РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Муравленко 28 апреля 2020 года
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Ракутиной Ж.К.,
при секретаре Шелиховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-143/2019 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Алексееву Андрею Александровичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 5 по ЯНАО) обратилась в суд с административным иском к Алексееву Андрею Александровичу о взыскании обязательных платежей. В обоснование заявленных требований административный указано, что Алексеев А.А. осуществляет адвокатскую деятельность с 10.03.2010, в связи с чем является плательщиком налога на доходы физических лиц. Ответчиком самостоятельно произведен расчет авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2018 год по срокам уплаты: 16.07.2018 - 90 044 руб. (с учетом частичной уплаты авансового платежа сумма задолженности составляет 75 826 руб.); 15.10.2018 – 45 022 руб.; 15.01.2019 – 45023 руб. Сумма авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет за 2018 год, составила 180 089 руб. Однако обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год ответчик надлежащим образом не исполнил, в связи с чем, в его адрес было направлено требование об уплате налога и пени. Кроме того, административный ответчик, являясь плательщиком страховых взносов в качестве адвоката, не уплатил в установленный законом срок страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) за 2018 год в размере 23 400 руб. и 11 120 руб. 96 коп. соответственно, в связи с чем, у него образовалась недоимка (задолженность с учетом частичной оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 120 руб.). В связи с нарушением срока уплаты страховых взносов за 2017 и 2018 годы начислены пени в размере 352 руб. 12 коп., в том числе: по состоянию на 09.10.2018 в размере 95 руб. 35 коп.; по состоянию на 10.10.2018 в размере 155 руб. 50 коп.; по состоянию на 23.01.2019 в размере 101 руб. 27 коп. Требования об уплате недоимки и пени, направленные налоговым органом в адрес ответчика, оставлены без удовлетворения. Судебный приказ о взыскании этих сумм мировым судьей отменен по заявлению должника. Между тем сумма недоимки и пени остается непогашенной до настоящего времени. Административный истец просит взыскать с Алексеева А.А. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 45 022 руб., недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 11 120 руб. 96 коп., недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 120 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС за 2017 год в размере 352 руб.12 коп.
Представитель административного истца – МИФНС России № 5 по ЯНАО, в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Алексеев А.А. в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве на административное исковое заявление требования не признал, в связи с тем, что административный истец пропустил срок для обращения в суд и процессуальными нарушениями, допущенными административным истцом при обращении в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) неявка сторон в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность уплачивать налоги должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 227 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В силу п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п. 8 ст. 227 НК РФ исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 названной статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 Кодекса.
Сроки уплаты авансовых платежей по НДФЛ установлены п. 9 ст. 227 Кодекса, в соответствии с которым авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 227 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 18.1 НК РФ в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Плательщиками страховых взносов признаются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями), так и лица, не производящие выплаты вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ).
В силу ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Статьей 430 НК РФ определен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Так, плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года) плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
Расчет страховых взносов на обязательное страхование за 2017 год производится в соответствии с положениями статьи 430 НК РФ, действовавшими на момент исчисления по следующей формуле МРОТ на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, х 12 месяцев х тариф страховых взносов на обязательное страхование, установленный пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Как установлено судом, Алексеев А.А. осуществляет адвокатскую деятельность с 10.03.2010, в связи с чем является плательщиком налога по доходы физических лиц и плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком 05.05.2018 была представлена в Межрайонную ИФНС России № 5 по ЯНАО налоговая декларация по налогу на доходы физического лица формы 3-НДФЛ за 2017.
В соответствии со статьей 227 НК РФ ответчиком произведен расчет авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2018 год по срокам уплаты: 16.07.2018 – 90 044 руб., 15.10.2018 – 45 022 руб., 15.01.2019 – 45 023 руб.
Ответчиком в соответствии с положениями статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации определен размер страховых взносов исходя из своего дохода от профессиональной деятельности за 2017 год: на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 23 400 руб. (фиксированная сумма) + 11 120 руб. 96 коп. (1% от суммы полученного дохода, полученного в 2017 году – 300 000 руб.). С учетом частичной оплаты задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 120 руб.
Истец в исковом заявлении ссылается, что в установленный законом срок административный ответчик не произвел уплату указанного вида налога, в связи с чем, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начислены пени. Их размер составил: по состоянию на 09.10.2018 - 95 руб. 35 коп.; по состоянию на 10.10.2018 - 155 руб. 50 коп.; по состоянию на 23.01.2019 - 101 руб. 27 коп.
Административным ответчиком указанные суммы пени не были оплачены. Доказательств обратного материалы дела не содержат и ответчиком суду не представлено.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (ст. 69 НК РФ).
В адрес административного ответчика МИФНС России № 5 по ЯНАО были направлены:
- требование № от 09.10.2018 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 23 400 руб. и 11 120 руб. 96 коп. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 119 руб. 46 коп. в срок до 29.10.2018;
- требование № от 10.10.2018 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23 400 руб. и 11 120 руб. 96 коп. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 119 руб. 46 коп. в срок до 30.10.2018;
- требование № от 25.10.2018 об уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год, начисленного по сроку на 15.10.2018 в сумме 45 022 руб. в срок до 15.11.2018;
- требование № от 23.01.2019 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 11 240 руб. 96 коп. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 141 руб. 92 коп. в срок до 12.02.2019.
Обязанность по уплате авансового платежа (по сроку уплаты 15 октября 2018 года), страховых взносов на обязательное пенсионное за 2018 год, а также пени в сроки, установленные законом и указанные в требованиях, административным ответчиком не исполнены.
Подпунктом 14 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Из положений ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам относится к числу требований, по которым может быть выдан судебный приказ.
Следовательно, подача налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа мировому судье наряду с подачей искового заявления является надлежащим обращением в суд и должна приравниваться к подаче искового заявления о взыскании налога в целях применения нормы п. 2 ст. 48 НК РФ.
Ввиду того, что требования об уплате налогов и пени не было исполнено административным ответчиком в установленный налоговым органом срок (до 29.10.2018, до 30.10.2018, до 15.11.2018, и до 12.02.2019), а общая сумма недоимки превышала 3000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций не позднее 29.04.2019, 30.04.2019, 15.05.2019, и 12.08.2019 соответственно.
Между тем, с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился уже с пропуском установленного законом срока – 19.11.2019.
Вынесенный мировым судьей судебный приказ был отменен 02.12.2019 в связи с возражениями ответчика относительно его исполнения.
Настоящий административный иск в суд поступил 04.02.2020.
Заявление о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, с указанием причин пропуска и их уважительности, административным истцом не представлено. Причины пропуска срока обращения с заявлением к мировому судье не указаны.
При этом тот факт, что административный истец обратился в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, правового значения не имеет.
Суд полагает, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.
При таких обстоятельствах, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, в соответствии со ст. 219 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
При установленных судом обстоятельствах, налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2018 в сумме 45 022 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пнесионное страхование за 2017 год в сумме 11 120 руб. 96 коп, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 120 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 года в размере 352 руб. 12 коп., в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья /подпись/ Ж.К. Ракутина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 мая 2020 года. Подлинник решения хранится в деле № 2а-143/2020 (УИД: 89RS0006-01-2020-000089-69) в Муравленковском городском суде Ямало-Ненецкого автономного округа.