Дело № 2-1983/2022
33RS0001-01-2022-003346-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 19 сентября 2022 г.
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Абрамовой Е.А.,
с участием
представителя истца Сидорова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркова Алексея Васильевича к администрации г.Владимира о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Марков А.В. обратился с иском к администрации г. Владимира в котором поставил вопросы:
о признании за Марковым А.В. права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру) общей площадью 50,1 кв.м. с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г<адрес> в порядке наследования после смерти Марковой А.С., умершей 25.04.2015;
о признании за Марковым А.В. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), общей площадью 50,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Маркова В.А., умершего 29.01.2018 г.;
о признании за Марковым А.В. право собственности, в порядке наследования на денежные средства с причитающимися по вкладам процентами, размещенные:
на имя Марковой А.С. по Договору о вкладе «Срочный пенсионный Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 94 №;
на имя Марковой А.С. по Договору о вкладе «Пенсионный-плюс Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 86 №;
на имя Марковой А.С. по Завещательному распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 0094
№;
на имя Маркова В.А. по Договору о вкладе «Пенсионный-плюс Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 94 №;
В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Маркова А.С. после смерти которой открылось наследственное дело №, состоящее из 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также из трех вкладов. При жизни Маркова А.С. составила завещательное распоряжение на один из принадлежащих ей вкладов по счету в пользу своего сына Маркова А.В. Наследниками первой очереди после смерти Марковой А.С. являлись ее муж – Марков В.А. и ее
сын – Марков А.В. Истец и его отец Марков В.А. фактически приняли наследство после смерти Марковой А.С., однако в силу трудного финансового положения наследники не смогли оплатить государственную пошлину и завершить оформление вступления в наследство.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Марков В.А. после смерти которого открылось наследство, состоящее из 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также из денежного вклада.
Единственным наследником после смерти Маркова В.А. является его сын – Марков А.В., который пользуется недвижимым имуществом, несет бремя собственника по содержанию данного имущества, однако в установленный законом срок к нотариусу не обратился.
В судебном заседании представитель истца Сидоров Д.А. поддержал заявленные требования со ссылкой на указанные в иске обстоятельства.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств и заявлений не представили.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Марковым В.А. и Марковой А.С. приватизирована квартира, общей площадью 50,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. В соответствии с указанным договором право собственности на данную квартиру зарегистрировано за Марковым В.А.
Как следует из выписки из ЕГРН, сведения о собственнике спорной квартиры отсутствуют.
Согласно ответу ГУП ВО «БТИ», по состоянию на 1999 год квартира
№, расположенная по адресу: <адрес> принадлежала по праву совместной собственности: Маркову В.А. и
Марковой А.С. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 06.08.1993, зарегистрированного в органах технической инвентаризации 10.08.1993.
При жизни Маркова А.С. составила завещательное распоряжение на принадлежащий ей денежный вклад по счету во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 0094 № в пользу Маркова А.В. (л.д. 19).
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ и договору № от ДД.ММ.ГГГГ на имя Марковой А.С. открыты еще два сберегательных счета.
Истец Марков А.В. является сыном Маркова В.А. и Марковой А.С., что подтверждается свидетельством о рождении от 07.01.1969 (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – Маркова А.С., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 16).
После смерти Марковой А.С. открылось наследственное дело
№, состоящее из 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также из трех вкладов, однако в силу трудного финансового положения наследники не смогли оплатить государственную пошлину и завершить оформление вступления в наследство.
Как следует из справки ООО «КЭЧ» № 660, Маркова А.С. по день смерти проживала совместно с мужем – Марковым В.А. по адресу: <адрес>
После смерти Марковой А.С. наследниками, фактически принявшими наследственное имущество, являются: муж – Марков В.А. и ее сын –
Марков А.В.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца – Марков В.А., что подтверждается свидетельством о смерти от 30.01.2018 (л.д. 18).
После смерти Маркова В.А. осталось наследство, состоящее из: 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Перекопский военный г-к, <адрес>, а также из вклада, открытого по договору о вкладе «Пенсионный-плюс Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 94 №.
Согласно ответу <адрес> нотариальной палаты Селезневой Ж.И. наследственное дело после смерти Маркова В.А. не заводилось.
Истец является единственным наследником после смерти своего отца Маркова В.А., иных наследников нет.
Согласно ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
На основании п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Согласно ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Следует также отметить, что из разъяснений, содержащихся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Аналогичные разъяснения о моменте возникновения права собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства содержатся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Как установлено в судебном заседании (на основании чек-ордеров) истец после смерти матери и отца истец фактически принял наследство, а именно: несет бремя собственника по оплате коммунальных платежей, а также поддерживает техническое состояние квартиры.
Анализ материалов дела позволяет суду придти к выводу, что после смерти Марковой А.С. и Маркова В.А. единственным наследником, фактически принявшим наследство, является истец Марков А.В.
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для удовлетворения требований истца и признании за ним права собственности на квартиру по адресу: <адрес> денежные вклады в порядке наследования после смерти Марковой А.С. и Маркова В.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Маркова Алексея Васильевича удовлетворить.
Признать за Марковым Алексеем Васильевичем право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 50,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Марковой Александры Семеновны, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Марковым Алексеем Васильевичем право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 50,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Маркова Василия Алексеевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
Признать за Марковым Алексеем Васильевичем право собственности, в порядке наследования на денежные средства с причитающимися по вкладам процентами, размещенные:
на имя Марковой Александры Семеновны по договору о вкладе «Срочный пенсионный Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 94 №;
на имя Марковой Александры Семеновны по договору о вкладе «Пенсионный-плюс Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 86 №;
на имя Марковой Александры Семеновны по завещательному распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 0094 №;
на имя Маркова Василия Алексеевича по договору о вкладе «Пенсионный-плюс Сбербанка России» от ДД.ММ.ГГГГ во Владимирском ОСБ 8611 структурное подразделение 94 №.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Барабин