Дело № 2-35/2024
Строка 2.046
УИД 75RS0009-01-2024-000058-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2024 года с. Газимурский Завод
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Намнановой А.Г., при секретаре Марковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску прокурора Газимуро-Заводского района в интересах Киселёвой Т. Ю. к МОУ Газимуро-Заводская СОШ, Администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Газимуро-Заводского района обратился в суд (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Киселёвой Т.Ю. с вышеуказанным уточненным иском к МОУ Газимуро-Заводская СОШ, Администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края, ссылаясь на то, что Киселева Т.Ю. работает в МОУ Газимуро-Заводская СОШ в должности учителя, на учебные 2022-2023 года установлена нагрузка, превышающая норму часов учебной работы, по условиям трудового договора ставка заработной платы составляет <данные изъяты> руб. в месяц, дополнительными соглашениями установлены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент, северная надбавка, выплаты стимулирующего характера: ежемесячные надбавки, доплаты и поощрительные выплаты. Киселевой Т.Ю. надбавка за 2023 год за выслугу лет начислялась из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Киселевой Т.Ю. не начислена и не выплачена надбавка за выслугу лет (с учетом районного коэффициента и северной надбавки) исходя из фактической нагрузки в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного, просит суд взыскать с МОУ Газимуро-Заводская СОШ в пользу Киселевой Т.Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; обязать Администрацию Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края профинансировать МОУ Газимуро-Заводская СОШ с целью произведения указанных выплат Киселевой Т.Ю..
ДД.ММ.ГГГГ года определением Газимуро-Заводского районного суда привлечена в качестве соответчика – Администрация Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края и принят уточненный иск прокурора района поданный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Киселевой Т.Ю..
В судебное заседание процессуальный истец – прокурор района Устьянцев А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил требования удовлетворить, рассмотреть дело в его отсутствие, о чем поступила телефонограмма.
В судебное заседание истец Киселёва Т.Ю. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила требования удовлетворить, рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем поступило заявление.
Представители ответчиков МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», Администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края представителей не направили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без участия представителей, о чем поступили телефонограммы.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика - МКУ Комитет образования администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерство образования и науки Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Необходимость обращения прокурора Газимуро-Заводского района с указанным иском в суд обусловлена обращением к нему гражданина о защите нарушенных социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений.
Учитывая указанные обстоятельства, прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах Киселёвой Т.Ю..
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3, 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно Порядку определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.1.3).
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации (п.2.1).
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы (п.2.8.1).
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2023 утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с п.п. 36.5.2, 36.5.3, 36.5.4 Единых рекомендаций на 2023 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу № 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Киселёва Т.Ю. работает в МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» в должности учителя <данные изъяты>.
Согласно тарификационных списков Киселёвой Т.Ю. установлен должностной оклад с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб..
В соответствии с пунктом 2 Положения об оплате труда работников МОУ Газимуро-Заводской СОШ, заработная плата работников ОУ за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включают: базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
В соответствии с разделом «Стимулирующие выплаты» Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Размер стимулирующей выплаты может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к должностному окладу. Работникам учреждения установлены выплаты стимулирующего характера, в том числе выплаты за специфику работы, за наличие квалификационной категории, надбавки за выслугу лет, надбавки молодым специалистам, надбавки за почетное звание, ученую степень, ученое звание.
Согласно пункта 2 Положения надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой, в зависимости от стажа работы в следующих размерах: при стаже от 1 до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет – 15%, от 15 лет и более – 25%. Надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание: за почетные профессиональные звания Забайкальского края, почетные профессиональные звания Читинской области, почетные звания профессиональных работников Читинской области, почетные звания по профессии Агинского Бурятского автономного округа в размере 5 %.
Как видно из тарификации на 2022 учебный год истцу установлена учебная нагрузка в объеме 72 часа в месяц, фактически <данные изъяты> часов в месяц, что превышает норму часов учебной работы (<данные изъяты>), с выплатой должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ года.
Как видно из тарификации на 2023 учебный год истцу установлена учебная нагрузка в объеме 72 часа в месяц, фактически <данные изъяты> часов в месяц, что превышает норму часов учебной работы (<данные изъяты>), с выплатой должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ года, с выплатой должностного оклада в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом начисления на указанную сумму стимулирующих выплат, среди которых надбавка за выслугу лет с сентября 2022 года – <данные изъяты>%.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавка за выслугу лет начисляется и выплачивается образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанная выплата ограничена пределами нормы часов и произведена без учета объема фактической учебной нагрузки педагога, о чем ответчики МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», Администрация Газимуро-заводского муниципального округа Забайкальского края, не оспаривали.
По существу порядок начисления надбавок за выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда МОУ «Газимуро-Заводская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет, начисленных на фактический объём учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно материалам дела размер недоначисленной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит взысканию с ответчика:
За март <данные изъяты> года:
Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За апрель <данные изъяты> года:
1.Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За май <данные изъяты> года:
1.Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За июнь <данные изъяты> года:
Выслуга от оклада: <данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За сентябрь <данные изъяты> года:
Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За октябрь <данные изъяты> года:
1.Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За ноябрь <данные изъяты> года:
Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
За декабрь <данные изъяты> года:
1.Выслуга от оклада: <данные изъяты>
<данные изъяты>
От фактически отработанного: <данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма недоначисленной и невыплаченной истцу заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1.3 Устава МОУ Газимуро-Заводская СОШ, учредителем указанного общеобразовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальный район «Газимуро-Заводский район».
Согласно Закона Забайкальского края от 05 июня 2023 года № 2217-ЗЗК «О преобразовании всех поселений, входящих в состав муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, в Газимуро-Заводский муниципальный округ Забайкальского края» до урегулирования муниципальными правовыми актами Газимуро-Заводского муниципального округа вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В ЕГРЮЛ внесены сведения ДД.ММ.ГГГГ - Администрация Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края.
Таким образом, финансирование МОУ Газимуро-Заводская СОШ является функцией администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края, как собственника имущества образовательной организации и ее учредителя.
Поскольку для устранения выявленных нарушений закона в деятельности образовательного учреждения необходимы денежные средства, в случае их недостаточности у учреждения для произведения выплат Киселевой Т.Ю. требуются дополнительные меры по финансированию МОУ Газимуро-Заводская СОШ со стороны администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку исковые требования прокурора, связаны с защитой нарушенного права Киселевой Т.Ю., то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобождено лишь МОУ Газимуро-Заводская СОШ, подлежит взысканию с последнего на основании части 1 ст. 103 ГПК РФ.
Однако, учитывая, что МОУ Газимуро-Заводская СОШ является муниципальным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает муниципальное образовательное учреждение от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района в интересах Киселёвой Т. Ю. к МОУ Газимуро-Заводская СОШ, Администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа (ОГРН <данные изъяты>) в пользу Киселёвой Т. Ю. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
Обязать администрацию Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края (ОГРН <данные изъяты>) в случае недостаточности денежных средств у Муниципального общеобразовательного учреждения Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа профинансировать указанное учреждение для произведения выплат Киселёвой Т. Ю. в установленном судом размере.
Освободить Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья: А.Г.Намнанова
Мотивированное решение суда принято 04 апреля 2024 года.