Решение по делу № 33-5783/2022 от 05.05.2022

Судья: Моисеенкова О.Л. гр. дело № 33-5783/2022

УИД 24RS0018-01-2021-003710-08

2.046

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 мая 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего - Киселевой А.А.,

судей - Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.

гражданское дело по иску Межебовской Марины Константиновны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю о взыскании неначисленной заработной платы, компенсационных и иных выплат, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ИФНС № 7 по Красноярскому краю Пащенко А.О.

на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 18 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Межебовской Марины Константиновны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю в пользу Межебовской Марины Константиновны недоплаченную сумму дополнительной компенсации за 5 месяц в период трудоустройства в размере 23 579 рублей 75 коп., недоплаченную сумму дополнительной компенсации за 6 месяц в период трудоустройства в размере 23 579 рублей 75 коп., в счет компенсации морального вреда 3000 рублей, расходы на представителя в сумме 9000 рублей, а всего 59159 рублей 50 коп.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 914 рублей 79 коп.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межебовская М.К. обратилась в суд с иском к МИФНС России № 7 по Красноярскому краю о взыскании неначисленной заработной платы, компенсационных и иных выплат, компенсации морального вреда.

Свои требования мотивировала тем, что в период с 28 ноября 2016 года по 02 апреля 2021 года проходила государственную гражданскую службу на основании служебного контракта от 28.11.2016г. № 225/16 в Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю в должности специалиста-эксперта отдела выездных проверок. Приказом от 29.03.2021г. № ВС-2.1-02/2/125 служебный контракт с ней был расторгнут в связи с сокращением замещаемой должности по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В целях поиска подходящей работы 07.04.2021г. она встала на учет в КГКУ «Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорск» и зарегистрирована в качестве безработной. В период с 07.04.2021г. по 03.09.2021г. она находилась на учете в КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск», и ей было предоставлено решение о выплате дополнительной компенсации от КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорск».

03.09.2021г. обратилась с заявлением о дополнительной компенсации в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Красноярскому краю. Заявление было удовлетворено, 29.09.2021г. поступила сумма компенсации в размере 24 870,48 рублей. Вместе с тем выплата должна быть осуществлена в течение 15 календарных дней со дня обращения, т.е. не позднее 18.09.2021г.

При расчете дополнительной компенсации на период трудоустройства не были учтены начисления в виде материального стимулирования. В результате сумма начисленной и выплаченной дополнительной компенсации за 5 месяц занижена на 23 579,75 рублей (из них 19 863,75 рублей заработная плата и 3 716,00 рублей неправомерно удержанный НДФЛ).

04.10.2021г. она обратилась с заявлением о дополнительной компенсации. Заявление было удовлетворено и 26.11.2021г. на ее счет поступили денежные средства в размере 24 870,48 рублей. Выплата также произведена с пропуском установленного срока и при ее расчете также не были учтены начисления в виде материального стимулирования.

В результате сумма начисленной и выплаченной дополнительной компенсации за 5 и 6 месяцы занижена на 23 579,75 рублей (из них 19 863,75 рублей заработная плата и 3 716,00 рублей неправомерно удержанный НДФЛ). Общий размер неначисленных и невыплаченных средств составил 47 159,5 рублей.

Вступившим в законную силу решением Зеленогорского городского суда по делу № 2-1184/2021 установлен факт недоначисления компенсационных выплат за первый - четвертый месяцы, данное решение имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела, т.к. предметом спора выступает та же компенсация, но за 5 и 6 месяцы. В данном решении установлено, что в четырехмесячном денежном содержании не учтены премии, стимулирующие и прочие выплаты. При рассмотрении данного дела установлен размер недоплаты, он составил 79 371 рубль 04 коп.

Просила взыскать с МИФНС России № 7 недоплаченную сумму дополнительной компенсации за 5 месяц в период трудоустройства в размере 23579 рублей 75 коп., недоплаченную сумму дополнительной компенсации за 6 месяц в период трудоустройства в размере 23 579 рублей 75 коп., в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, расходы на представителя в сумме 15000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС № 7 по Красноярскому краю Пащенко А.О. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания истицы и не могут учитываться при расчете ее среднего заработка. Кроме того, считает, что выводы суда о неправомерном обложении НДФЛ сумм компенсации, выплаченных истице, противоречат нормам Налогового кодекса РФ.

Истица Межебовская М.К. представила письменные возражения по доводам апелляционной жалобы, в которых, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 7 ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом (далее по тексту - Федеральный закон №79-ФЗ).

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Часть 1 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ предусматривает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В соответствии с ч.2 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым согласно ч. 5 ст.50 указанного закона относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п.8.1 - 8.3 ч.1 ст.37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа. (3.2 ч.3 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ)

Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007г. №562 предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Частью 2 ст.139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.

Из разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. №14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №238-7.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

28 ноября 2016 года между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю и Межебовской М.К. заключен служебный контракт № 225/16 о замещении последней должности специалиста 1 разряда отдела выездных проверок.

Приказом от 29 марта 2021 года № ВС-2.1-02/2/125 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с Межебовской М.Г. расторгнут служебный контракт от 28 ноября 2016 года N 225/16, Межебовская М.Г. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации с 02 апреля 2021 года с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Поскольку работодатель при увольнении произвел выплаты без учета выплат материального стимулирования, Межебовская М.К. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю с требованием, кроме прочего, взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; недоплаченные отпускные за 2021 год, недоплаченные отпускные в 2020 году.

Решением Зеленогорского городского суда от 15 сентября 2021 года исковые требования Межебовской М.К. были удовлетворены частично, доводы о неправомерности исчислений налоговым органом сумм, подлежащих выплате сокращенному работнику без учета сумм материального стимулирования, признаны обоснованными, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, суд пришел к выводу, что выплаченное Межебовской М.Г. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты четырехмесячного денежного содержания, отпускных при увольнении. Решение вступило в законную силу.

Поскольку Межебовская М.К. в пятый месяц со дня увольнения не была трудоустроена, она обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении выплаты компенсации.

Работодатель произвел выплату компенсации за пятый месяц в сумме 24870 рублей 48 коп. Аналогичную выплату произвел работодатель Межебовской М.К. по ее заявлению за шестой месяц с момента увольнения.

Разрешая исковые требования Межебовской М.Г. о взыскании недоплаченной суммы дополнительной компенсации за 5 месяц в период трудоустройства в размере 23 579 рублей 75 коп., недоплаченной суммы дополнительной компенсации за 6 месяц в период трудоустройства в размере 23 579 рублей 75 коп., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при расчете компенсационных выплат за 5 и 6 месяцы с момента увольнения ответчиком необоснованно не учтены выплаты стимулирующего характера

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование, выплачиваемое за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что в соответствии с положениями ч.3 ст.51 указанного Федерального закона №79-ФЗ является основанием для включения таких выплат в состав фонда оплаты труда гражданских служащих, формирующегося, в том числе, за счет выделения бюджетных средств на эти выплаты и, как следствие, включению в расчет суммы среднего денежного содержания.

Судебная коллегия считает не обоснованными доводы апелляционной жалобы в части незаконности выводов суда о взыскании сумм компенсации за 5 и 6 месяцы без удержания НДФЛ.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, а с учетом положений Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" компенсация за 5 и 6 месяцы, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных норм права, ограничение не облагаемого НДФЛ размера выплат, установленное абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации для выходных пособий, применению к компенсации, производимой государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 той же статьи, не подлежит.

Данная позиция подтверждается в письме Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 года N 03-04-05/59242, согласно которому компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным Законом № 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренным законодательством Российской Федерации, ограничение не облагаемого налогом на доходы физически лиц размера выплат, установленное для выходных пособий абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса, не применяется.

Поскольку служебный контракт с Межебовской М.К. расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаченная ей в связи с этим компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере за 5 и 6 месяцы в период трудоустройства.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства по делу, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 18 января 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Межрайонной ИФНС России №7 по Красноярскому краю Пащенко А.О. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5783/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межебовская Марина Константиновна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 7 по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Сударькова Елена Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
18.05.2022Судебное заседание
26.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Передано в экспедицию
18.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее