Решение по делу № 2-139/2020 от 27.01.2020

Дело №2-139/2020

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 года т. Боковская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Кудиненко Е.В.

при помощнике Филимонове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бирюлина И.В. к ГУ УПФ РФ в Боковском районе Ростовской области о включении периодов работы в сельский стаж и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Бирюлин И.В. обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование требований на то, что является пенсионером по старости, более 30 лет осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве, проживает в сельской местности.

18.12.2019 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Боковском районе Ростовской области с заявлением о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением органа пенсионного обеспечения №18 от 25.12.2019 года истцу отказано в доплате вышеназванной надбавки к пенсии по мотиву того, что не подтверждается факт его работы в течение 30 лет в сельском хозяйстве, не включены периоды работы общей продолжительностью 9 лет 9 месяцев 9 дней: с 01.01.1992 года по 27.05.1993 года электромонтером в совхозе «<данные изъяты>», поскольку данная должность не поименована Списком №1440; с 18.08.1993 года по 31.12.2001 года главой КФХ «<данные изъяты>», поскольку уплата страховых взносов в этот период не производилась. Всего стаж работы истца в сельской местности составил 20 лет 11 месяцев 23 дня.

Полагая отказ ответчика незаконным, истец указывает на то, что согласно записи в трудовой книжке 15.10.1991 года он принят на должность элетромонтера 5 разряда в совхоз «<данные изъяты>», 27.05.1993 года уволен в связи с организацией крестьянского хозяйства. Деятельность совхоза «<данные изъяты>» была связана с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, то есть основным видом его деятельности являлось сельское хозяйство. При исчислении стажа работы в сельском хозяйстве во внимание принимаются не только профессии рабочих, перечисленные в Списке, но и профессии рабочих, в функциональные обязанности которых входят работы, связанные с обслуживанием и ремонтом сельскохозяйственной техники и производственного оборудования; обслуживанием, а также охраной объектов сельского хозяйства при условии осуществления лицами трудовой деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, и в структурных подразделениях растениеводческого, животноводческого и рыбоводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство. В стаж работы в сельском хозяйстве могут быть включены не только периоды работы в должностях, характерных для перечисленных в Списке направлений сельского хозяйства, но и в соответствующий стаж может быть включена работа в сельскохозяйственной организации в качестве иных специалистов, занятых на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования. Таким образом, при исчислении стажа истца в сельском хозяйстве осуществление им трудовой деятельности в организации, основным видом деятельности которой являлось сельское хозяйство, в качестве электромонтера свидетельствует об исполнении им функциональных обязанностей в сельскохозяйственном предприятии, в связи с чем отказ пенсионного органа во включении в сельский стаж истца, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, указанного периода работы нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона. Поскольку исполнение истцом трудовых обязанностей в должности электромонтера подпадает под указанное в Списке наименование "рабочие всех наименований", осуществляющих работы по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники и производственного оборудования в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, спорный период подлежит включению в сельский стаж.

Указывая на необоснованность отказа во включении в сельский стаж периодов работы с 18.08.1993 года по 31.12.2001 года главой КФХ «<данные изъяты>» истец ссылается на то, что КФХ «<данные изъяты>» поставлено на учет 07.12.1993 года в ИМНС РФ по Боковскому району. С указанного времени и до 31.12.2001 года хозяйство в полном объеме выполняло обязательства по уплате налогов и сборов, что с учетом действующего в указанный период законодательства (ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ», гл.6 ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации», ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555) приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Боковском районе Ростовской области включить в сельский стаж указанные периоды работы и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.01.2019 года, а также взыскать с ответчика судебные расходы.

Истец Бирюлин И.В. и его представитель Попов В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – Давыдова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с ч.14 ст.17 указанного Федерального закона лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.1 и 2 ст.16 данного ФЗ на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно ч.16 ст.17 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, а также правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года №1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ "О страховых пенсиях", и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ "О страховых пенсиях".

Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости и инвалидности.

