Судья Петрова Л.С.
Дело № 33-11775/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.
рассмотрела 16 октября 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 21 августа 2019 года по делу № 2-197/2019, которым постановлено:
исковые требования Сизовой Елены Викторовны удовлетворить,
признать решение жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района № 18 от 6 июня 2019 года о снятии с учёта Сизовой Е.В. и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», незаконным,
обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Сизову Е.В., ** года рождения, в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 2 августа 2003 года, по учётному делу № **, с составом семьи – 2 человека.
взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Сизовой Е.В. судебные расходы в сумме 300 руб.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края Петровой Ю.Ю., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
1 августа 2019 года истец Сизова Е.В., ** года рождения, обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Кочёвского муниципального района Пермского края, Министерству строительства и архитектуры Пермского края, просила:
- признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 6 июня 2019 года № 18 о снятии с учёта Сизовой Е.В. и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,
- возложить обязанность на Администрацию Кочевского муниципального района Пермского края восстановить Сизову Е.В. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 2 августа 2003 года, по учётному делу № **, с составом семьи – 2 человека.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства и архитектуры Пермского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, считает, что нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда,
представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального района не явились, о времени и месте судебного заседания они были извещены заблаговременно и надлежащим образом, об отложении дела не просили, об уважительных причинах неявки не сообщили, руководствуясь статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене либо изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, Кочевский район Пермского края на основании Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 №1085 включён в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12, отнесён к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера,
Сизова Е.В. с 7 декабря 1999 года состояла в Администрации Кочевского района на учёте граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей",
согласно справке Администрации Юксеевского сельского поселения от 01.07.2019 № 594, Сизова Е.В., с 1980 года и по настоящее время зарегистрирована и проживает на территории Кочевского района Пермского края.
В ходе инвентаризации учётного дела № ** Сизовой Е.В. комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края (протокол № 18) принято решение о снятии с учёта и исключении Сизовой Е.В. из списка участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», со ссылкой на п. «г» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (далее по тексту – Положения № 879),
при этом указано, что на дату постановки на учет 7 декабря 1999 года стаж работы Сизовой Е.В. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 11 лет, что является нарушением условий постановки на учет,
как следует из копии учётного дела, с заявлением на получение социальной выплаты Сизова Е.В. обратилась 7 декабря 1999 года,
с этой же даты поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий предоставляемых за счет средств федерального бюджета,
согласно данным трудовой книжки Сизовой Е.В., на момент постановки на регистрационный учет стаж её работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял менее 15 лет (11 лет 4 месяца 6 дней).
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 25.07.1998 № 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", действовавшего на дату постановки истца на учёт, статей 1, 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пунктов 2, 3, 9, подпункта «г» пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, Закона Пермского края от 18.12.2007 № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пришёл к правильным выводам о том, что следует признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 6 июня 2019 года № 18 о снятии с учёта Сизовой Е.В. и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», возложить обязанность на Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Сизову Е.В. в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 2 августа 2003 года, по учётному делу №**, с составом семьи – 2 человека.
Делая такие выводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет,
в то же время, данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Кочевского муниципального района, а не действиями Сизовой Е.В.,
при постановке на учет специалист Администрации района должен был проверить наличие права у Сизовой Е.В. претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 7 декабря 1999 года и предложить заявителю представить документы, подтверждающие наличие у неё 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
ежегодными заявлениями Сизова Е.В. подтверждала своё право и желание быть участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»,
учитывая, что неправомерными действиями Администрации Кочевского муниципального района Сизова Е.В. была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого «северного» стажа своевременно встать на учет, то снятие гражданина с учёта и исключение из списка участников основного мероприятия по истечении значительного периода времени не может быть признано законным,
принимая во внимание, что право Сизовой Е.В. на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ возникло с 2 августа 2003 года, следовательно, она подлежит восстановлению в очереди на выделение субсидии с момента возникновения у неё права на включение в данную очередь,
довод ответчика Министерства строительства Пермского края о том, что он являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, суд отклонил.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие возникшие по делу правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края эти выводы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что:
- истец на дату постановки на учёт 7 декабря 1999 года не имел стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, поэтому решение о снятии с учёта является законным,
- суд вышел за пределы исковых требований, так как в иске не было указано, что Администрация Кочевского муниципального района ввела истца в заблуждение,
- повторная постановка на учёт может быть произведена на общих основаниях путём подачи заявления в установленном порядке, 2 августа 2003 года истец не обращался с заявлением о постановке на учёт, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указанные доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, повторяют доводы ответчика, изложенные в суде первой инстанции, судом были проверены, получили надлежащую правовую оценку, выводы изложены в решении суда, основания для иной оценки доказательств по делу отсутствуют.
В установленном законом порядке истец обратилась в Администрацию Кочевского муниципального района Пермского края с заявлением о постановке на учёт и включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для получения жилья как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «работающие», ежегодными заявлениями Сизова Е.В. подтверждала своё право и желание на получение социальной выплаты для получения жилья, виновных противоправных действий при предоставлении документов в 1999 году не совершала, поэтому суд первой инстанции обоснованно признал право истца быть включённым в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Кочевскому муниципальному району в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 2 августа 2003 года.
Не являются основанием для отмены или изменения решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства Пермского края не являются надлежащими ответчиками по данному делу, так как контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 7 Положения № 879),
надлежащим органом, осуществляющим реализацию подпрограммы в силу возложенных на него полномочий, является в данном случае Министерство строительства Пермского края, поэтому оно является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 21 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Пермского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи