Дело-№а-2614/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 июля 2021 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Мамаева А.К.,
при секретаре судебного заседания – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании сумму задолженности по транспортному налогу, указанной в требовании ИФНС России по <адрес> № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2014 год и 2015 год безнадёжной ко взысканию и обязанность по её уплате прекращенной и возложении обязанности на ИФНС России по <адрес> исключить соответствующие записи по налогам за 2014 и 2015 год из лицевого счёта налогоплательщика ФИО1 для прекращения обязанности по их уплате,
установил:
ФИО1, действуя через представителя по доверенности, ФИО3, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России по <адрес>, мотивируя свои требованиям тем, что ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> в адрес ФИО1 направила требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.02.2017г. В настоящем требовании справочно: по состоянию на 18.02.2021г. указано, что за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 338 927,719 руб., в том числе по налогам (сборам) 294 979 руб., которая подлежит уплате. После этого ФИО1 незамедлительно обратился в ИФНС России по <адрес> для уточнения информации, содержащейся в вышеназванном требовании и получил справку (распечатку), согласно которой сумма в размере 338 927,719 руб. это задолженность по транспортному налогу за более чем три налоговых, а именно за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы, что не соответствует налоговому законодательству Российской Федерации. Также параллельно ФИО1 обратился в ОСП по <адрес>, где ему стало известно, что в отношении него было возбуждено два исполнительного производства на основании судебных приказом мирового судьи судебного участка № <адрес> по административным делам: №А-398/2019г. от 25.07.2019г., по заявлению ИФНС России по <адрес> о взыскании с должника ФИО1 недоимки за 2016-2017 г.г. по транспортному налогу физических лиц в размере 99 870 руб., пени в размере 10 912 руб. 99 коп., всего на общую сумму 110 782 руб. 99 коп., и пошлины в доход государства в размере 1 707 руб. 83 коп.; по административному делу №А-1080/2020г. от 28.09.2020г., по заявлению ИФНС России по <адрес> о взыскании с должника ФИО1 недоимки за 2018г. по транспортному налогу с физических лиц в размере 69 567 руб., пени в размере 16 730 руб. 90 коп., всего на общую сумму 86 297 руб. 90 коп. и пошлины в доход государства в размере 1 394 руб. 47 коп. В связи с этим представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 представил в судебный участок № <адрес> возражения относительно исполнения судебных приказов по вышеуказанным административным делам. В последующем по результатам рассмотрения возражений оба судебных приказа были отменены мировым судьёй судебного участка № <адрес>, что подтверждается определениями об отмене судебного приказа от 24.03.2021г. Необходимо отметить, что налоговый орган обращался в суд для взыскания с ФИО1 транспортного налога только за 2016, 2017 и 2018 год, а иные периоды оставлены без внимания. Таким образом, из материалов дела усматривается, что задолженность по транспортному налогу за период: с 2014 по 2015 г.г. является безнадежной к взысканию, так как налоговый орган до настоящего времени не принял никаких попыток по взысканию этих сумм в судебном порядке. Это означает, что срок взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014 и 2015гг. истек, а, следовательно, налоговый орган уже утратил возможность её принудительного взыскания.
Административный истец ФИО1 извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика Инспекции ФНС России по <адрес> по доверенности - ФИО4 требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении при этом пояснил суду, что за указанный период к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа Инспекция не обращалась.
Представитель Инспекции ФНС России по <адрес> извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. До рассмотрения дела по существу представил в дело письменные возражения на административное исковое заявление.
Изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Абзацем 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, в адрес ФИО1 направлялось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ N 33657093, с приведенным в нем расчетам транспортного налога за 2018 года, который составил – 69 567 руб.
В связи с невыполнением ФИО1 своей обязанности последнему направлялось требование N 12003 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в размер 69 567 руб., пени 16 096, 80 руб., установлен срок для добровольной уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, в рассматриваемом случае срок для обращения в суд по требованию N 12003 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный срок на момент обращения ФИО1 с административным исковым заявлением в суд и на момент разрешения административного спора не истек.
При таких данных следует признать, что оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Инспекции ФНС России по <адрес> о признании сумму задолженности по транспортному налогу, указанной в требовании ИФНС России по <адрес> № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) за 2014 год и 2015 год безнадёжной ко взысканию и обязанность по её уплате прекращенной и возложении обязанности на ИФНС России по <адрес> исключить соответствующие записи по налогам за 2014 и 2015 год из лицевого счёта налогоплательщика ФИО1 для прекращения обязанности по их уплате, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.К. Мамаев