Судом установлено, что Бирюлин И.В. является получателем пенсии по старости с 14.08.2016 года, что подтверждается справкой органа пенсионного обеспечения (л.д.14).

18.12.2019 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Боковском районе Ростовской области с заявлением о повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением органа пенсионного обеспечения №18 от 25.12.2019 года истцу отказано в доплате вышеназванной надбавки к пенсии по мотиву того, что не подтверждается факт его работы в течение 30 лет в сельском хозяйстве.

Всего стаж работы истца в сельской местности составил 20 лет 11 месяцев 23 дня.

Не включены периоды работы общей продолжительностью 9 лет 9 месяцев 9 дней:

- с 01.01.1992 года по 27.05.1993 года электромонтером в совхозе «<данные изъяты>», поскольку данная должность не поименована Списком №1440;

- с 18.08.1993 года по 31.12.2001 года главой КФХ «<данные изъяты>», поскольку уплата страховых взносов в этот период не производилась.

Суд соглашается с выводами органа пенсионного обеспечения и считает, что основания для включения в стаж истца работы в должности "электромонтер" отсутствуют, поскольку согласно Списку работ, производств, профессий и должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой части в соответствии с ч. 14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 года №1140, должность, которую истец занимал в спорный период, не предусмотрена Списком № 1440.

Утверждения истца о том, что исполнение им трудовых обязанностей в должности электромонтера подпадает под указанное в Списке №1140 наименование "рабочие всех наименований", подлежат отклонению.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "рабочих всех наименований", указанных в разделах 1 и 2 Списка № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Пунктом 1 Списка к работам и производствам сельского хозяйства отнесены: растениеводство (производство сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции, заготовки, хранения, включая формы органического сельского хозяйства, мелиорацию).

Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Согласно записи в трудовой книжке 15.10.1991 года Бирюлин И.В. принят на должность элетромонтера 5 разряда в совхоз «<данные изъяты>», 27.05.1993 года уволен в связи с организацией крестьянского хозяйства.

Вместе с тем, сведений об особенностях работы Бирюлина И.В., определяющих ее характер и влияющих на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч.14 ст.17 ФЗ №400-ФЗ, суду не представлено.

То обстоятельство, что предприятие, на котором работал истец, относилось к предприятиям сельскохозяйственной отрасли, недостаточно для получения истцом права на повышение фиксированной выплаты к пенсии.

Кроме этого, представленные суду доказательства в виде исторической справки от 15.03.1982 года, а также копии постановлений главы администрации от 15.04.1994 года о регистрации ТОО «<данные изъяты>», от 27.05.1999 года о регистрации СПК «<данные изъяты>», к спорному периоду не относятся. При этом в данных постановлениях в качестве основных видов деятельности помимо производства, переработки и реализации сельхозпродукции, указаны также другие виды деятельности согласно Уставу.

Сведений о том, какие иные виды деятельности осуществлял совхоз «Каргинский» в материалы дела не представлено, как и доказательств того, что работа в должности "электромонтера" была непосредственно связана с растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов.

Доводы истца о том, что в его должностные обязанности входило обслуживание электрических линий, то есть его работа обеспечивала деятельность сельхозпредприятия в целом, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств в подтверждение данным обстоятельствам, отвечающих требованиям относимости и допустимости, истцом не представлено.

Вопреки утверждениям истца, факт включения ответчиком в сельский стаж работы в этой же должности в период с 15.10.1991 года по 31.12.1991 года, не свидетельствует о незаконности действий органа пенсионного обеспечения, поскольку согласно вышеприведенному порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.

Поскольку действующим законодательством установлен перечень работ, производств сельского хозяйства и наименование профессий, должностей, специальностей, подлежащих зачету при определении стажа, дающего право сельским пенсионерам на повышенную фиксированную выплату, которым не соответствовала выполняемая работа истца в спорный период, оснований для включения в стаж работы истца в сельской местности указанного периода для получения фиксированной выплаты к страховой пенсии, суд не находит.

Разрешая требования о включении в сельский стаж истца периода работы с 18.08.1993 года по 31.12.2001 года главой КФХ «<данные изъяты>», суд исходит из следующего.

В качестве одного из условий для включения в стаж работы в сельском хозяйстве законодательством предусмотрена обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выписки из ЕГРЮЛ, крестьянское (фермерское) хозяйство «<данные изъяты>» зарегистрировано в администрации Боковского р-на Ростовской обл. 18.08.1993 года и является действующим.

Истец Бирюлин И.В. с указанного времени и по настоящее время является главой КФХ.

Уплата страховых взносов за спорный период трудовой деятельности в Пенсионный фонд РФ им не производилась. Данное обстоятельство установлено судом на основании исследованных в судебном заседании доказательств, а также не оспаривалось истцом.

Утверждения представителя истца о том, что страховые взносы за указанный период взысканы с истца в принудительном порядке не нашли своего подтверждения. В представленном в материалы дела ответе ГУ ОПФ РФ по Ростовской области от 20.02.2020 года речь идет о периоде с 2002 года.

Позиция истца о том, что выполнение обязательств КФХ по уплате налогов и сборов приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, основана на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

В силу ст.25 Закона РСФСР от 22.11.1990 года № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшего в спорный период времени и утратившего силу с принятием Федерального закона от 11.06.2003 года № 74-ФЗ, глава и другие члены крестьянского (фермерского) хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях; страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства (пункт 1); время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (пункт 6).

В силу законодательства, как действовавшего в спорный период, так и действующего в настоящее время, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющим свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, в общий трудовой стаж засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В п. 2 ст. 11 НК РФ главы КФХ приравнены к индивидуальным предпринимателям.

Главы КФХ уплачивают соответствующие обязательные страховые взносы в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода (п. 2 ст. 430 НК РФ).

Таким образом, главы КФХ должны исполнять обязанность по уплате обязательных страховых взносов за себя самостоятельно. Это не является обязанностью КФХ.

При этом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ - как юридическое лицо или без образования юридического лица, - его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенных для индивидуальных предпринимателей. При этом двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно КФХ (как юридического лица) и его главы - не возникает.

Кроме этого, действующим законодательством не предусмотрено освобождение глав КФХ от обязанности по уплате страховых взносов в связи с неосуществлением деятельности. Вопреки доводам истца, страховые взносы уплачиваются главами КФХ независимо от факта получения доходов в конкретный расчетный период. Более того, из представленных в материалы дела финансовых отчетов следует, что деятельность КФХ осуществлялась.

Поскольку уплата страховых взносов в пенсионный фонд РФ в период осуществления истцом деятельности в качестве главы КФХ «<данные изъяты>» с 18.08.1993 года по 31.12.2001 года не производилась, правовых оснований для включения этого периода в стаж работы в сельском хозяйстве не имеется.

При этом следует учитывать, что право на фиксированную выплату в увеличенном размере в соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в то время, как истец до настоящего времени является главой КФХ «Беркут».

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В диспозитивном и состязательном гражданском процессе, по общему правилу, обстоятельства, положенные в основу заявленных требований, доказываются истцом.

Недоказанность истцом существенных для дела обстоятельств является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Установив приведенные выше обстоятельства, проанализировав представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56 ГПК РФ, не доказаны обстоятельства, послужившие, по его мнению, основанием для обращения в суд с заявленными требованиями, в связи с чем в удовлетворении иска должно быть отказано в полном объеме.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бирюлина И.В. к ГУ УПФ РФ в Боковском районе Ростовской области о включении периодов работы в сельский стаж и перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2020 года.

Cудья подпись Е.В. Кудиненко

2-139/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бирюлин Иван Васильевич
Ответчики
ГУ УПФР РФ в Боковском районе Ростовской области
Другие
Попов Василий Семенович
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Кудиненко Елена Витальевна
Дело на сайте суда
sholohonsky.ros.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2020Передача материалов судье
29.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2020Подготовка дела (собеседование)
10.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее