Дело № 2а-3950/2020
88а-6733/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 11 августа 2021 года
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 23 августа 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Хабаровска Лазорко Ю.П. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска о возложении обязанности принять меры по постановке частично руинированного здания на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Цареву М.Г., полагавшую оставить судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с административным иском к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества: частично руинированного здания по <адрес>.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлено частично руинированное нежилое здание, расположенное на дворовой территории многоквартирного дома по <адрес>, права на которое не зарегистрированы. Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), граница участка не определена. Руинированное здание не охраняется, не законсервировано, отсутствует ограждение, имеет свободный доступ, что представляет угрозу для жизни и здоровью неопределенного круга лиц в связи с возможность обрушения здания. Данное здание, как бесхозяйная недвижимая вещь, подлежит принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления.
Определениями Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, в качестве заинтересованного лица - Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска удовлетворены, на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества: частично руинированного здания, расположенного вблизи жилого дома по <адрес>, в течение десяти месяцев со дня вступления решения в законную силу, в удовлетворении требований к Департаменту муниципальной собственности администрации г. Хабаровска отказано.
ДД.ММ.ГГГГ представителем администрации г. Хабаровска Лазорко Ю.П. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что исходя из положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации руинированный объект не является объектом государственного кадастрового учета, на него не может быть изготовлен технический план и, как следствие, он не может быть поставлен на учет в регистрирующим органе как бесхозяйный объект, что свидетельствует о неисполнимости требований прокурора.
Административные ответчики и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проверки установлено, что в районе <адрес>, за пределами земельного участка с кадастровым номером №, находится частично руинированный объект недвижимого имущества, который на государственном кадастровом учете не значится, точный адрес у объекта отсутствует, собственник объекта недвижимости не установлен.
Земельный участок с кадастровым номером № разграничен, относится к землям населенным пунктов с видом разрешенного использования «Под многоквартирный жилой дом» (на земельном участке располагается многоквартирный жилой дом с адресом <адрес> с кадастровым номером № и канализационная сеть с кадастровым номером №).
По информации Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Индустриальным районом, указанной в письмах от 5 и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22) вышеуказанный объект включен в перечень опасных объектов, формируемый управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации города; специалистами комитета совместно с управлением ГО и ЧС были проведены мероприятия по установке предупредительных аншлагов «стой опасный объект», по периметру опасного объекта натянута сигнальная лента.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что частично руинированное здание вблизи жилого дома по <адрес> является бесхозяйным, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения безопасности здания для жизни и здоровья граждан, в связи с чем, пришли к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности направить в регистрирующий орган заявление о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Данные выводы судов нельзя признать правильными в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 9 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости, в том числе, вносятся сведения об объекте недвижимости - вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).
Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Из пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ следует, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
При этом Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ не предусматривает внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о руинированных объектах недвижимости, степени их сохранности, а Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» не установлена форма технического плана на руинированные объекты.
При таких обстоятельствах останки разрушенных зданий (руинированные объекты недвижимости) не являются объектами государственного кадастрового учета и тем самым не могут быть поставлены на учет как бесхозяйные объекты.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о необходимости возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности обратиться в орган регистрации с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи частично руинированного здания основаны на неверном применении вышеприведенных норм материального права, решение суда в указанной части с учетом действующего правового регулирования является заведомо неисполнимым.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (пункты 2 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года № 1-П, от 14 мая 2003 года № 8-П, от 14 июля 2005 года № 8-П, от 12 июля 2007 года № 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года № 7-П, от 9 июля 2020 года № 34-П).
Вынесенные по настоящему делу судебные акты в той части, в которой удовлетворены требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи частично руинированного здания, вышеуказанным требованиям не отвечают.
Учитывая, что в данной части судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат частичной отмене с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора Индустриального района г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска.
Одновременно судебная коллегия кассационного суда полагает необходимым отметить, что с учетом отсутствия оснований к осуществлению учета на спорный объект в качестве бесхозяйной вещи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, из которых следует: отсутствие сведений о собственнике спорного объекта, возведении его на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, с целью защиты прав и интересов неопределенного округа лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, к спорному руинированному зданию возможно применение положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации о самовольной постройке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения на администрацию г. Хабаровска обязанности обратиться в Управление Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи объекта недвижимого имущества: частично руинированного здания, расположенного вблизи жилого дома по <адрес>, отменить.
В данной части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности принять меры по постановке частично руинированного здания на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи отказать.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи