КОПИЯ
Дело № 2а-1902/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 года г. Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Н.В.,
при секретаре Кужагуловой Г.М.,
с участием представителя административного истца администрации г.Орска Еремеева Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г.Орска к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
у с т а н о в и л:
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 16 августа 2019 года по делу № <данные изъяты>, с учетом апелляционного определения Оренбургского областного суда от 14 ноября 2019 год суд признал несоответствующим требованиям законодательства бездействие администрации <адрес>, комитета по управлению имуществом <адрес> в части непринятия мер по постановке на учет автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО «<адрес>» по <данные изъяты>. Суд возложил на администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> обязанность в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество – Управление Росреестра по <адрес> заявление о постановке на учет автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории МО «<адрес>» <данные изъяты>.
Администрация <адрес> обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава- исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации <адрес> исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного по указанному гражданскому делу.
В обоснование требований указано, что администрация г. Орска обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда ввиду невозможности его исполнения в установленный срок, которое не разрешено по существу, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для взыскания исполнительского сбора.
Определением Октябрьского районного суда г.Орска от 23 августа 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области (далее УФССП России по Оренбургской области).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., представитель административного ответчика УФССП России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца администрации г.Орска Ермеев Е.Ю. требования иска поддержал, дав объяснения, аналогичные его доводам.
Заслушав представителя административного истца администрации г.Орска, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу закона, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица, органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный Закон «Об исполнительном производстве») задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Судом установлено, что Октябрьским районным судом г.Орска 22 марта 2021 года выдан исполнительный лист серии ФС № на основании решения по делу <данные изъяты>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым суд обязал администрацию <адрес>, комитет по управлению имуществом <адрес> в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения в области содержания дорожной инфраструктуры.
15 июля 2021 года на основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации г.Орска.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документа - пять дней с момента получения постановления.
Копия постановления от 15 июля 2021 года направлена сторонам исполнительного производства, получена администрацией г.Орска 23 июля 2021 года.
Таким образом, пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа, исчисляемый с даты получения администрацией постановления о возбуждении исполнительного производства истек 30 июля 2021 года.
Как усматривается из материалов дела, администрация г.Орска 28 июля 2021 года обратилась в Октябрьский районный суд г.Орска с заявлениями об отсрочке исполнения судебного акта по гражданскому делу №<данные изъяты>. Одновременно подано заявление об отложении исполнительных действий.
Определением судьи от 30 июля 2021 года исполнительные действия отложены до рассмотрения заявления об отсрочке исполнения решения.
Сведения о получении судебным приставом-исполнителем копии определения суда в срок до 04 августа 2021 года материалы дела не содержат.
По смыслу закона, в случае отложения исполнительных действий исполнительные действия по исполнительному производству не могут совершаться.
Между тем, постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от 4 августа 2021 года с администрации г.Орска взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа- пять дней с момента получения данного постановления.
Указанное постановление вынесено судебным приставом-исполнителем после отложения судом исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Несмотря на отсутствие у судебного пристава–исполнителя сведений о вынесении определения суда от 30 июля 2021 года, которым исполнительные действия отложены, принимая во внимание, что постановление о взыскании исполнительского сбора от 4 августа 2021 года вынесено судебным приставом-исполнителем после отложения судом исполнительных действий, законные основания для применения такой санкции штрафного характера отсутствовали.
При таких обстоятельствах постановление о взыскании исполнительского сбора от 4 августа 2021 года не может быть признано законным и подлежит отмене, как противоречащее закону и нарушающее права, свободы и законные интересы администрации г.Орска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации г.Орска удовлетворить.
Постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области Фаттаховой Айслу Акжигитовны от 4 августа 2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 01 октября 2021 года
<данные изъяты>
<данные изъяты>