Дело № 2-2744/2024
29RS0008-01-2024-005256-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 декабря 2024 года г. Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Моругова А.В.,
при секретаре Абрамовской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа № 1» об устранении нарушений законодательства,
установил:
исполняющий обязанности Котласского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа № 1» (далее по тексту – МУ ДО «Спортивная школа № 1») об устранении нарушений законодательства.
В обоснование требований указал, что Котласской межрайонной прокуратурой по результатам проверки исполнения федерального законодательства выявлены нарушения в деятельности МУ ДО «Спортивная школа №». Нарушения выразились в том, что на входной группе в здание Дома физкультуры, расположенного по адресу: Архангельская область, ...., отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней, информационное табло (тактильная табличка) с наименованием Учреждения, графиком работы и иной информацией с использованием шрифта Брайля, а также пандус.
В этой связи просит обязать МУ ДО «Спортивная школа № 1» в срок до __.__.__ на входной группе в здание Дома физкультуры, расположенного по адресу: Архангельская область, ...., в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 на проступях краевых ступеней нанести противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней, установить информационное табло (тактильную табличку) с наименованием Учреждения, графиком работы и иной информацией с использованием шрифта Брайля, а также пандус.
В судебном заседании помощник прокурора Ерошина Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика МУ ДО «Спортивная школа № 1» в судебном заседании требования признал частично при условии капитального ремонта здания. Указал, что в настоящее время с общественными организациями согласуется вопрос о приспособлении здания для инвалидов, вместе с тем инвалидам обеспечен доступ в аналогичые здания МУ ДО «Спортивная школа № 1», расположенные на территории ГО АО «Котлас».
Представитель третьего лица Городского округа Архангельской области «Котлас» в лице администрации Городского округа Архангельской области «Котлас» в суд не явился, извещен судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассматривать дело при данной явке.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4. ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Поскольку выявленные прокурором нарушения препятствуют созданию безопасных условий пребывания граждан в учреждении здравоохранения, тем самым снижают безопасность жизни и здоровья граждан, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36).
Схожие требования содержатся в законе Архангельской области от 29 ноября 2005 года № 119-7-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области», в силу п. 6 которого объекты социальной инфраструктуры, независимо от форм собственности, оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов.
На основании Приказа Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр утвержден СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предназначенный для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (п. 1.1).
Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).
В силу п. 6.2.8 названного СП 59.13330 на проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько противоскользящих полос, контрастных с поверхностью ступени, как правило, желтого цвета, общей шириной 0,0-0,1 м.
Допускается применение контрастных противоскользящих полос с фотолюминесцентным покрытием. Расстояние между краем контрастной полосы и краем проступи ступени – не более 0,04 м. В том случае, если лестница включает в себя несколько маршей, предупреждающая тактильная полоса обустраивается только перед верхней ступенью верхнего марша и нижней ступенью нижнего марша.
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.
Исходя из п. 6.1.2 СП 59.13330 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Согласно материалам дела, Котласской межрайонной прокуратурой по результатам проверки исполнения федерального законодательства выявлены нарушения в деятельности МУ ДО «Спортивная школа № 1». Нарушения выразились в том, что на входной группе в здание Дома физкультуры, расположенного по адресу: Архангельская область, ...., отсутствуют противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней, информационное табло (тактильная табличка) с наименованием Учреждения, графиком работы и иной информацией с использованием шрифта Брайля, а также пандус.
По данному факту в адрес ответчика Котласской межрайонной прокуратурой __.__.__ внесено представление, которое до настоящего времени не исполнено. Согласно ответам МУ ДО «Спортивная школа № 1» от __.__.__, __.__.__, __.__.__ здание оборудованием для лиц с ограниченными возможностями не оснащено, что связано с отсутствием финансирования.
Исходя из выписки из ЕГРН, спорное здание находится в оперативном управлении ответчика.
Данные обстоятельства ответчиком по существу не оспариваются.
Таким образом, учитывая, что в ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства, представитель ответчика данные факты не оспаривал, то исковые требования Котласского межрайонного прокурора к МУ ДО «Спортивная школа № 1» подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом судом не принимаются доводы ответчика об отсутствии необходимости оборудования здания устройствами для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту, в связи с тем, что данной категории лиц обеспечен доступ в аналогичные здания МУ ДО «Спортивная школа № 1», расположенные на территории ГО АО «Котлас», поскольку спорный объект, в силу требований законодательства, должен быть оборудован устройствами для беспрепятственного доступа инвалидам.
Кроме того ответчиком не представлены доказательства невозможности полностью приспособить входную группу в здание Дома физкультуры, расположенного по адресу: Архангельская область, ...., для нужд инвалидов.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока устранения нарушений суд считает, что заявленный прокурором срок устранения нарушений до __.__.__ является, с учетом характера, объема предполагаемых работ и финансирования, разумным.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика МУ ДО «Спортивная школа № 1» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление исполняющего обязанности Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению дополнительного образования «Спортивная школа №» об устранении нарушений законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа № 1» (№) в срок до __.__.__ на входной группе в здание Дома физкультуры, расположенного по адресу: Архангельская область, ....:
- на проступях краевых ступеней нанести противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступеней в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.
- установить информационное табло (тактильную табличку) с наименованием Учреждения, графиком работы и иной информацией с использованием шрифта Брайля в соответствии с требованиями п. 6.5.9 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр;
- установить пандус в соответствии с требованиями п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.
Взыскать с муниципального учреждения дополнительного образования «Спортивная школа № 1» (№) в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 3000 рублей.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, представление в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Моругов
Мотивированное решение изготовлено 9 декабря 2024 года