Дело №2-2470/2023
УИД:05RS0012-01-2023-002979-19
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дербент 24 октября 2023 года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Наврузова В.Г., при секретаре судебного заседания Салимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искуТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Дербенте к Администрации ГО «город Дербент» о возложении обязанности в течении 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда: обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 (менее 20м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов соответствующие СанПиН 2.1.3684-21, утвержденный Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021 на территории ГО «город Дербент» Республики Дагестан по следующим адресам в г.Дербенте ул. Шеболдаева, 60, напротив Д/Т «Марьяна»; ул. Шеболдаева, 49 «В»; ул. Сальмана,102; ул. Х.Тагиева, 39; пересечение ул. Шахбазова и ул. Гоголя; в микрорайоне «Карьер» (район косы),
УСТАНОВИЛ:
ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан обратилось в суд с указанным иском к Администрации ГО «город Дербент».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте (далее-ТО Управление) №302 от 29.06.2023 г., ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г. Дербенте» актом санитарно-гигиенического обследования от 17.07.2023г. установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности Администрации городского округа «город Дербент» (далее- Администрация), полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «город Дербент».
Так, в нарушение положений:
п.3 Санитарных правил СанПиН 2Л.3684-21 не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки, отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
п.4 санитарных правил, не соблюдается расстояние (20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов по следующим адресам города Дербента: 1 Да контейнерной площадке, расположенной по ул.Шеболдаева,60 напротив Д/Т «»Марьяна», отсутствует ограждение площадки, покрытие асфальтовое, контейнеры без крышек. переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и кафе менее 20 м.
Контейнерная площадка, расположенная по ул. Шеболдаева, 49 В, не огорожена, покрытие грунтовое, контейнеры без крышек переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка, расстояние между ближайшими индивидуальными жилыми домами менее 20 м.
На контейнерной площадке, расположенной по ул. Сальмана,102, в г. Дербенте, отсутствует покрытие и ограждение, отсутствуют контейнеры, образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и жилыми домами менее 20 м.
Контейнеры, по ул. Х.Тагива, 39, расположены на проезжей части дороги, без крышек, не огорожены, покрытие асфальтовое, расстояние между контейнерами и жилыми домами менее 20 метров.
На контейнерной площадке, расположенной на пересечении ул. Шахбазова и ул. Гоголя, покрытие асфальтовое, контейнеры без крышек, переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка из стройматериалов, расстояние между площадкой и жилым домом менее 20 метров.
На контейнерной площадке, расположенной в микрорайоне «Карьер» (коса), отсутствует ограждение, покрытие грунтовое, контейнеры без крышек в разбитом состоянии, образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и жилыми домами менее 20 метров.
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
ОтветчикАдминистрации ГО «город Дербент», извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суд своего представителя не направило.
В соответствии с частью 3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
Суд, решил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела и исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Согласно ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население должно обеспечиваться санитарно-эпидемиологическим благополучием, которое представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие фактора среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в соответствии с п. l Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 322, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Пунктом 5.9. Положения предусмотрено, что Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 части 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
В соответствии с положением ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее-Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; под накоплением отходов-складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 4 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится:
-создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
-определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра - мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
Статьей 13.4 названного закона установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12).
В силу п. п. 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Аналогичные требования были предусмотрены СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" (действовавших до 01.01.2021) и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (действовавших до 01.01.2021).
Таким образом, реализация предусмотренных п. 24 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ и п. 4 ст. 8 Закона №89-ФЗ полномочий на территории муниципальных образований отнесена к компетенции Администрации ГО «город Дербент».
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Ф Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021 г. утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - Санитарные правила).
В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее-населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее-ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в г. Дербенте 17.07.2023 г. установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности Администрации городского округа «город Дербент» полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории ГО «город Дербент».
Так, в нарушение положений:
п.3 Санитарных правил СанПиН 2Л.3684-21 не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов, не имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод контейнерные площадки, отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
п.4 санитарных правил, не соблюдается расстояние (20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов по следующим адресам города Дербента: 1 Да контейнерной площадке, расположенной по ул.Шеболдаева,60 напротив Д/Т «»Марьяна», отсутствует ограждение площадки, покрытие асфальтовое, контейнеры без крышек. переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и кафе менее 20 м.
Контейнерная площадка, расположенная по ул. Шеболдаева, 49 В, не огорожена, покрытие грунтовое, контейнеры без крышек переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка, расстояние между ближайшими индивидуальными жилыми домами менее 20 м.
На контейнерной площадке, расположенной по ул. Сальмана,102, в г. Дербенте, отсутствует покрытие и ограждение, отсутствуют контейнеры, образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и жилыми домами менее 20 м.
Контейнеры, по ул. Х.Тагива, 39, расположены на проезжей части дороги, без крышек, не огорожены, покрытие асфальтовое, расстояние между контейнерами и жилыми домами менее 20 метров.
На контейнерной площадке, расположенной на пересечении ул. Шахбазова и ул. Гоголя, покрытие асфальтовое, контейнеры без крышек, переполнены мусором, на площадке образовалась мусорная свалка из стройматериалов, расстояние между площадкой и жилым домом менее 20 метров.
На контейнерной площадке, расположенной в микрорайоне «Карьер» (коса), отсутствует ограждение, покрытие грунтовое, контейнеры без крышек в разбитом состоянии, образовалась мусорная свалка, расстояние между площадкой и жилыми домами менее 20 метров.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу, что исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Дербенте являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Дербенте к Администрации ГО «город Дербент» удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «город Дербент» в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда: обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 (менее 20м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов соответствующие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.01.2021 на территории ГО «город Дербент» Республики Дагестан по следующим адресам в г. Дербенте: ул. Шеболдаева, 60, напротив Д/Т «Марьяна»; ул. Шеболдаева, 49 «В»; ул. Сальмана,102; ул, Х.Тагива. 39: пересечение ул. Шахбазова и ул. Гоголя; в микрорайоне «Карьер» (район косы).
Разъяснить ответчику право на обращение в суд, вынесший заочное решение, с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через канцелярию Дербентского городского суда РД.
Судья В.Г. Наврузов
Мотивированное решение изготовлено 27.10.2023.