Решение по делу № 2а-226/2018 от 16.04.2018

дело № 2а-226/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Опариной И.А. с участием:

административного истца - пом. прокурора Калугиной Н.В.

административного ответчика Петровой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования Рыбинского сельсовета о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в срок до 31.08.2018 произвести учет земельных участков занятых под общественным кладбищем, расположенных в с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета,

установил:

прокурор Мотыгинского района Иванов П.А. обратился в суд с административным иском к администрации Рыбинского сельсовета о признании бездействия незаконным, выраженное в непринятии мер к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществлению и постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных в с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета, об обязании в срок до 31.08.2018 произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных в с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Мотыгинского района проведена проверка исполнения администрацией Рыбинского сельсовета земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Рыбинского сельсовета в результате которой установлено, что на территории муниципального образования Рыбинского сельсовета в населенных пунктах с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета расположены места погребения умерших (общественные кладбища).

Поскольку общественные кладбища относятся к территории Рыбинского сельсовета, обязанность по их содержанию возлагается на администрацию Рыбинского сельсовета. Указанные места погребения умерших эксплуатируется на протяжении длительного времени, правоустанавливающих документов на них не имеется, земельные участки под размещение данных мест погребения в соответствии с требованиями законодательства не отводились.

Таким образом, администрация Рыбинского сельсовета не принимает должные меры к оформлению необходимых документов на земельные участки, занятые под общественными кладбищами на территории сельсовета, в том числе проведения землеустроительных и кадастровых работ, чем нарушаются права неопределенного круга лиц жителей муниципального образования. В связи с чем, в отсутствии сформированных границ мест захоронения невозможно определить минимальное расстояние для предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства жилых строений, общественных зданий, в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, в том числе возведении водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения, которое должно быть удалено от места захоронения не менее 1000 метров, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, при этом невозможно определить направление перспективного расширения места захоронения в отсутствии сформированных границ земельного участка.

В судебном заседании административный истец - пом. прокурора Калугина Н.В., требования поддержала, просила их удовлетворить.

Административный ответчик - глава администрации Рыбинского сельсовета Петрова Л.И., не возражала против удовлетворения административного иска, просила увеличить срок исполнения решения суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1 ЗК РФ основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Правила установления на местности границ объектов землеустройства утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688.

Частью 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления или по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» устанавливает, что местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения, как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения устанавливаются ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 №35.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учётом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределённо долгий срок существования места погребения.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мотыгинского района в администрации Рыбинского сельсовета проведена проверка исполнения земельного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой вынесено преставление об устранении нарушений.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Рыбинский сельсовет расположено кладбище площадью 2 га.

В нарушение ст.ст. 4, 15-17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 Санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на существующие кладбища не имеется проекта, в котором предусматривается наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; система дренажа; обваловка территории; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь захоронений должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории, отсутствуют схемы захоронения на кладбище.

На указанное представление главой Рыбинского сельсовета Петровой Л.И. был дан ответ, что проект на существующие кладбища со всеми требованиями будет заказан в первой половине 2018 года. Весной 2018 г. после таяния снега будет проведена инвентаризация мест захоронения с составлением схемы захоронения и внесения их в книгу по учету погребения с определением семейных захоронений.

Как следует из показаний участников судебного разбирательства и материалов дела, администрация Рыбинского сельсовета в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учёт общественного кладбища, расположенного на территории данного сельсовета, не обращалась, так же как, и не обращалась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на данные кладбища. В настоящее время администрация Рыбинского сельсовета заключила договор на проведение кадастровых работ с ООО «Бином», на населенные пункты с Рыбное, п. Бельск, п. Пашино разработаны и утверждены «Правила землепользования и застройки сельского поселения Рыбинский сельсовет».

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение границ земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».

Частью 3 и 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимым имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учёта сведения о таком недвижимом имуществе.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Судом установлено, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, расположены на территории муниципального образования Рыбинского сельсовет, на кадастровый учет не поставлены, в муниципальную собственность не оформлены.

Указанные в заявлении доводы нашли своё полное подтверждение в судебном заседании и являются обоснованными.

При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено (части 1, 2 ст.206 ГПК РФ).

Суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 31.12.2018.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А., удовлетворить.

Признать бездействие администрации Рыбинского сельсовета, выраженное в непринятии мер к организации проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществлению и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных в с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета - незаконным.

Обязать администрацию Рыбинского сельсовета в срок до 31.12.2018 произвести землеустроительные и кадастровые работы, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под общественным кладбищем, расположенных с. Рыбное, п. Бельск, п. Пашино Рыбинского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда с 1.06.2018.

Председательствующий судья И.М. Василькова

2а-226/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов П.А.
Ответчики
Администрация Рыбинского сельсовета
Суд
Мотыгинский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
motig.krk.sudrf.ru
16.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
01.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2018[Адм.] Дело оформлено
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее