Решение по делу № 33-9462/2024 от 16.04.2024

УИД 03RS0012-01-2023-002618-85

                                                                                  дело № 2-110/2024

Кумертауский межрайонный суд РБ, судья Рашитова Г.Р.

Учёт 2.046

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-9462/2024

4 июня 2024 г.                                        г. Уфа

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                Нурисламовой Э.Р.

судей                                Гадиева И.С.

                                Фахрисламовой Г.З.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем                             Ильясовой Г.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау о признании незаконными действий, выразившихся в задержке выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, недополученного обмундирования, единовременного пособия при увольнении, отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска, взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, недополученного обмундирования, единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО7, апелляционную жалобу ОМВД России по адрес на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау о признании незаконными действий, выразившихся в задержке выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, недополученного обмундирования, единовременного пособия при увольнении, отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска, взыскании денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, недополученного обмундирования, единовременного пособия при увольнении, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что приказом Отдела МВД России по адрес №... л/с от дата он с дата был уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от дата № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). дата был рабочим днем и Отдел МВД России по адрес был обязан произвести расчет по всем положенным выплатам, в том числе, по заработной плате, компенсационным выплатам за неиспользованные отпуска, недополученному обмундированию, единовременному пособию при увольнении и др. Однако, с грубым нарушением императивных норм трудового законодательства ответчик произвел задержку выплат денежных сумм, окончательный расчет по денежному довольствию и компенсационным выплатам за неиспользованные дни отпуска в 2023 году, единовременного пособия при увольнении и компенсации за недополученное обмундирование были выплачены лишь дата в размере 315 560 руб. Считает, что вышеуказанными незаконными действиями Отдел МВД России по адрес причинил ему материальный ущерб и обязан выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере 2 997,82 руб. Кроме того, в период времени с 03 по дата и с 16 по дата в связи с болезнью он вынужденно проходил лечение в ГБУЗ РБ ГБ адрес и был временно нетрудоспособен. Однако в периоды временной нетрудоспособности по указанию руководства он был вынужден выходить на суточные дежурства, а именно 03, 07, 09,дата, 15, 18, 21, дата. Таким образом, им в период прохождения службы не использованы 15 дней дополнительного отдыха, за которые положена денежная компенсация, т.к. в связи с увольнением из органов внутренних дел он объективно не может использовать эти дни отдыха. В период прохождения службы с 04 января по дата он находился в очередном ежегодном отпуске за 2023 год. В период нахождения в отпуске в связи с болезнью он вынужденно проходил лечение в ГБУЗ РБ ГБ адрес и был временно нетрудоспособен (в период времени с 05 по дата). Он обращался в Отдел МВД России по адрес с заявлением о выплате положенной ему денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью, за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью, на что получил отрицательный ответ со ссылкой на истечение трехмесячного срока исковой давности. Считает, что решение об отказе в выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью, за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью является незаконным и Отдел МВД России по адрес обязан произвести выплату данной компенсации. В период прохождения им службы ответчик незаконно уклонился от учета и предоставления дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации за сверхурочную работу в период времени со второго полугодия 2020 по 2022 годы. Последний раз денежная компенсация за сверхурочную работу выплачивалась ему в июне 2020 года. Также, за период со второго полугодия 2020 года по 2022 год им выполнялись служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 211 часов и денежная компенсация за неиспользованные дополнительные дни отдыха составляет 54 674, 84 руб. Он обращался в Отдел МВД России по адрес с заявлением о выплате положенной ему денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, на что получил отрицательный ответ со ссылкой на истечение трехмесячного срока давности. Данное основание отказа является незаконным. В результате незаконных действий Отдела МВД России по адрес ему причинен моральный вред, грубо ущемлено его право на вознаграждение за труд. Считает, что с Отдела МВД России по адрес должна быть взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб. Просит признать незаконными действия Отдела МВД России по адрес, выразившиеся в задержке выплаты окончательного расчета денежного довольствия, компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска в 2023 году, за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении, положенных при увольнении из органов внутренних дел дата, взыскать с Отдела МВД России по адрес в свою пользу проценты (денежную компенсацию) за невыплаченные в срок суммы заработной платы (денежного довольствия), компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска в 2023 году, за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении в размере 2 997,82 руб., признать незаконными действия Отдела МВД России по адрес, выразившиеся в отказе выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, взыскать с Отдела МВД России по адрес в свою пользу денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата в размере 26 948,80 руб., признать незаконными действия Отдела МВД России по адрес, выразившиеся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного    отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата, взыскать с Отдела МВД России по адрес в свою пользу денежную компенсацию за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата в размере 31 094,76 руб., признать незаконными действия Отдела МВД России по адрес, выразившиеся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года, взыскать с Отдела МВД России по адрес в свою пользу денежную компенсацию за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) в период с июля 2020 года по декабрь 2022 года в размере 54 674,84 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:

уточненные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау, выразившиеся в нарушении установленного срока выплаты ФИО1 окончательного расчета сумм денежного довольствия и дополнительных выплат при увольнении из органов внутренних дел дата (должностного оклада, оклада за специальное звание, надбавки за выслугу лет, ежемесячной премии аттестованным, надбавки ОУС за службу в дежурных частях, надбавки за гостайну, ежемесячной надбавки к денежному довольствию аттестованным, районного коэффициента, компенсации за неиспользованный отпуск).

Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау (...) в пользу ФИО1 (...) проценты (денежную компенсацию) за нарушение работодателем установленного срока выплаты окончательного расчета сумм денежного довольствия и дополнительных выплат при увольнении из органов внутренних дел (должностного оклада, оклада за специальное звание, надбавки за выслугу лет, ежемесячной премии аттестованным, надбавки ОУС за службу в дежурных частях, надбавки за гостайну, ежемесячной надбавки к денежному довольствию аттестованным, районного коэффициента, компенсации за неиспользованный отпуск) в размере 491 рубль 51 копейка, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау о взыскании процентов (денежной компенсации) за невыплаченные в срок суммы заработной платы (денежного довольствия), компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска в 2023 году, за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении в большем размере, признании незаконными действий, выразившихся в отказе выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, взыскании с Отдела МВД России по городу Кумертау денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата в размере 26 948,80 руб., признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата, взыскании с Отдела МВД России по городу Кумертау денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата в размере 31 094,76 руб., признании незаконными действий, выразившихся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года, взыскании с Отдела МВД России по городу Кумертау денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) в период с июля 2020 года по декабрь 2022 года в размере 54 674,84 руб., компенсации морального вреда в большем размере – отказать.

Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау (...) в доход бюджета городского округа адрес Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 700 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1ФИО7 просит об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права. Судом установлен факт несения истцом службы сверхурочно, установлено, что дополнительные дни отдыха не представлялись и денежная компенсация за сверхурочно отработанное время истцу не выплачивалась. Не согласны с выводами суда о пропуске истцом срока исковой давности.

В апелляционной жалобе ОМВД России по адрес просит об отмене решения суда в части взыскания государственной пошлины по мотиву его незаконности и необоснованности. Указывает, что Отдел МВД России по адрес входит в систему государственных органов и освобождено от уплаты государственной пошлины.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции Верховного Суда РБ заблаговременно и надлежащим образом.

Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ...    , судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

В силу пунктов 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое решение не в полной мере отвечает указанным требованиям.

Разрешая заявленные требования о признании незаконными действий Отдела МВД России по адрес, выразившихся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата, признании незаконными действий Отдела МВД России по адрес, выразившихся в отказе выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, взыскании с Отдела МВД России по адрес денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата в размере 31 094,76 руб., денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата в размере 26 948,80 руб., суд исходил из того, что право на продление основного отпуска или дополнительного отпуска в случае временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел возникает при представлении работодателю документов, подтверждающих наличие оснований для его продления, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью сотрудника, срок продления основного или дополнительного отпуска определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника. При этом положения Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от дата № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 г. № 181, Порядка освобождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, утвержденного приказом МВД России № 141 от 13.03.2020 г., не предусматривают возможности выплаты денежной компенсации взамен продления основного или дополнительного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью сотрудника органов внутренних дел.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.

Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

В силу ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации (ст. 118 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 56 ч.ч. 1,2,11 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия: 1) основной отпуск; 2) дополнительные отпуска; 3) каникулярный отпуск; 4) отпуск по личным обстоятельствам; 5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; 6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно, начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.

Согласно ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

По положениям ст. 59 ч.ч. 1,3 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, в случае: 1) временной нетрудоспособности сотрудника; 2) выполнения сотрудником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от службы (работы); 3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации либо приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления.

В силу ст. 65 ч. 1 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Пунктом 24 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.

Аналогичные положения содержатся и в п. 87 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 г. № 181.

Приказом МВД России № 141 от 13.03.2020 г. утвержден Порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

В соответствии с п.п. 3, 5, 8, 9 указанного Порядка сотрудник, которому выдан листок освобождения от выполнения служебных обязанностей или заключение, в течение суток со дня его выдачи сообщает посредством телефонной связи или иным доступным способом непосредственному руководителю (начальнику), а при невозможности оповестить его - прямому руководителю (начальнику) о наступлении временной нетрудоспособности, а также о наименовании медицинской организации, выдавшей листок освобождения от выполнения служебных обязанностей или заключение, и сроках, на которые он выдан.

В случаях, когда по состоянию здоровья сотрудник не способен самостоятельно оповестить о наступлении временной нетрудоспособности, такое оповещение осуществляется им с момента появления такой возможности.

После закрытия листка освобождения от выполнения служебных обязанностей или заключения он визируется непосредственным руководителем (начальником) сотрудника в день, когда сотрудник приступает к выполнению служебных обязанностей.

Завизированный непосредственным руководителем (начальником) сотрудника листок освобождения от выполнения служебных обязанностей или заключение в течение трех рабочих дней сдается сотрудником в подразделение по работе с личным составом по месту прохождения службы.

Статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Судом установлено, что в период прохождения службы в органах внутренних дел в связи с выявленным заболеванием в период с 03 по дата и с 16 по дата истец ФИО1 был временно нетрудоспособен с выдачей ему листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №... от дата и №... от дата (...).

Из табелей учета использования рабочего времени сотрудников дежурной части Отдела МВД России по адрес за сентябрь, ноябрь 2022 года следует, что в период временной нетрудоспособности 03, 07, 09, 12 и дата, 17, 20 и дата истец ФИО1 находился на службе (...).

Также в период прохождения службы в органах внутренних дел в соответствии с приказом Отдела МВД России по адрес истец ФИО1 находился в ежегодном основном отпуске с 6 января по дата (из них: вторая часть основного отпуска за 2022 год с 6 января по дата (22 календарных дня и 7 выходных дней, не включаемых в период основного отпуска), дополнительный отпуск за стаж службы в ОВД за 2022 год с 4 по дата (10 календарных дней), дополнительные дни для проезда к месту проведения отпуска и обратно в 2022 году с 14 по дата (2 календарных дня)).

В период нахождения в ежегодном основном отпуске истец ФИО1 в связи с выявленным заболеванием с 05 по дата был временно нетрудоспособен с выдачей ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №... от дата (...).

В связи с временной нетрудоспособностью истца ФИО1 в период с 05 по дата, основной отпуск, предоставленный ФИО1, не продлевался и не переносился на другой срок.

Согласно выписке из приказа Отдела МВД России по адрес №...л/с от дата, ФИО1 предоставлена первая часть основного отпуска за 2023 год с 1 по дата (17 календарных дней и 5 выходных дней, не включаемых в период основного отпуска), согласно графику отпусков и личному рапорту от дата.

Согласно выписке из приказа Отдела МВД России по адрес №...л/с от дата, ФИО1 предоставлен основной отпуск за 2023 на 8 календарных дней с 26 апреля по дата в связи с временной нетрудоспособностью во время отпуска, согласно личному рапорту от дата, листка нетрудоспособности №... от дата.

После увольнения из органов внутренних дел дата и дата истец ФИО1 обратился к ответчику Отделу МВД России по адрес с заявлениями о перерасчете дней неиспользованного отпуска и выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, выплате компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата (л.д. 15).

В ответах, данных дата и дата Отдел МВД России по адрес отказал ФИО1 в принятии решений по выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, по выплате компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата в связи с пропуском ФИО1 установленного п. 4 ст. 72 Федерального закона от дата № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срока разрешения служебного спора и увольнении со службы в органах внутренних дел дата, а также предоставлением после суточных дежурств 2 дней отдыха (л.д. 16, 50).

В соответствии с сообщением Отдела МВД России по адрес от дата, по приказу от дата ФИО1 произведена компенсация за 17 календарных дней основного отпуска за 2023 год, в эти дни компенсация за период временной нетрудоспособности с 5 января по дата не входит. Приказы (распоряжения) о выходе ФИО1 на суточное дежурство в период временной нетрудоспособности в сентябре, ноябре 2022 года не издавались. ФИО1 листки нетрудоспособности от дата, дата, дата к оплате не предоставлял, с рапортом об оплате данных листков нетрудоспособности к руководству Отдела МВД России по адрес не обращался, работодателя в известность о нахождении на больничном в указанный период не ставил.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что право на продление основного отпуска или дополнительного отпуска в случае временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел возникает при представлении работодателю документов, подтверждающих наличие оснований для его продления, в том числе и в связи с временной нетрудоспособностью сотрудника, срок продления основного или дополнительного отпуска определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника. При этом положения Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 г. № 181, Порядка освобождения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, утвержденного приказом МВД России № 141 от 13.03.2020 г., не предусматривают возможности выплаты денежной компенсации взамен продления основного или дополнительного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью сотрудника органов внутренних дел, поскольку установлено, что истец ФИО1 с заявлением о продлении либо переносе основного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью с 05 по дата до издания приказа об увольнении не обращался, в связи с чем, своим правом на продление либо перенос основного отпуска в связи с временной нетрудоспособностью не воспользовался. Зная о предоставлении основного отпуска, а также о выдаче листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности с 03 по дата, с 16 по дата и с 05 по дата, истец ФИО1 не сообщил непосредственному руководителю либо в подразделение по работе с личным составом (отдел кадров) Отдела МВД России по адрес о своей временной нетрудоспособности, листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности непосредственному руководителю для визирования, а после - в подразделение по работе с личным составом не предоставлял и не сдавал, в результате чего у ответчика отсутствовали законные основания для продления либо переноса истцу основного отпуска, для освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности с 03 по дата и с 16 по дата, а равно отсутствовала и обязанность для рассмотрения данных вопросов и соответственно выплате денежного довольствия за весь период временной нетрудоспособности.

Таким образом, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий Отдела МВД России по адрес, выразившихся в отказе в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата, признании незаконными действий Отдела МВД России по адрес, выразившихся в отказе выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата, взыскании с Отдела МВД России по адрес денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха в связи с временной нетрудоспособностью в период с 03 по дата и с 16 по дата в размере 31 094,76 руб., денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска в связи с временной нетрудоспособностью за период с 05 по дата в размере 26 948,80 руб.

Разрешая спор в части требований о взыскании денежной компенсации за сверхурочно отработанное время, суд первой инстанции исходил из того, что неиспользованные дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года истец ФИО1 имел возможность реализовать в течение текущего 2020 года, следующих 2021, 2022, 2023 годов с присоединением их к основному и дополнительному отпуску, в указанные года также обратиться в Отдел МВД России по адрес с рапортом о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха, однако, данным правом истец ФИО1 не воспользовался, то есть отсутствует волеизъявление ФИО1, выраженное в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, в связи с чем, пришел к выводу, что правовых оснований для признания незаконными действий Отдела МВД России по адрес, выразившихся в отказе истцу ФИО1 в выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года, а также взыскании с ответчика Отдела МВД России по адрес в пользу истца ФИО1 денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период с июля 2020 года по декабрь 2022 года в размере 54 674,84 руб., не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 53 ч.ч. 1,2 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

В силу ч. 5 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден Приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50.

Согласно п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.

Продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период (п. 283 Порядка).

Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (п. 284 Порядка).

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года (п. 285 Порядка).

Таким образом, п.п. 274 - 276, 284 - 285 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации установлен механизм и определено право уполномоченного руководителя органа внутренних дел на привлечение сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и предоставление дополнительных дней отдыха за это.

Обязанность уполномоченного руководителя согласовывать с сотрудником как привлечение к службе, так и ее компенсацию в виде дней отдыха не предусмотрена. Исключением является невозможность предоставления такого отдыха в другие дни недели. В этом случае время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за отчетный период суммируется, и они предоставляются по желанию сотрудника и могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года.

Пункты 284, 290 и 293 Порядка организации прохождения службы определяют механизм предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительных суток отдыха либо денежной компенсации в случае привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, и направлены на реализацию права на отдых, предусмотренного для лиц, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Денежная компенсация выплачивается сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте. Дополнительное время отдыха или дополнительные дни отдыха также предоставляются на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в п. 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п. 291 Порядка).

С учетом положения п. 292 Порядка, который предусматривает, что самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается, положение п. 290 Порядка направлено на соблюдение баланса частных (сотрудника органов внутренних дел) и публичных интересов (руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

Согласно п. 293 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 марта 2021 года № 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

До 09 мая 2021 года действовал Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65 (далее по тексту Порядок № 65).

Согласно п. 56 Порядка № 65 сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни

В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (п. 57 Порядка № 65).

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка № 65).

Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (п. 59 Порядка № 65).

Приказом МВД России от 31 марта 2021 года № 181 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Порядок № 181), в пунктах 61, 62 и 64 которого содержатся аналогичные положения.

Судом установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени истца ФИО1 составляла 40 часов в неделю.

Из табелей учета использования рабочего времени сотрудников дежурной части Отдела МВД России по адрес за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года следует, то ФИО1 было отработано:

- в июле 2020 года - всего отработано 126 часов, в ночное время 42 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в августе 2020 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в сентябре 2020 года - всего отработано 12 часов, в ночное время 0 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в октябре 2020 года - всего отработано 144 часа, в ночное время 48 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в ноябре 2020 года - всего отработано 174 часа, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в декабре 2020 года - всего отработано 150 часов, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в январе 2021 года - всего отработано 144 часа, в ночное время 48 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в феврале 2021 года - всего отработано 126 часов, в ночное время 42 часа, в нерабочие праздничные дни 12 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в марте 2021 года - всего отработано 108 часов, в ночное время 36 часов, в нерабочие праздничные дни 6 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в апреле 2021 года - всего отработано 126 часов, в ночное время 42 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в мае 2021 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в июне 2021 года - всего отработано 126 часов, в ночное время 42 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в июле 2021 года - всего отработано 0 часов, в ночное время 0 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в августе 2021 года - всего отработано 120 часов, в ночное время 36 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в сентябре 2021 года - всего отработано 98 часов, в ночное время 30 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в октябре 2021 года - всего отработано 162 часа, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в ноябре 2021 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в декабре 2021 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в январе 2022 года - всего отработано 144 часа, в ночное время 48 часов, в нерабочие праздничные дни 54 часа, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в феврале 2022 года - всего отработано 144 часа, в ночное время 48 часов, в нерабочие праздничные дни 12 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в марте 2022 года - всего отработано 162 часа, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в апреле 2022 года - всего отработано 90 часов, в ночное время 30 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в мае 2022 года - всего отработано 174 часа, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 24 часа, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в июне 2022 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 12 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в июле 2022 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в августе 2022 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в сентябре 2022 года - всего отработано 180 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в октябре 2022 года - всего отработано 186 часов, в ночное время 66 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в ноябре 2022 года - всего отработано 174 часа, в ночное время 54 часа, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов;

- в декабре 2022 года - всего отработано 186 часов, в ночное время 60 часов, в нерабочие праздничные дни 0 часов, сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 0 часов.

Таким образом, судом установлено, что истцом ФИО1 отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени: в августе 2020 года – 12 часов (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 168 часов), в ноябре 2020 года – 15 часов (отработано 174 часа, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 159 часов), в январе 2021 года – 24 часа (отработано 144 часа, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 120 часов), в мае 2021 года – 28 часов (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 152 часа), в ноябре 2021 года – 21 час (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 159 часов), в декабре 2021 года – 4 часа (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 176 часов), в январе 2022 года – 16 часов (отработано 144 часа, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 128 часов), в мае 2022 года – 30 часов (отработано 174 часа, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 144 часа), в июне 2022 года – 12 часов (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 168 часов), в июле 2022 года – 12 часов (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 168 часов), в сентябре 2022 года – 4 часа (отработано 180 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 176 часов), в октябре 2022 года – 18 часов (отработано 186 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 168 часов), в ноябре 2022 года – 7 часов (отработано 174 часа, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 167 часов), в декабре 2022 года – 10 часов (отработано 186 часов, нормальная продолжительность рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе 176 часов).

Из сообщения Отдела МВД России по адрес от дата, лицевых счетов за 2020 – 2023 годы следует, что за период с 2020 – 2023 годы дни дополнительного отдыха за сверхурочно отработанное время ФИО1 не предоставлялись, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ФИО1 не выплачивалась ...

В соответствии со справкой Отдела МВД России по адрес денежная компенсация за сверхурочное отработанное время за период с 2020года по 2023 год была произведена ФИО1 в 2020 году в количестве 9 дней (72 часа) в сумме 14 608,22 руб.

С рапортами о денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истец ФИО1 к работодателю Отделу МВД России по адрес за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года не обращался.

После увольнения из органов внутренних дел дата истец ФИО1 обратился к ответчику Отделу МВД России по адрес с заявлением о выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года.

В ответе, данном дата, Отдел МВД России по адрес отказал ФИО1 в принятии решения по выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за три предшествующих года до увольнения со службы в органах внутренних дел в связи с пропуском ФИО1 установленного п. 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» срока разрешения служебного спора и увольнении со службы в органах внутренних дел дата, не обращении в Отдел МВД России по адрес в 2022 году, а также в течение трех месяцев после увольнения со службы в органах внутренних дел с рапортом о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (л.д. 51).

Из приведенных выше положений законодательства следует, что для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха (замена дополнительных дней отдыха денежной компенсацией) за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п. 285 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. При этом срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией при наличии к тому оснований ограничен периодом прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу, что возможность выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, учитывая указанные выше правовые нормы, носит заявительный порядок, то есть производится на основании рапорта сотрудника органов внутренних дел, вместе с тем, истец ФИО1 за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года с рапортами о выплате денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени к работодателю не обращался, следовательно, не приобрел право на получение денежной компенсации за указанный выше период.

Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника - рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.

При этом неиспользованные дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года истец ФИО1 имел возможность реализовать в течение текущего 2020 года, следующих 2021, 2022, 2023 годов с присоединением их к основному и дополнительному отпуску, в указанные года также обратиться в Отдел МВД России по адрес с рапортом о выплате ему денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отдыха, однако, данным правом истец ФИО1 не воспользовался.

Доказательств того, что до увольнения истец ФИО1 обращался к руководству о предоставлении денежной компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года и такие рапорты не были удовлетворены, истец ФИО1 не имел возможности реализовать указанное право до момента увольнения со службы из органов внутренних дел, в том числе по вине ответчика, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно отказал истцу ФИО1 в удовлетворении требований о выплате денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочно отработанное время) за период с июля 2020 года по декабрь 2022 года, а также взыскании с ответчика Отдела МВД России по адрес в пользу истца ФИО1 денежной компенсации за неиспользованные дни дополнительного отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в период с июля 2020 года по декабрь 2022 года в размере 54 674,84 руб..

