Дело № 2а-3596/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2019 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Плеханова А.Н.
с участием прокурора Шепелевой Т.А.,
при секретаре Килиной Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федорову Н.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возложении обязанности по сдаче водительского удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц (далее – административный истец, прокурор), обратился в суд с административным иском к Федорову Н.В. о прекращении действия права административного ответчика на управление транспортными средствами категории «В», возложении обязанности по сдаче водительского удостоверения.
В обоснование заявленных административных исковых требований указывает на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что Федоров Н.В. имеет водительское удостоверение <номер>, категории «В, В1», выданное МРЭО ГИБДД МВД по УР 24 сентября 2014 года со сроком действия до 24 сентября 2024 года.
При этом Федоров Н.В. состоит на диспансерном наблюдении в БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» в связи с заболеванием <данные изъяты>. Без ремиссии. Указанное обстоятельство создает опасность неопределенному кругу лиц, а также самому лицу, которое по медицинским показаниям не может быть допущено к управлению транспортным средством.
В связи с этим прокурор просит прекратить действие права Федорова Н.В. на управление транспортными средствами вышеуказанной категории, обязать административного ответчика возвратить в МРЭО ГИБДД МВД по УР водительское удостоверение в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Прокурор, административный ответчик Федоров Н.В., представитель заинтересованного лица – МВД по Удмуртской Республике, в судебное заседание, извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах неявки не сообщили. Дело рассмотрено без их участия, в порядке ст.150 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст.55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 24 Федеральным закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч.1 ст.26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст.23, ст.23.1 этого же Федерального закона медицинское обеспечение включает в себя:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;
проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно которому к таковым относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), что соответствует группе кодов F12.1 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
В соответствии с приложением №2 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года №1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2016 N 41495), диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии (выздоровлении).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
В соответствии с приложением №2 к Приказу Министерства здравоохранения России от 30 декабря 2015 года №1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии;
не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1).
Как следует из материалов дела, Федоров Н.В. имеет водительское удостоверение <номер> на право управления транспортными средствами категорий «В» от 24 сентября 2014 года.
Согласно представленным БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» сведениям Федоров Н.В. состоит на диспансерном наблюдении в данном медицинском учреждении с октября 2010 года с диагнозом <данные изъяты>. Без ремиссии.
Заболевание административного ответчика при отсутствии документально подтвержденной стойкой ремиссии относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих.
Деятельность административного ответчика по управлению транспортным средством при наличии вышеуказанного заболевания не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.
Поэтому в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.12 ГК РФ имеются достаточные фактические и правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований и прекращения действия предоставленного административному ответчику права на управление транспортными средствами.
В соответствии с п. 8 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 №1191, хранение водительского удостоверения лица, действие права на управление транспортными средствами которого прекращено в связи с выявленными медицинскими противопоказаниями осуществляется в подразделении Госавтоинспекции. В последующем водительское удостоверение может быть возвращено соответствующему лицу без проверки при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и медицинского заключения об отсутствии у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, выданного после прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Исходя из положений указанной нормы и учитывая, что право Федорова Н.В. на управление транспортным средством прекращено, административный ответчик обязан сдать водительское удостоверение <номер>, выданное МРЭО ГИБДД МВД УР, в отделение экзаменационной работы МРЭО ГИБДД МВД по УР по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 1а.
В материалах дела имеется справка, согласно которой водительское удостоверение <номер> на имя Федорова Н.В. сдано в отдельный батальон ДПС ГИБДД МВД по УР 07 февраля 2019 года.
Соответственно, поскольку обязанность сдать водительское удостоверение исполнена административным ответчиком Федоровым Н.В., оснований для удовлетворения требования о возложении на последнего обязанности сдать водительское удостоверение <номер>, категории «В, В1», выданное МРЭО ГИБДД МВД УР со сроком действия до 24 сентября 2024 года не имеется.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку при подаче административного искового заявления административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г.Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федорову Н.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Федорова Н.В., <дата>, на управление транспортными средствами категории «В, В1», на основании водительского удостоверения <номер>, выданного МРЭО ГИБДД МВД по УР 24 сентября 2014 года.
Административные исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федорову Н.В. о возложении обязанности сдать водительское удостоверение оставить без удовлетворения.
Взыскать с Федорова Н.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Ижевск» в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Мотивированное решение принято судьей на компьютере в совещательной комнате 30 мая 2019 года.
Председательствующий судья: А.Н.Плеханов