Дело № 2а-3471/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2021 года г.о. Балашиха
Московская область
Железнодорожный городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Артемовой Е.В.,
с участием помощника прокурора г.о. Балашиха Мухина С.О.,
с участием административного истца Джумаева Е.Д.,
представителя административного ответчика Капраловой Ж.В.,
при секретаре Гордеевой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Джумаева Евгения Дмитриевича к Уголовно-Исполнительной Инспекции УФСИН России по Московской области филиалу по г. Балашиха и Балашихинскому району о досрочном прекращении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Джумаев Е.Д. обратился в суд с административным иском к Уголовно-Исполнительной Инспекции УФСИН России по Московской области филиалу по г. Балашиха и Балашихинскому району о досрочном прекращении административного надзора, указав, что решением Рязанского районного суда от 13 ноября 2015 года в отношении него был установлен административный надзор, предусматривающий следующие виды административных ограничений: запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных местах; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания осужденного, с 22 часов до 06 часов утра; обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации – сроком на 8 лет. Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 13 января 2016 года решение Рязанского районного суда Рязанской области от 13 ноября 2015 года было изменено и изложено в следующей редакции: установить административный надзор в отношении Джумаева Евгения Дмитриевича на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Начало срока исчислять со дня постановки Джумаева Евгения Дмитриевича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания». Он отбывал наказание с 14 января 2014 года по 13 января 2017 года. В настоящее время истекло более половины срока административного надзора. Административный надзор за ним осуществляет Уголовно-Исполнительная Инспекция УФСИН России по Московской области филиал по г. Балашиха и Балашихинскому району. В настоящий момент он имеет постоянное место работы, проходит обучение в высшем учебном заведении – ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.<адрес>» (ПКУ), постоянно проживает по месту регистрации: <адрес>, учится он в Москве заочно. Наложение ограничений в части запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания осужденного, с 22 часов до 06 часов утра, создает ему трудности в посещении занятий, которые часто проходят в вечернее время. Он добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные ФЗ № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», положительно характеризуется по месту работы, по месту жительства и месту учебы. Он своевременно является в орган внутренних дел, за весь период с его стороны не было допущено ни одного нарушения.
Просит суд досрочно прекратить административный надзор, установленный в отношении Джумаева Евгения Дмитриевича решением Рязанского районного суда от 13 ноября 2015 года в части запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных местах; в части запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или местом пребывания осужденного, с 22 часов до 06 часов утра; в части обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В судебном заседании административный истец Джумаев Е.Д. на удовлетворении требований настаивал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Капралова Ж.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в части досрочного прекращения административного надзора. Просила отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение помощника прокурора, полагавшего иск в части досрочного прекращения административного надзора подлежащим оставлению без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное преступление. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 597-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1739-О, от 22 ноября 2012 года N 2064-О, от 22 апреля 2014 года N 885-О, от 23 апреля 2015 года N 898-О, от 22 декабря 2015 года N 2876-О и от 29 марта 2016 года N 545-О).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ, пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
На основании пункта 1 статьи 10 данного Федерального закона, поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В силу части 2 статьи 9 указанного Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Согласно разъяснениям пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
Судом установлено, что приговором Преображенского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года Джумаев Евгений Дмитриевич был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 135 УК РФ, то есть за совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста совершенное в отношении лица, достигшего двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста, к 3 (трём) годам лишения свободы.
Джумаев Е.Д. освобожден из мест лишения свободы 13 января 2017 года по отбытии наказания.
Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 13 ноября 2015 года и апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 13 января 2016 года Джумаеву Евгению Дмитриевичу установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Начало срока исчислять со дня постановки Джумаева Е.Д. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Джумаеву Е.Д. установлены следующие административные ограничения:
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания осужденного, с 22 часов до 06 часов утра;
обязательная явка 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
16 февраля 2017 года Джумаев Е.Д. поставлен под учет в группу по осуществлению административного надзора МУ МВД России «Балашихинское».
Джумаев Е.Д. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Джумаев Е.Д. является студентом «Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)» с 28 августа 2020 года, в настоящее время обучается на 1 курсе по направлению подготовки «Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения» заочной формы обучения. За время учебы зарекомендовал себя дисциплинированным студентом, имеет задолженности по дисциплинам. Джумаев Е.Д. характеризуется положительно, конфликтов избегает, доброжелателен, приветлив.
Также Джумаев Е.Д. работал в ЗАО «ДЕЛЬТА ЭЛЕКТРОНИКА» с 04 августа 2017 года на должности курьер-экспедитор, уволен по собственному желанию в связи со сменой места работы 20 февраля 2019 года. За время работы Джумаев Е.Д. зарекомендовал себя как дисциплинированный аккуратный работник.
Доход Джумаева Е.Д. за 2020 год составил 452216,41 рублей, за два месяца 2021 год – 80460 рублей.
Задолженности по коммунальным услугам Джумаев Е.Д. не имеет.
Джумаев Е.Д. характеризуется положительно, спиртные напитки не употребляет, к административной ответственности не привлекался. Работает в ООО «СКС» в должности работника склада. Жалоб и заявлений со стороны соседей в отдел полиции по обслуживанию мкр. Железнодорожный не поступало.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая положения Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом, суд исходит из того, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Учитывая обстоятельства данного дела, степень и тяжесть общественной опасности совершенного Джумаевым Е.Д. преступления, суд приходит к выводу о том, что досрочное прекращение административного надзора в отношении Джумаева Е.Д. не будет соответствовать его целям и задачам.
Представленные административным истцом характеристики бесспорными доказательствами, подтверждающими достаточность оснований для досрочного прекращения в отношении Джумаева Е.Д. административного надзора, не являются.
При вынесении решения суд учитывает, что в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно (части 2 и 2.1 статьи 3, часть 4 статьи 9 Закона).
При таких обстоятельствах, сохранение установленного в отношении Джумаева Е.Д. административного надзора является необходимым, установленные административные ограничения соразмерны и обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо в целях защиты государственных и общественных интересов.
Доводы административного истца о том, что принятые меры препятствуют осуществлению его учебной деятельности, суд считает несостоятельными, поскольку в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов ограничения, установленные в отношении Джумаева Е.Д., являются необходимыми и соразмерными, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения Джумаевым Е.Д. преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия. Более того, Джумаев Е.Д. не лишен возможности обратиться с требованиями об изменении административного надзора.
С учетом вышеизложенного, требования Джумаева Евгения Дмитриевича к Уголовно-Исполнительной Инспекции УФСИН России по Московской области филиалу по г. Балашиха и Балашихинскому району о досрочном прекращении административного надзора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Джумаева Евгения Дмитриевича к Уголовно-Исполнительной Инспекции УФСИН России по Московской области филиалу по г. Балашиха и Балашихинскому району о досрочном прекращении административного надзора – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Судья Е.В. Артемова
Мотивированный текст решения
изготовлен 10 сентября 2021 года