат защите от инфляции.
Истцу ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация в возмещение вреда здоровью производилась отделом социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Белгородской области на основании решения Красногвардейского районного суда Белгородской области от 21.01.2008 г., в последующем, до 01.12.2022 г. выплаты осуществлялись Фондом пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области с учетом индексации.
(дата) С.В. обратился в УМВД России по Белгородской области с заявлением, на основании которого Отделом пенсионного обслуживания Центра Финансового обеспечения УМВД ему назначены и выплачиваются следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 11538 руб. 86 коп., ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1103 руб. 44 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 2057 руб. 91 коп., без учета ранее произведенной индексации, что нарушает права истца.
За период с (дата) по (дата) у ответчика образовалась задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 36535 руб. 26 коп., ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров- 32487 руб. 82 коп., ежегодной компенсации за вред здоровью- 3163 руб., всего 72186 руб. 08 коп., которые истец просил взыскать с ответчика.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство Внутренних дел Российской Федерации.
С учетом неоднократных уточнений исковых требований истец просил признать незаконным решение ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области от (дата) о назначении ему выплат без учета размера назначенных ранее ОСФР по Белгородской области выплат. Обязать ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области назначить ему, начиная с (дата) ежемесячную денежную компенсацию вреда, причиненного здоровью, в размере 15322 руб. 61 коп. с последующей индексацией, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 3536 руб. 65 коп. с последующей индексацией, с (дата) ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 5221 руб. 08 коп. с последующей индексацией согласно действующему законодательству. Взыскать с ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области единовременно в пользу С.В. недополученные суммы за период с (дата) по (дата) ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 85727 руб. 52 коп., ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 55085 руб. 04 коп., ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 7849 руб. 01 коп.
В судебном заседании С.В. поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что назначенные ему решением Красногвардейского районного суда Белгородской области от (дата) выплаты не должны меняться решением ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области, а должны только индексироваться. Оспариваемое решение принято УМВД России по Белгородской области без учета размера ранее получаемых им выплат, что является незаконным, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель УМВД России по Белгородской области и Министерства Внутренних дел Российской Федерации А.Ю. А.Ю. в судебных заседаниях исковые требования не признала, представила суду письменные возражения. Указала, что С.В. обратился в УМВД России по Белгородской области с заявлением о назначении ему предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплат в связи с прекращением ему указанных выплат Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ. Истцу решением ОПО ЦФО УМВД от (дата) назначены с (дата): ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров ежегодная компенсация за вред здоровью в размерах, установленном Законом от 15.05.1991 г. №1244-1, которые подлежат индексации в соответствии с законодательством. Ежегодная компенсация на оздоровление была получена истцом в 2022 г. по линии ОСФР по Белгородской области, поэтому УМВД в 2022 году ему не назначалась и не выплачивалась. Полагала ссылки истца на решение Красногвардейского районного суда от (дата) несостоятельными, поскольку УМВД России по Белгородской области не являлось ответчиком по данному делу. Назначенные истцу выплаты должны производиться отделом социальной защиты населения администрации Красногвардейского района, и ОСФР по Белгородской области.
Представитель ответчиков А.С. в судебном заседании исковые требования не признала, в последующие не явилась.
Определением суда от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Белгородской области.
Представитель ОСФР по Белгородской области, извещенный посредством электронного заказного письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при указанной явке сторон.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, материалы выплатных дел из ОСФР по Белгородской области и УМВД по Белгородской области на имя С.В., выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется специальным нормативным правовым актом - Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате Чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. №35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в соответствии с частью третьей статьи 5 Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ), начиная с 29.05.2004 г. предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Исключение составляют пособия и иные выплаты, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
Исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 г. №11-П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации до вступления в силу Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ, также входили ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.
В силу статьи 5 Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации инфляции, определенного федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 30.01.2023 г. №119 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году" установлен коэффициент 1,119 для выплат, которые ответчик обязан осуществлять в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В 2024 году коэффициент для выплат установлен в размере 1, 074 на основании постановления Правительства РФ от 23.01.2024 г. №46.
Судом установлено, что Кириченко С.В. проходил непрерывно службу в органах внутренних дел Красногвардейского РОВД (дата), и при исполнении служебных обязанностей в период служебной командировки по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в период с (дата). истцу было причинено увечье. Степень утраты профессиональной трудоспособности истца согласно выписке из <данные изъяты>
На основании решения Красногвардейского районного суда от 19.11.2003 г. с отдела социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Белгородской области в пользу С.В. в возмещение вреда, причиненного увечьем в результате ликвидации аварии на ЧАЭС единовременно за период с (дата) по (дата) взысканы 19515 руб. 60 коп. и ежемесячно, начиная с (дата) по 3719 руб. 56 коп. до изменения обстоятельств, а также возложена обязанность индексировать суммы возмещения вреда в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Вступившим в законную силу решением Красногвардейского районного суда Белгородской области 21.01.2008 г. отдел социальной защиты населения администрации Красногвардейского района обязан проиндексировать размеры ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью за период с (дата) по (дата), на Отдел возложена обязанность назначить и включить в список получателей за счет средств федерального бюджета на взыскание в пользу С.В. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с (дата) по (дата) единовременно 117074 руб. 06 коп., и начиная с (дата) ежемесячно на С.В. и его сына И.С. по 1382 руб. 08 коп. каждому до изменения обстоятельств; ежегодной компенсации за вред здоровью за период с 2001 по 2007 годы единовременно 10303 руб. 45 коп., и начиная с (дата) ежегодно по 2303 руб. 47 коп. каждому с последующей индексацией.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Согласно положениям статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого гражданина неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
До (дата) С.В., как инвалид <данные изъяты> группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с вышеуказанным законодательством являлся получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 15322 руб. 61 коп., ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров в размере 3536 руб. 65 коп., ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 5221 руб. 08 коп.
Выплата С.В. мер социальной поддержки осуществлялась ОСФР по Белгородской области до (дата)
Указанные обстоятельства не оспорены сторонами.
С (дата) в соответствии со статьей 5.1 Федерального Закона от (дата) № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата С.В. производится ФИО2 по Белгородской области.
При обращении С.В. в ОПО ФИО2 по Белгородской области, ответчиком (дата) принято решение о назначении ему с (дата) ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 11535 руб. 86 коп., ежемесячной компенсационной выплаты на приобретение продовольственных товаров в размере 1103 руб. 44 коп.
Размер ранее установленных выплат изменен в сторону уменьшения в связи с тем, что истец впервые обратился с заявлением в ФИО2 по Белгородской области.
В 2023 году и 2024 году указанные выплаты были проиндексированы и составили с (дата): ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью – 13863 руб. 87 коп., ежемесячная компенсационная выплата на приобретение продовольственных товаров – 1326 руб. 12 коп..
Ежегодная компенсация в возмещение вреда здоровью в 2022 году истцом получена от ОСФР по Белгородской области. В 2023 году указанная УМВД России по Белгородской области осуществлена выплата истцу в размере 2057 руб. 91 коп.
Учитывая, что право истца на получение предусмотренных Законом РФ от (дата) № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплат возникло до (дата), являясь расходным обязательством Российской Федерации, а ежегодная индексация сумм в возмещении вреда здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров прямо предусмотрена законом, суд считает заявленные исковые требования обоснованными.
Доводы стороны ответчика о том, что по настоящему делу обязанность по выплате истцу компенсационных выплат на УМВД России по Белгородской области решениями Красногвардейского районного суда не возлагалась, и ответчик при рассмотрении названных гражданских дел в 2003 г. и 2008 г. стороной по делу не являлся, суд находит неубедительными.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ судебное решение является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. №35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а действующим в рамках конституционно-правовых отношений, возникших между государством и гражданином, пострадавшим от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, механизмом приведения в соответствие суммы возмещения вреда уровню цен и стоимости жизни, сложившимся на день фактического получения истцом причитающихся ему денежных средств.
Судом проверены представленные сторонами расчеты недополученных сумм ежегодной и ежемесячной денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью за период с (дата) по (дата) и суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Размер ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью С.В. в 2022 году составил 5221 руб. 08 коп., что с применением постановления Правительства РФ № от (дата) составляет в 2023 году 5842 руб. 39 коп. (5221,08 х 1.119), и с применением постановления Правительства РФ № от (дата) составляет размер 6274 руб. 73 коп. (5842,39 х 1,074). Истцу выплачено в 2023 году- 2057 руб. 91 коп., в 2024 году- 2210 руб. 20 коп., всего 4268 руб. 11 коп. Размер недополученной суммы – 7849 руб. 01 коп..
Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью С.В. в 2022 году составлял 15322 руб. 61 коп., что с применением вышеуказанных постановлений Правительства РФ №119 от 30.01.2023 г. и №46 от 23.01.2024 г., составило сумму 346886 руб. 02 коп. истцу выплачено 261158 руб. 50 коп., размер недополученной суммы составляет 85727 руб. 52 коп.
Размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в 2022 году получен истцом в сумме 3536 руб. 65 коп., и с применением коэффициентов индексации в размере 1,119 и 1,074 в 2023 году и 2024 году соответственно, составляет 80065 руб. 64 коп. Ответчиком выплачено 24980 руб. 60 коп., размер недополученной суммы составляет 55085 руб. 04 коп.
С учетом расчета, суд признает подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца недополученные суммы: ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 85727 руб. 52 коп., ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 7849 руб. 01 коп., ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 55085 руб. 04 коп.
Положения Закона о Чернобыльской АЭС направлены на защиту прав и интересов лиц, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также реализацию права граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что права истца на получение мер социальной поддержки согласно Закону о ЧАЭС ограничены незаконно, так как ответчиком назначены и истцу выплачиваются вышеуказанные компенсации в меньшем размере, чем он получал до обращения в УМВД РФ по Белгородской области.
При таких обстоятельствах исковые требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 25.11.2008 г. №223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса РФ с ответчика в бюджет муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4173 руб. 22 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования С.В., (дата) года рождения (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить.
Признать незаконным решение ОПО ЦФО ФИО2 по <адрес> от (дата) о предоставлении С.В. компенсации в соответствии с Законом РФ от (дата) № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области назначить С.В., начиная с (дата): ежемесячную денежную компенсацию вреда, причиненного здоровью, в размере 15322 руб. 61 коп. с последующей индексацией согласно действующему законодательству, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 3536 руб. 65 коп. с последующей индексацией согласно действующему законодательству, и начиная с (дата) ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 5221 руб. 08 коп. с последующей индексацией согласно действующему законодательству.
Взыскать с ОПО ЦФО УМВД России по Белгородской области единовременно в пользу С.В. недополученные суммы за период с (дата) по (дата) ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 85727 руб. 52 коп., ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 7849 руб. 01 коп., ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров - 55085 руб. 04 коп., всего 148661 руб. 57 коп.
Взыскать с УМВД России по Белгородской области (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) в бюджет муниципального района «Красногвардейский район» госпошлину в сумме 4173 руб. 22 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через Красногвардейский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.И. Выродова
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2024 года.
Председательствующий судья Г.И. Выродова