Дело № 2-1159/18
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми |
12 ноября 2018 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пашнина А.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Ухтажилфонд» об обязании установить общедомовой прибор учета используемого энергетического ресурса (тепловой энергии),
установил:
Пашнин А.Е. обратился в Ухтинский городской суд с иском к ООО «Ухтажилфонд» об обязании установить в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: .... общедомовой прибор учета используемого энергетического ресурса (тепловой энергии) в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, присудить судебную неустойку в размере 3.000 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного судом срока исполнения данного решения.
Определением суда от 18.04.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ПАО «Т Плюс».
Определением суда от 24.05.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено ООО «Меркурий».
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Шустова О.П. исковые требования не признала.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Мещеряков В.С. исковые требования не признал и показал, что он является .... Общества. Он совместно с представителем ПАО «ТПлюс» З. и представителем Совета Дома К. они провели обследование дома для установления возможности установки прибора учета. По правилам прибор должен быть максимально приближен к вводу теплосети в дом. В данном доме ввод тепловой сети осуществляется через магазин, расположенный в подвале дома с торца дома (является частной собственностью), и в этом же магазине находится разводное кольцо и стояки, предназначенные для отопления квартир, расположенных над этим магазином. Установка прибора за пределами магазина не будет учитывать потери в магазине и в вышерасположенных квартирах. 01.10.2018 в присутствии собственника нежилого помещения ООО «Меркурий» был проведен демонтаж короба, закрывающего систему отопления и ГВС. После демонтажа короба установлено, что для установки прибора учета потребуется реконструкция системы, не достаточно расстояния и длины самой трубы для размещения узлов учета, слишком малое расстояние между трубами. Техническая возможность установки общедомового прибора учета в доме № .... отсутствует.
В судебном заседании свидетель З. – .... тепловой инспекции по г. Ухте АО «Коми энергосбытовая компания» показал, что 09.11.2017 года он с представителем управляющей компании и представителями Совета дома провели обследование МКД на возможность установления прибора учета тепла. Лучше установить прибор учета при вводе теплосети в дом, это в помещении магазина. Для установки прибора учета необходимо 2 метра прямого участке трубопровода. Установить прибор в помещении теплового узла, который находится в подвальном помещении под третьим подъездом невозможно без реконструкции (нет необходимых 2 метров прямого участка). Исходя из акта от 01.10.2018, для установки прибора учета необходима реконструкция системы отопления. В виду недостаточного расстояния между трубами и недостаточной длины участка трубопровода техническая возможность установки прибора учета отсутствует.
В судебном заседании свидетель К. показала, что она является председателем Совета дома по ..... 09.11.2017 года она присутствовала при обследовании подвала дома и помещения магазина, расположенного с торца дома. Прибор учета тепла необходимо установить в помещении магазина. Трубы они не видели, потому что они обшиты. Хозяин магазина был против установки прибора учета в его помещении, указав, что магазин сдается под охрану. Они собрали Совет дома и перераспределили данные денежные средства, распределив их на ремонт кровли дома.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что Пашнин А.Е. (истец), Е., Т. являются совместными собственниками квартиры № .... (л.д.4-5).
Управление многоквартирным домом (далее – МКД) осуществляет ООО «Ухтажилфонд».
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в указанном МКД от 29.12.2016 рег. № ...., принято решение об утверждении перечня услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества (приложение № 2 к договору управления), а также размер их финансирования на период с 01.01.2017 по 31.12.2017 (л.д.16-17). Данный перечень содержит, в том числе работы по установке общедомового прибора учета энергетических ресурсов (узел учета тепловой энергии - 1 элеваторный узел) стоимостью 200.000 руб.
В настоящее время общедомовой прибор учета в доме № .... не установлен. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительством Российской Федерации 13 августа 2006 г. издано постановление N 491, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные (далее – Правила № 491). Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 августа 2006 г., N 34, "Российской газете" 22 августа 2006 г.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил № 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в ч. 5 ст. 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Приказом Минстроя России от 15.02.2017 N 98/пр утверждены примерные формы перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 Перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, и п. 7 Перечня мероприятий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, для реализации целей издания указанного приказа предусмотрена установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для учета тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, обязательность производства которых в том числе включена в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, утвержденный решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее – Правила учета) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее – Закон о теплоснабжении) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется теплоснабжающими организациями; потребителями тепловой энергии.
Согласно ч. 6 ст. 19 Закона о теплоснабжении, п. 17 Правил учета, организация коммерческого учета включает в себя получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование и установку приборов учета; ввод в эксплуатацию узла учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета (и передачу их заказчикам данной услуги) и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; поверку, ремонт и замену приборов учета.
Приборы учета в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о теплоснабжении устанавливаются в точке учета - месте в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета (п. 24 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В целях получения технических условий на проектирование узла учета должна быть подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" от 29 декабря 2011 г. N 627 (далее - Приказ N 627).
09.11.2017 представителем ресурсоснабжающей организации – ПАО «Т Плюс» в лице ее представителя – .... теплоинспекции по г. Ухте З. с участием представителя управляющей компании ООО «Ухтажилфонд» - Мещерякова В.С. проведено обследование по адресу: .... путем визуального осмотра на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета, о чем составлен соответствующий Акт (л.д.18).
В результате обследования установлено отсутствие технической возможности установки приборов учета тепловой энергии (п.7 Акта). Согласно п. 8 Акта, техническая возможность установки прибора учета отсутствует в виду установления следующих критериев ее отсутствия: требуется реконструкция трубопроводов теплоснабжения, так как на границе балансовой ответственности в техподполье находится магазин, на внутренней системе отопления не позволяют врезки разводки отопления и размеры помещения теплового узла. Особое мнение присутствующих лиц отсутствует.
01.10.2018 комиссия в составе .... ООО «Ухтажилфонд» Мещерякова В.С., .... ООО «Ухтажилфонд» И., .... ООО «Ухтажилфонд» А. в помещении № .... (по техническому паспорту) продуктового магазина ООО «Меркурий», расположенного в подвале дома № .... произвели частичный демонтаж верхней части короба из щитов ДСП, закрывающего трубы системы отопления (далее – СО) и горячего водоснабжения (далее – ГВС) (л.д. 105).
В результате осмотра и проведения необходимых измерений комиссией сделан вывод об отсутствии технической возможности установки прибора учета тепла и горячей воды ввиду невозможности обеспечения соблюдения требований, необходимых для его установки.
Акт подписан членами комиссии, к акту приложены: план помещения (копия технического паспорта), план подвала (копия технического паспорта), копия схемы теплового узла, схема, фотоматериалы.
В соответствии с п. 2 критерий, утвержденных Приказом N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.
Поскольку закон связывает обязанность по установке общедомового прибора учета с наличием технической возможности его установки, то при доказанном отсутствии такой технической возможности настоящие исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Пашнина А.Е. к ООО «Ухтажилфонд» об обязании установить в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: .... общедомовой прибор учета используемого энергетического ресурса (тепловой энергии) в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, присудить судебную неустойку в размере 3.000 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного судом срока исполнения данного решения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 16 ноября 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда – С.М. Хазиева