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о том, что обязанность учета рабочего времени и его справедливой оплаты трудовым законодательством возложена на работодателя и о том, что Отдел МВД России по адрес не учитывал сверхурочно отработанное время истца за период с июля 2020 по декабря 2022 г. в табелях учета рабочего времени и не доводил до ФИО1 сведения о его наличии, не компенсировал дополнительными днями отдыха и денежной компенсацией являются несостоятельными, поскольку судом решение принято на основании представленных суду доказательств, в том числе и табелей учета рабочего времени за спорный период, из которых следует, что ФИО1, осведомленный о своем праве на получение дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени либо денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, с рапортами о соответствующей компенсации до своего увольнения к работодателю в установленном законом порядке и в установленные сроки не обращался.

Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя истца о том, что при применении срока исковой давности следовало руководствоваться нормами части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей срок один год со дня установленного срока выплаты соответствующих денежных сумм, суд обоснованно исходил из того, что нормы трудового законодательства применяются к данным правоотношениям лишь в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с данным законом; Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Сроки обращения для разрешения служебного спора, стороной которого является сотрудник органов внутренних дел, установлены частью 4 статьи 72 указанного закона, согласно которой сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В этой связи, выводы суда о необходимости применения срока, установленного ст. 72 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являются обоснованными, поскольку регулирование отношений, связанных со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе касающихся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций сотрудникам, с учетом их особого правового статуса осуществляется Федеральным законом № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предусмотрены специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления гарантий и компенсаций таким сотрудникам.

При этом из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 года № 38-П не следует, что положения ст. 392 ТК РФ распространяются на споры, возникшие в отношении сотрудников органов внутренних дел Следовательно, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы трудового законодательства к спорным отношениям не применяются.

Доводы жалобы о том, что выплаты за неиспользованные дни отпуска в 2023 г., за недополученное обмундирование, единовременного пособия при увольнении относятся к иным выплатам при увольнении и при несвоевременной из выплате на день увольнении работодатель обязан уплатить проценты на невыплаченные в срок суммы заработной платы, не может являться основанием для отмены решения, поскольку основана на неверном толковании норм материального права.

Так денежная компенсация за форменное обмундирование и единовременное пособие при увольнении на пенсию не являются формой оплаты за труд и не входят в состав денежного довольствия, выплачиваемого увольняемому сотруднику в последний день службы, порядок и условия выплаты единовременного пособия при увольнении, компенсационных выплат за недополученное обмундирование, гарантированных сотрудникам органов внутренних дел, урегулированы специальным законодательством - Федеральным законом № 247-ФЗ от 19.07.2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятым в соответствии с этим законом приказом МВД России № 181 от 31.03.2021 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», которыми не предусмотрена выплата компенсации в случае не выплаты в день увольнения единовременного пособия при увольнении и денежной компенсации за обмундирование.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы истца.

При этом, доводы апелляционной жалобы Отдела МВД России по городу Кумертау Республики Башкортостан в части необоснованного взыскания государственной пошлины заслуживают внимания.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

При этом приведенная норма закона регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием по результатам рассмотрения дела государственной пошлины в соответствующий бюджет.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

Поскольку Отдел МВД адрес является территориальным органом МВД России на районном уровне он в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата изменить в части, исключив из резолютивной части решения указание о взыскании с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау Республики Башкортостан о взыскании государственной пошлины в доход бюджета городского округа адрес Республики Башкортостан в размере 700 рублей.

В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО7 без удовлетворения.

        Председательствующий    Э.Р. Нурисламова

        судьи    И.С. Гадиев

            Г.З. Фахрисламова

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме дата.

33-9462/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галкин Павел Игоревич
Ответчики
Отдел МВД России по городу Кумертау РБ
Другие
Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан
Чегодаев Александр Николаевич
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан»
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Нурисламова Эльвера Равильевна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
17.04.2024Передача дела судье
07.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Передано в экспедицию
04.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее