Дело № 2а-912/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года (адрес)
Калининский районный суд (адрес) в составе:
председательствующего Лысакова А.И.,
при секретаре судебного заседания Кутыревой А.А,
с участием прокурора Кулешова Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес) об установлении административного надзора в отношении Речкалова Д. М.,
у с т а н о в и л:
ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес) обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора отношении Речкалову Д.М. на срок 3 года с установлением административных ограничений: обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в период времени с 22.00 до 06.00 часов, за исключением выхода на работу, запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства или пребывания поднадзорного лица без разрешения органа внутренних дел.
В обоснование требований указал, что Речкалову Д.М. (дата) г.р. решением Еманжелинского городского суда (адрес) от (дата) был установлен административный надзор сроком до (дата). В дальнейшем Речкалов Д.М. являясь поднадзорным лицом, вновь совершает преступление, в связи с чем был приговорен (дата) Еманжелинским городским судом (адрес) по ст. *** УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок пять месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей в период с (дата) до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным постановлением Челябинского областного суда от (дата), приговор Еманжелинского городского суда (адрес) от (дата) изменить: в описательно- мотивировочной части при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, правильно указать дату постановки Речкалова Д.М. на учет в ОМВД России по (адрес) - (дата), вместо ошибочно указанной - «(дата) года» смягчить назначенное наказание по ст. *** УК РФ до 3 месяцев, в остальной части приговор оставить без изменения.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. Приговор вступил в законную силу. Начало срока (дата). Конец срока: (дата)
За время нахождения в исправительном учреждении поощрения и взыскания не применялись. На проводимую с ним индивидуально - воспитательную работу реагирует посредственно. В конфликтных ситуациях с сотрудниками администрации замечен не был. Связь с родственниками не поддерживает. Изоляцию от общества переносит спокойно. Действий чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны не предпринимает.
Представитель административного истца ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес), в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Речкалов Д.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о проведении судебного заседания путем видео-конференц связи не ходатайствовал.
Помощник прокурора (адрес) Кулешов Д.М. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Настоящее административное дело рассмотрено судом в отсутствие административного ответчика, отбывавшего наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении, поскольку участие в судебном заседании административного ответчика не признавалось судом обязательным, что согласуется с положениями части 1 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, выслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, находит административное исковое заявление ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес) подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом от (дата) №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федерального закона № 64-ФЗ от (дата)), предусмотрена возможность установления в отношении определенной категории лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и перечисленных в тексте названного Федерального закона, административного надзора, который заключается в наблюдении органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральных законом временных ограничений его прав и свобод (административных ограничений), а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ от (дата) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В статье 6 названного Закона указано, что административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, и прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Еманжелинского городского суда (адрес) от (дата) в отношении Речкалова Д.М. был установлен административный надзор сроком до (дата). Решение вступило в законную силу (дата).
Кроме того, установлено, что в период нахождения под административным надзором Речкалов Д.М. совершил преступление и был осужден (дата) Еманжелинским городским судом (адрес) по ст. *** РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок пять месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбывания наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу. Зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей в период с (дата) до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным постановлением Челябинского областного суда от (дата), приговор Еманжелинского городского суда (адрес) от (дата) изменить: в описательно-мотивировочной части при описании преступного деяния, признанного судом доказанным, правильно указать дату постановки Речкалова Д.М. на учет в ОМВД России по (адрес) - (дата), вместо ошибочно указанной - «(дата) года» смягчить назначенное наказание по ст. *** РФ до 3 месяцев, в остальной части приговор оставить без изменения.
Приговор вступил в законную силу (дата).
Из характеристики, представленной на осужденного Речкалова Д.М. усматривается, что за период содержания в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес) за время отбывания наказания и содержания под стражей в следственном изоляторе нарушений режима содержания, правил внутреннего распорядка не допускал. Поощрения не применялись. К дисциплинарной ответственности не привлекается. К общественно-полезному груду не привлекается. По характеру уравновешен, эмоционально устойчив. В конфликтных ситуациях с сотрудниками администрации учреждения замечен не был. Отношения с сокамерниками нормальные, уживчив. Правила личной и общественной гигиены соблюдает. Связь с родственниками не поддерживает. Изоляцию от общества переносил спокойно. Осужденный Речкалов Д. М., за время содержания в ФКУ СИЗО-З Г УФСИН России по (адрес), активных мер для того, чтобы зарекомендовать себя с положительной стороны не предпринимает.
Срок отбывания осужденным наказания истекает (дата), что следует из сведений, предоставленных ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по (адрес).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 УК РФ преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
Согласно пункту «в» части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
С учетом установленных обстоятельств, а также положений пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о необходимости установления административного надзора в отношении Речкалова Д.М. освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 5 названного Закона и пункта «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации сроком на 3 года со дня постановки Речкалова Д.М, на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия, поскольку указанные положения закона носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ от (дата)г. содержит закрытый перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливается в соответствии с задачами административного надзора. При этом исходя из смысла закона при установлении административного надзора суд вправе назначить поднадзорному лицу как весь спектр ограничений, перечисленных в ч.1 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от (дата)г., так и отдельную их комбинацию либо одно из них с учетом обстоятельств и характера совершенных преступлений, личности поднадзорного лица. Вместе с тем, в любом случае в соответствии с ч.2 ст.4 названного Федерального закона установление судом поднадзорному лицу административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Административный истец просит установить в отношении Речкалова Д.М. административные ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22.00 до 06.00 часов, за исключением выхода на работу, которые входят в перечень ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, закрепленный ст.4 Федерального закона № 64-ФЗ от (дата)г.
При этом, суд полагает, что административное ограничение, предусматривающее запрета пребывания Речкалова Д.М. вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, с 22.00 до 06.00 часов, за исключением выхода на работу, является неверным, так как пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, без каких-либо исключений.
Кроме того, согласно части 3 статьи 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случаях предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе и с решением вопросов трудоустройства. Таким образом, Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает механизм исполнения указанного ограничения при решении вопросов трудоустройства.
С учетом данных, характеризующих Речкалова Д.М. на день рассмотрения дела, тяжести и характера совершенного им преступления, суд считает, что установление обязанности являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 до 06.00 часов, соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, а также перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не нарушает права Речкалова Д.М.
Кроме того, административный истец просит установить в отношении Речкалова Д.М. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы муниципального образования по избранному месту жительства или пребывания поднадзорного лица без разрешения органа внутренних дел.
Из разъяснений в абз.10 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата) № следует, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Учитывая, что согласно материалов дела местом проживания Речкалова Д.М. является адрес: (адрес), (адрес), суд полагает возможным установить в отношении Речкалова Д.М. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы территории (адрес).
Установление Речкалову Д.М. указанных судом ограничений является разумным с учетом обстоятельств и характера преступлений, за которые Речкалов Д.М. имеет неснятую и непогашенную судимость по приговору Еманжелинского городского суда (адрес) от (дата) и данных о его личности.
Указанные меры являются временным ограничением прав и свобод Речкалова Д.М. как лица, освобожденного из мест лишения свободы, и полностью соответствуют задачам административного надзора - предупреждение совершения им новых преступлений, других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия. При этом устанавливаемые в отношении Речкалова Д.М. административные ограничения не могут расцениваться как противоречащие положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации и международным договорам о правах человека, поскольку установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Речкалова Д.М. как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 5 данного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Поскольку перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, является исчерпывающим, суд считает необходимым изложить их в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрета выезда за пределы территории (адрес).
руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по (адрес) об установлении административного надзора в отношении Речкалова Д. М. – удовлетворить.
Установить за Речкаловым Д. М., (дата) года рождения, административный надзор на срок 3 года со дня постановки *** на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, с установлением ему административных ограничений в виде:
- обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00 часов;
- запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запрета выезда за пределы территории (адрес).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда через Калининский районный суд (адрес) в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы.
Председательствующий А.И. Лысаков
Мотивированное решение изготовлено 13 января 2022 года
Судья: А.И. Лысаков