Дело № 2а-630/20 г. УИД - 05RS0013-01-2020-003887-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2020 года г. Дербент
Дербентский районный суд РД в составе:
председательствующего федерального судьи Курбанова К.А.,
при секретаре Сулеймановой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора г. Дербента к административным ответчикам Муниципальному бюджетному Образовательному Учреждению «Татлярская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Татлярская СОШ»), администрации муниципального района «Дербентский район» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дербента обратился в суд с административным иском к административным ответчикам с требованиями:
1.Признать незаконным бездействие МБОУ «Татлярская СОШ», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности;
2. Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБОУ «Татлярская СОШ».
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татлярская средняя общеобразовательная школа» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
4. Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татлярская средняя общеобразовательная школа».
Свои требования прокурор г. Дербента обосновал тем, что Прокуратурой города с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проводится проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Дербентского района.
В ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Татлярская средняя общеобразовательная школа» выявлены следующие нарушения:
1. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21);
2. Системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ППР РФ № 390);
3. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации; (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);
4. Не представлен договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);
5. В помещении котельной не предусматриваются сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (СП 60.13320.2012 п. 6.64);
6. В отношении объекта защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ФЗ. От 22.07.2008 №123 (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64»;
7. Ответственный СОШ <адрес> за пожарную безопасность не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума (ППР РФ № 390 п. 3);
8. В СОШ <адрес> имеющийся план эвакуации на людей при пожаре и ЧС не соответствует ГОСТу (ст. 151,ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
9. На видных местах объекта защиты отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима, утвержденные руководителем (ППР РФ №390 п.2);
10. Отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (ППР РФ №390 п.64);
11. Отсутствует договор обслуживания автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ № 390 п. 61);
12. Здание объекта защиты с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров не предусмотрел установку ограждений на кровле (покрытии) (ППР РФ №390 п. 24, п. 7.16СП 4.13130.2013);
13. При выходе со второго эвакуационного выхода с первого этажа, на путях эвакуации проложена отопительная труба, препятствующая свободной эвакуации (ППР РФ №390 п. 36-6 П.4.3.3СП 1.13130.2009, ст. 89 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14. Помещение котельных не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (табл. А1 СП 5 13.130 2009);
15. Помещение спортзала не оборудована автоматической пожарной сигнализацией (табл. А1 СП 5 13.130 2009); 16. Пол на путях эвакуации СОШ <адрес> покрыт материалом без подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности отсутствует сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности, (ст. 144 таб. 28, 29 ФЗ-123» Технический регламент» ст. 134 п.6 т. 28, СП 1.13130.2009 п.4.3.2);
17. Выход на кровлю здания не оборудован противопожарным люком 2 типа с закрепленной стальной стремянкой (ч. 4, ст. 4 ФЗ № 123, п. 8.4 СНиП 21-01-97*);
18.Люк (дверь) для выхода в чердачное помещение не выполнен в противопожарном исполнении с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о ШБ" СНиП 21-01-97* п. 5.14* табл. 2, СП 4.13130.2013 п.7.7)
19.Приемно-контрольный прибор СОШ <адрес>, установлен в не защищенном от несанкционированного доступа (НПБ 88-2001 п. 12.48*.);
20.На объектах защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек. (ППР РФ № 390 п. 38);
21. Не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем объекта с оформлением соответствующего акта проверки. (ППР РФ№ 390 п. 61);
22. В здании СОШ <адрес> допускается эксплуатация электрических проводов с видными нарушениями изоляции возле второго эвакуационного выхода (ППР РФ №390 п. 42);
23. Не заведен журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (ППР РФ №390 п. 478);
24. На объекте не проводится противопожарный инструктаж с работниками, отсутствует журнал инструктажа по пожарной безопасности (ППР РФ №390 п.3);
25. В складском помещении и в кухне, провода проложены по горючему материалу, и с видимыми нарушениями изоляции (ППР РФ №390 п.42);
26. Имеющийся на территории СОШ Татляр наружный противопожарный источник находится в неисправном состоянии, захламлен (ФЗ №184 от 27.12.2002 г. ст. 46).
27. В спортзале на путях эвакуации не произведен монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СП 3. 13130.2009)
28. Не проводятся один раз в полугодие (отсутствуют акты) отработки планов эвакуации (ППР РФ № 390 п. 12).
В целях устранения указных нарушений 25.06.2020 в адрес директора МБОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.
Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020 соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район». Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.
Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.
Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией МР «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Представитель административного истца - пом. Прокурора г. Дербента Алирзаев М.Д. на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, требования административного истца просит удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков администрации МР «Дербентский район» по доверенности Манапова К.Э., директор МБОУ «Татлярская СОШ» Гаджиев Н.И., представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД по доверенности Казанфаров Г.Б., надлежаще извещенные судом о дате и времени слушания дела, на судебное заседание не явились, в своих письменных заявлениях просят рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Прокуратурой города с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проводится проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Дербентского района.
В ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Татлярская средняя общеобразовательная школа» выявлены следующие нарушения:
]. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22.07.2008г ст.83 п.7; СНиП 21-01-97 п.5.21); 2. Системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ППР РФ № 390);
3. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации; (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г №123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);
4. Не представлен договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);
5. В помещении котельной не предусматриваются сигнализаторы загазованности по метану и оксиду углерода, срабатывающие при достижении загазованности помещения, равной 10% НКПРП или ПКД природного газа. Сигнализаторы загазованности должны быть сблокированными и быстродействующими запарными клапанами, установленными на воде газа в помещение и отключающими подачу газа по сигналу загазованности (СП 60.13320.2012 п. 6.64);
6. В отношении объекта защиты не разработана декларация пожарной безопасности (ФЗ. От 22.07.2008 №123 (ред. от 13.07.2015) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ст.64»;
7. Ответственный СОШ <адрес> за пожарную безопасность не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума (ППР РФ № 390 п. 3);
8. В СОШ <адрес> имеющийся план эвакуации на людей при пожаре и ЧС не соответствует ГОСТу (ст. 151,ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ, п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
9. На видных местах объекта защиты отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями правил противопожарного режима, утвержденные руководителем (ППР РФ №390 п.2);
10. Отсутствует инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта (ППР РФ №390 п.64);
11. Отсутствует договор обслуживания автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ № 390 п. 61);
12. Здание объекта защиты с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров не предусмотрел установку ограждений на кровле (покрытии) (ППР РФ №390 п. 24, п. 7.16СП 4.13130.2013);
13. При выходе со второго эвакуационного выхода с первого этажа, на путях эвакуации проложена отопительная труба, препятствующая свободной эвакуации (ППР РФ №390 п. 36-6 П.4.3.3СП 1.13130.2009, ст. 89 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
14. Помещение котельных не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (табл. А1 СП 5 13.130 2009);
15. Помещение спортзала не оборудована автоматической пожарной сигнализацией (табл. А1 СП 5 13.130 2009); 16. Пол на путях эвакуации СОШ <адрес> покрыт материалом без подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности отсутствует сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности, (ст. 144 таб. 28, 29 ФЗ-123» Технический регламент» ст. 134 п.6 т. 28, СП 1.13130.2009 п.4.3.2);
17. Выход на кровлю здания не оборудован противопожарным люком 2 типа с закрепленной стальной стремянкой (ч. 4, ст. 4 ФЗ № 123, п. 8.4 СНиП 21-01-97*);
18.Люк (дверь) для выхода в чердачное помещение не выполнен в противопожарном исполнении с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа (ст. 4 ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о ШБ" СНиП 21-01-97* п. 5.14* табл. 2, СП 4.13130.2013 п.7.7)
19.Приемно-контрольный прибор СОШ <адрес>, установлен в не защищенном от несанкционированного доступа (НПБ 88-2001 п. 12.48*.);
20.На объектах защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек. (ППР РФ № 390 п. 38);
21. Не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем объекта с оформлением соответствующего акта проверки. (ППР РФ№ 390 п. 61);
22. В здании СОШ <адрес> допускается эксплуатация электрических проводов с видными нарушениями изоляции возле второго эвакуационного выхода (ППР РФ №390 п. 42);
23. Не заведен журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (ППР РФ №390 п. 478);
24. На объекте не проводится противопожарный инструктаж с работниками, отсутствует журнал инструктажа по пожарной безопасности (ППР РФ №390 п.З);
25. В складском помещении и в кухне, провода проложены по горючему материалу, и с видимыми нарушениями изоляции (ППР РФ №390 п.42);
26. Имеющийся на территории СОШ Татляр наружный противопожарный источник находится в неисправном состоянии, захламлен (ФЗ №184 от 27.12.2002 г. ст. 46).
27. В спортзале на путях эвакуации не произведен монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СП 3. 13130.2009)
28. Не проводятся один раз в полугодие (отсутствуют акты) отработки планов эвакуации (ППР РФ № 390 п. 12).
В целях устранения указных нарушений 25.06.2020 в адрес директора МБОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.
Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020 соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район». Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.
Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопастности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией городского округа «город Дербент» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного Закона.
Пункт 2ст.63 предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности. Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется.
Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Дербента удовлетворить.
1. Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Татлярская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.
2. Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБОУ «Татлярская средняя общеобразовательная школа».
3. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татлярская средняя общеобразовательная школа» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
4. Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татлярская средняя общеобразовательная школа».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РД в месячный срок со дня оглашения мотивированного решения суда.
Судья К.А.Курбанов
Мотивированное решение составлено в совещательной комнате 21 сентября 2020 г.