36RS0001-01-2021-004549-32
Дело №2а-498/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 10 марта 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,
при секретаре Володиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткаченко М.С. к Призывной комиссии Воронежской области, Призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко М.С. обратился с указанным иском к Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии. Заявленные требования мотивированы тем, что решением призывной комиссии Воронежской области он был призван на военную службу на основании определения в отношении него призывной категории годности. С данным решением он не согласен, поскольку при проведении мероприятий, связанных с призывом, в ходе осенней призывной комиссии 2021 года были допущены существенные нарушения законодательства в сфере призыва граждан на военную службу. При прохождении медицинского освидетельствования им заявлял жалобы на состояние своего здоровья, а именно, на шелушение на коже, частые судороги, головные боли, как последствия черепно-мозговой травмы, а также о том, что его ИМТ 17,6 (очень низкий). Но не все его заболевания были учтены и на дополнительное стационарное медицинское обследование он не был направлен. Таким образом, призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, вследствие указанного произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
В связи с вышеизложенным административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Воронежской области о призыве его на военную службу.
Определением суда в качестве административного ответчика Призывная комиссия Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа, в качестве заинтересованных лиц привлечены Военный комиссариат Воронежской области, Призывная комиссия Воронежской области.
В судебное заседание административный истец Ткаченко М.С. не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений об отложении слушания дела не направил.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа, Военного комиссариата Воронежской области Лушина Л.С. возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что Ткаченко М.С. прошел медицинское обследование в военном комиссариате 29.11.2021 года. Каких-либо медицинских документов о состоянии здоровья, наличии заболевания, состоянии на диспансерном учете, не представил. По результатам медицинского обследования был признан Б4 – годным к военной службе с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа от 29.11.2021 года (протокол №30) призван на военную службу. В связи с обжалованием данного решения, был вызван на контрольное медицинское освидетельствование. По результатам КМО категория годности не изменена, диагноз (заключение) было утверждено. Решением призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года (протокол №28) решение призывной комиссии районов от 29.11.2021 года утверждено. Повестку о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы 17.12.2021 года получил лично под роспись 15.12.2021 года. По повестке не прибыл, документов о наличии уважительных причин не представил. Кроме того, решение призывной комиссии от 15.12.2021 года (протокол №28) отменено решением призывной комиссии Воронежской области от 28.12.2021 года (протокол №36) в связи с неявкой для отправки в войска.
Заслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право гражданина на обжалование в судебном порядке решения призывной комиссии по вопросам, связанным с призывом на военную службу, предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе"), а также частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса, суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения призывной комиссии в том случае, если установит, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2). Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1, 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 ноября 2016 года N 2530-О, в случае если отмена оспариваемого решения призывной комиссии обусловлена не установлением его незаконности и восстановлением прав административного истца, а исключительно истечением срока его действия, отмена оспариваемого решения, не связанная с установлением соответствующих фактов, не является основанием для прекращения производства по делу без исследования вопроса о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административного истца.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пп. "а" п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 вышеуказанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; F - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона "О военной службе").
Согласно п. 3 этой же статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (муниципальный), при содействии местной администрации, организует призыв на военную службу призывников.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 565 от 04 июля 2013 года, военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе закреплены Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно требованию п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, решение о призыве на военную службу, как и о создании самой призывной комиссии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (далее - отдел военного комиссариата), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Обследование и освидетельствование граждан при призыве на военную службу регламентировано главой II Положения о военно-врачебной экспертизе. Так, в силу прямого указания п. 13 указанного Положения организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
При этом в соответствии с п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Судом установлено, что административный истец Ткаченко М.С. является призывником в ряды Вооруженных сил РФ.
11 апреля 2019 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. А п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2020 года.
15 октября 2020 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.04.2021 года.
22 апреля 2021 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2021 года.
Решением призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа от 29.11.2021 года (протокол №30) Ткаченко М.С. признан «Б-4» - годным с незначительными ограничениями и принято решение призвать Ткаченко М.С. на военную службу.
Призывная комиссия субъекта РФ имеет право отменять решения нижестоящей призывной комиссии, при этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 № 53 - ФЗ №53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе".
Полномочия призывной комиссии субъекта РФ предусмотрены также Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 (п.51).
Решением призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года (протокол №28) решение призывной комиссии от 29.11.2021 года утверждено.
В ходе медицинского освидетельствования, проведенного в период призыва, Ткаченко М.С. был осмотрен врачами-специалистами, наличие какого-либо заболевания не выявлено, в связи с чем, определена категория годности к военной службе.
При проведении медицинской комиссии истец не был лишен права на предоставление дополнительных документов о состоянии здоровья, наличии заболеваний препятствующих службе в вооруженных силах. Решение принято с учетом мнения всех врачей специалистов. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно требованиям приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663" (п.51): призывная комиссия субъекта РФ рассмотрев личные дела призывников не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Решением призывной комиссии Воронежской области №36 от 28.12.2021 года было отменено решение Призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года №28 в связи с неявкой для отправки в войска.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры медицинского освидетельствования призывника в силу пункта 1 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службы" не установлено, она включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то указанные истцом в иске нарушения процедуры медицинского освидетельствования, не указывают на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения вышеназванной установленной законодательством процедуры призыва истца на военную службу. Следовательно, оспариваемое решение призывной комиссии, не противоречит вышеназванным нормам законодательства.
Изучив материалы дела, суд считает, что в нарушение статьи 62 КАС РФ административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности ограниченно годен к военной службе по состоянию здоровья, в связи, с чем на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мог быть освобожден от призыва на военную службу, а потому суд при установленных обстоятельствах не находит оснований полагать, что решение призывной комиссии, согласно которого истец был признан годным к воинской службе в армии, является незаконным.
Кроме того, само медицинское заключение стороной административного истца не оспорено, что не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушений в действиях призывной комиссии.
Административный истец при указанных обстоятельствах не лишен возможности при прохождении очередного медицинского освидетельствования предоставлять дополнительные документы о состоянии здоровья, в том числе ходатайствовать о направлении на обследование в специализированные медицинское учреждения.
С учетом исследованных доказательств, суд не находит оснований к удовлетворению иска о признании незаконным решения призывной комиссии от 15.12.2021 года о призыве Ткаченко М.С. на военную службу.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении исковых требований Ткаченко М.С. к Призывной комиссии Воронежской области, Призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа о признании незаконным решения призывной комиссии №28 от 15.12.2021 года о призыве Ткаченко М.С. на военную службу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий Д.Н. Толубаев
Мотивированное решение составлено 14.03.2022 года
36RS0001-01-2021-004549-32
Дело №2а-498/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж 10 марта 2022 года
Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,
при секретаре Володиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ткаченко М.С. к Призывной комиссии Воронежской области, Призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко М.С. обратился с указанным иском к Призывной комиссии Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии. Заявленные требования мотивированы тем, что решением призывной комиссии Воронежской области он был призван на военную службу на основании определения в отношении него призывной категории годности. С данным решением он не согласен, поскольку при проведении мероприятий, связанных с призывом, в ходе осенней призывной комиссии 2021 года были допущены существенные нарушения законодательства в сфере призыва граждан на военную службу. При прохождении медицинского освидетельствования им заявлял жалобы на состояние своего здоровья, а именно, на шелушение на коже, частые судороги, головные боли, как последствия черепно-мозговой травмы, а также о том, что его ИМТ 17,6 (очень низкий). Но не все его заболевания были учтены и на дополнительное стационарное медицинское обследование он не был направлен. Таким образом, призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, вследствие указанного произошло неверное правоприменение при определении в отношении него категории годности к военной службе, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
В связи с вышеизложенным административный истец просил признать незаконным решение призывной комиссии Воронежской области о призыве его на военную службу.
Определением суда в качестве административного ответчика Призывная комиссия Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа, в качестве заинтересованных лиц привлечены Военный комиссариат Воронежской области, Призывная комиссия Воронежской области.
В судебное заседание административный истец Ткаченко М.С. не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, заявлений об отложении слушания дела не направил.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа, Военного комиссариата Воронежской области Лушина Л.С. возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что Ткаченко М.С. прошел медицинское обследование в военном комиссариате 29.11.2021 года. Каких-либо медицинских документов о состоянии здоровья, наличии заболевания, состоянии на диспансерном учете, не представил. По результатам медицинского обследования был признан Б4 – годным к военной службе с незначительными ограничениями. Решением призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа от 29.11.2021 года (протокол №30) призван на военную службу. В связи с обжалованием данного решения, был вызван на контрольное медицинское освидетельствование. По результатам КМО категория годности не изменена, диагноз (заключение) было утверждено. Решением призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года (протокол №28) решение призывной комиссии районов от 29.11.2021 года утверждено. Повестку о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы 17.12.2021 года получил лично под роспись 15.12.2021 года. По повестке не прибыл, документов о наличии уважительных причин не представил. Кроме того, решение призывной комиссии от 15.12.2021 года (протокол №28) отменено решением призывной комиссии Воронежской области от 28.12.2021 года (протокол №36) в связи с неявкой для отправки в войска.
Заслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Право гражданина на обжалование в судебном порядке решения призывной комиссии по вопросам, связанным с призывом на военную службу, предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе"), а также частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса, суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения призывной комиссии в том случае, если установит, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2). Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1, 2).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же Закона).
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 25 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений (пункт 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 24 ноября 2016 года N 2530-О, в случае если отмена оспариваемого решения призывной комиссии обусловлена не установлением его незаконности и восстановлением прав административного истца, а исключительно истечением срока его действия, отмена оспариваемого решения, не связанная с установлением соответствующих фактов, не является основанием для прекращения производства по делу без исследования вопроса о том, были ли при этом устранены в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод административного истца.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2).
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пп. "а" п. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 вышеуказанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; F - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона "О военной службе").
Согласно п. 3 этой же статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (муниципальный), при содействии местной администрации, организует призыв на военную службу призывников.
В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 565 от 04 июля 2013 года, военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний).
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе закреплены Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно требованию п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе; в случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Таким образом, решение о призыве на военную службу, как и о создании самой призывной комиссии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации принимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации.
Согласно п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе для проведения освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (далее - отдел военного комиссариата), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Обследование и освидетельствование граждан при призыве на военную службу регламентировано главой II Положения о военно-врачебной экспертизе. Так, в силу прямого указания п. 13 указанного Положения организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
При этом в соответствии с п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении него заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний).
Судом установлено, что административный истец Ткаченко М.С. является призывником в ряды Вооруженных сил РФ.
11 апреля 2019 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. А п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2020 года.
15 октября 2020 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.04.2021 года.
22 апреля 2021 года Призывной комиссией военного комиссариата Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа Ткаченко М.С. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п. а п. 2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.10.2021 года.
Решением призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа от 29.11.2021 года (протокол №30) Ткаченко М.С. признан «Б-4» - годным с незначительными ограничениями и принято решение призвать Ткаченко М.С. на военную службу.
Призывная комиссия субъекта РФ имеет право отменять решения нижестоящей призывной комиссии, при этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 № 53 - ФЗ №53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе".
Полномочия призывной комиссии субъекта РФ предусмотрены также Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 (п.51).
Решением призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года (протокол №28) решение призывной комиссии от 29.11.2021 года утверждено.
В ходе медицинского освидетельствования, проведенного в период призыва, Ткаченко М.С. был осмотрен врачами-специалистами, наличие какого-либо заболевания не выявлено, в связи с чем, определена категория годности к военной службе.
При проведении медицинской комиссии истец не был лишен права на предоставление дополнительных документов о состоянии здоровья, наличии заболеваний препятствующих службе в вооруженных силах. Решение принято с учетом мнения всех врачей специалистов. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно требованиям приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663" (п.51): призывная комиссия субъекта РФ рассмотрев личные дела призывников не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу.
Решением призывной комиссии Воронежской области №36 от 28.12.2021 года было отменено решение Призывной комиссии Воронежской области от 15.12.2021 года №28 в связи с неявкой для отправки в войска.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры медицинского освидетельствования призывника в силу пункта 1 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службы" не установлено, она включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то указанные истцом в иске нарушения процедуры медицинского освидетельствования, не указывают на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения вышеназванной установленной законодательством процедуры призыва истца на военную службу. Следовательно, оспариваемое решение призывной комиссии, не противоречит вышеназванным нормам законодательства.
Изучив материалы дела, суд считает, что в нарушение статьи 62 КАС РФ административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему категории годности ограниченно годен к военной службе по состоянию здоровья, в связи, с чем на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от дата N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" мог быть освобожден от призыва на военную службу, а потому суд при установленных обстоятельствах не находит оснований полагать, что решение призывной комиссии, согласно которого истец был признан годным к воинской службе в армии, является незаконным.
Кроме того, само медицинское заключение стороной административного истца не оспорено, что не позволяет суду сделать вывод о наличии нарушений в действиях призывной комиссии.
Административный истец при указанных обстоятельствах не лишен возможности при прохождении очередного медицинского освидетельствования предоставлять дополнительные документы о состоянии здоровья, в том числе ходатайствовать о направлении на обследование в специализированные медицинское учреждения.
С учетом исследованных доказательств, суд не находит оснований к удовлетворению иска о признании незаконным решения призывной комиссии от 15.12.2021 года о призыве Ткаченко М.С. на военную службу.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и по заявленным административным истцом требованиям, ст.178 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении исковых требований Ткаченко М.С. к Призывной комиссии Воронежской области, Призывной комиссии Левобережного и Железнодорожного районов г. Воронежа о признании незаконным решения призывной комиссии №28 от 15.12.2021 года о призыве Ткаченко М.С. на военную службу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий Д.Н. Толубаев
Мотивированное решение составлено 14.03.2022 года