Решение по делу № 33-1178/2017 от 16.10.2017

Председательствующий – Ватутина А.А.

Дело № 33-1178

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 октября 2017 года

г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Солоповой И.В.,

судей – Ялбаковой Э.В., Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Серикпаева ТС на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 июля 2017 года, которым

удовлетворены частично исковые требования Серикпаева ТС.

Взыскана с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Серикпаева ТС компенсация морального вреда в размере 2 000 рублей.

Отказано в удовлетворении исковых требований Серикпаева ТС к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 498 000 рублей.

Отказано в удовлетворении исковых требований Серикпаева ТС к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС Отделения Министерства внутренних дел России по Кош-Агачскому району Республики Алтай о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

Взысканы с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Серикпаев Т.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ИВС при Отделении МВД России по Кош-Агачскому району Республики Алтай о взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в период времени с 14.01.2014 года по 03.03.2015 года Серикпаев Т.С. периодически содержался в ИВС при Отделении МВД России по Кош-Агачскому району, где условия содержания не соответствовали требованиям ФЗ от 15.07.1995 года №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых», а именно, в нарушение приказа МВД России от 2005 года №950 «Об утверждении ПВР ИВС» п. 45, в камерах, в которых он содержался, отсутствовали спальные места, размер камер три квадратных метра, в которых находилось 7-8 человек, пол в камере бетонный, душевая комната отсутствовала. Находясь в ИВС больше недели, администрация не предоставляла возможности помыться, не было вентиляции, камера не проветривалась, так как не было форточек, в камере стоял спертый воздух, отсутствие канализационного слива, естественную нужду справляли в ведро, отсутствовал водопровод, тем самым, у истца была ограничена возможность пользоваться водой, что являлось причиной возникновения антисанитарного состояния личной гигиены, повлекшее за собой ухудшение здоровья, в связи с чем, истцу приходилось справлять нужду на глазах у остальных лиц содержащихся в камере. Указанные обстоятельства приносили моральные и нравственные страдания. А также в камерах, вопреки требованию действующего законодательства, не было радио, что полностью изолировало его от внешнего мира. Во время содержания в ИВС истец был лишен прогулки, постельное белье не выдавали, в камерах не было лампы дневного света, освещение было плохое. Тем самым, указанными действиями нарушены его права, умаляющие его честь и достоинство. Просил взыскать с ответчика в счет возмещения морального вреда денежные средства в сумме 500 000 рублей.

Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 24.05.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство внутренних дел Республики Алтай, Отделение МВД России по Кош-Агачскому району Республики Алтай, также указанным определением в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе Серикпаев Т.С. выражает несогласие, просит отменить решение суда, увеличить сумму, подлежащую взысканию в его пользу до 100 000 рублей. Жалоба мотивирована тем, что его содержали в ИВС в не надлежащих условиях. Суд не принял во внимание нормы площади в камерах на одного человека, ненадлежащее укомплектование аптечки. Взысканный размер компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей не соответствует причиненным моральным и нравственным страданиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.

Так, согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основании статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, в том числе, требования к этим помещениям, регламентированы Федеральным законом от 15.07.1995 N 103 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 N 950.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

Согласно статье 23 Федерального Закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона N 103-ФЗ от 15.07.1995 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В период содержания истца в изоляторе временного содержания порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15.07.1995 г. №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в редакции от 28.12.2013 г., 03.02.2014 г., 28.06.2014 г., 22.12.2014 г.), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ №950 от 22.11.2005 г. (в ред. от 18.10.2012 г.).

Как следует из Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом (пункт 42). Камеры ИВС оборудуются в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (пункт 45).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за период времени с <дата>. содержался в ИВС Отделения МВД России по Кош-Агачскому району.

Исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из информации предоставленной ФКУ «МСЧ МВД России по Республике Алтай» от 05.06.2017 г. следует, что 07.08.2014 г. проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ на объектах МВД со служебными, хозяйственными, производственными зданиями, сооружениями, помещениями, в которых они располагаются, и занимаемыми ими территориями, а именно в отделе МВД России по Кош-Агачскому району, по результатам проверки составлен акт №39, из которого следует, что в ИВС имеется три камеры на 14 мест, в том числе 2 камеры по 6 мест и 1 камера на 2 места для административных лиц. Освещение: естественное – боковое (профиль окон выполнен из пластикового профиля и деревянных ставень), искусственное – люминесцентные лампы в специальных светильниках и лампы накаливания. Водоснабжение: холодная вода – привозная, а также собственная скважина, расположенная в помещении котельной, а горячая вода – электроводонагреватель в ИВС. Канализация – отсутствует, уличный выгреб. Вентиляция: естественная, посредством открытых окон (фрамуг) и дверей, механическая приточно-вытяжная вентиляция не оборудована. Внутренняя отделка помещений ИВС представлена: пол выполнен из бетонной стяжки (в камерах имеется деревянный настил), стены и потолок побелены. Медицинский осмотр водворяемых осуществляется медработником центральной районной больницы, в случае возникновения острых заболеваний осуществляется вызов скорой медицинской помощи. Дезинфекционная камера отсутствует, дезинфекции личных вещей задержанных, а также постельных принадлежностей проводится в БУЗ РА «Кош-Агачская ЦРБ», дезинфекция помещений осуществляется по договору. Постельное белье приобретено в достаточном количестве. Стирка белья осуществляется своевременно. Горячее питание привозное в термосах с наличием информации о виде блюда (имеется маркировка), организована доставка три раза в день. При выборочном осмотре камер санитарно-техническое состояние удовлетворительное. Влажная уборка проводится техническим персоналом ежедневно с применением дезинфицирующих средств. При проведении проверки ИВС установлены следующие замечания: помещения ИВС не обеспечены надлежащим водоснабжением и канализованием, подозреваемым и обвиняемым не представляется возможности прохождения санитарной обработки, а также помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, раздача пищи проводится постовыми ИВС не имеющими личных медицинских книжек установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (допуск к работе с продуктами питания), не своевременно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий в обязательной документации (бракеражный журнал), при выдаче готовых блюд отсутствует подпись повара организации общественного питания. Требуется проведение ремонта поверхностей стен и потолка (побелка, покраска, устранение дефектов целостности штукатурки) в помещениях камер ИВС, отсутствуют уборные в камерах. Должностным лицом надзорного органа в целях устранения выявленных нарушений вынесено предписание от 07.08.2014 г.

ФКУ «МСЧ МВД России по Республике Алтай» 20.08.2015 г. проведены мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства РФ на объектах МВД со служебными, хозяйственными, производственными зданиями, сооружениями, помещениями, в которых они располагаются, и занимаемыми ими территориями, а именно в отделе МВД России по Кош-Агачскому району и по результатам проверки составлен акт , из которого следует, что при проведении мероприятий по надзору предварительно было установлено, что предложения, изложенные в предписание от 17.08.2014 г. выполнены не в полном объеме, а именно: не исполнено предписание – требуется обеспечить помещения ИВС надлежащим водоснабжением и канализованием, требуется обеспечить подозреваемым и обвиняемым возможность прохождения санитарной обработки, а также помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, необходимо производить раздачу пищи в ИВС лицами имеющими личные медицинские книжки установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских исследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (допуск к работе с продуктами питания), требуется обеспечить проведение ремонта поверхностей пола, стен и потолка в помещении отдела и камерах ИВС, требуется обеспечить наличие уборных в камерах, должностным лицом надзорного органа в целях устранения выявленных нарушений вынесено предписание от 20.08.2015 г.

Из информации представленной прокурором Кош-Агачского района следует, что в ноябре 2015 г. прокуратурой района проводилась проверка на предмет соблюдение требований федерального законодательства при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторе временного содержания Отделения МВД России по Кош-Агачскому району. В ходе проверки выявлены нарушения в виде несоответствия в камерах ИВС нормы площади на одного человека, отсутствие дезинфекционной камеры, туалета, водопровода, медицинского кабинета, а также ненадлежащее укомплектование аптечки для оказания медицинской помощи (отсутствовал пакет индивидуальный перевязочный, бинт эластичный трубчатый нестерильный 1 м. и 6 м.). По результатам проверки прокуратурой района внесено представление об устранении указанных нарушений.

Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенными положениями законодательства, пришел к выводу, что имели место ненадлежащие условия содержания в виде отсутствия санузла, отвечающего требования приватности, водоснабжения, канализации, возможности прохождения санитарной обработки и помывки в душе.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции, так как судом первой инстанции дана верная оценка представленным сторонами доказательствам, и сделан правильный вывод об отсутствии иных нарушений.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Определяя сумму компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей, суд первой инстанции исходил из степени нравственных страданий истца ввиду унижающих его достоинство условий содержания под стражей, наступления от указанных факторов для истца негативных последствий, периода содержания истца в камере ИВС, а также требований разумности и справедливости.

Оценивая доводы жалобы о несогласии с определенным судом размером денежной компенсации, судебная коллегия оснований для определения иного размера компенсации не усматривает, полагая определенную судом сумму соразмерной перенесенным истцом нравственным страданиям, фактическим обстоятельствам дела, периоду содержания истца в ненадлежащих условиях, объему и характеру нарушенного права.

Суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 08 сентября 2017 года Серикпаеву Т.С. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В связи с чем, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Серикпаева Т.С. государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «город Горно-Алтайск» в размере 150 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Серикпаева ТС – без удовлетворения.

Взыскать с Серикпаева ТС в доход бюджета муниципального образования «город Горно-Алтайск» государственную пошлину в сумме 150 рублей.

Председательствующий И.В. Солопова

Судьи Э.В. Ялбакова

А.О. Имансакипова

33-1178/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Серикпаев Т.С.
Ответчики
ИВС при Отделении МВД Кош-Агачского района Республики Алтай
Министерство финансов РФ
МВД РФ
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
25.10.2017Судебное заседание
25.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее