Судья Шадрина Е.В. Дело № 33-3799/2020
УИД RS0023-01-2020-000569-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Глуховой И.Л.,
судей Фроловой Ю.В., Рогозина А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 14 октября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе МНМ на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 июля 2020 года, которым
исковые требования МНМ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) о включении в стаж периодов работы удовлетворены частично.
Признано решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе МНМ в установлении пенсии незаконным в части.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) возложена обязанность включить МНМ периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты> в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) в пользу МНМ <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения МНМ и ее представителя РАВ, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонного) ММВ, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
МНМ обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. в установлении данной пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности. При этом ответчик исключил из подсчета стажа для досрочного назначения пенсии период её работы пионервожатой и учителем с <данные изъяты> Считая необоснованным исключение этих периодов из подсчета специального стажа, истец просила признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части исключения вышеуказанных периодов из льготного стажа, обязать ответчика включить данные периоды в специальный педагогический стаж, а также назначить и выплачивать ей пенсию с момента возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ взыскать судебные расходы.
В ходе рассмотрения дела МНМ свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила, просила признать незаконным решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. № в части исключения из льготного стажа спорных периодов работы, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период ее работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы с <данные изъяты> и периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с <данные изъяты> обязать Управление назначить и выплачивать ей досрочную пенсию по старости с момента обращения за ее назначением - с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании МНМ данные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Управления ГЕА исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и отсутствии у истицы права назначение ей данной пенсии на дату ее обращения к ответчику.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МНМ просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, удовлетворив ее иск в полном объеме. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права. Считает, что в рамках действовавшего законодательства период ее работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы <данные изъяты>. как связанный с работой с детьми подлежит включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Также указывает, что в период работы пионервожатой она вела уроки русского языка и литературы, что подтверждает осуществление ею педагогической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению МНМ от ДД.ММ.ГГГГ. решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», специальный стаж установлен ответчиком в количестве 24 года 10 месяцев 17 дней, что менее требуемых 25 лет.
При этом ответчик не включил в стаж МНМ для досрочного назначения страховой пенсии по старости период ее работы в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы <данные изъяты>. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации <данные изъяты>
Отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с исключением указанных периодов из специального стажа послужил поводом для обращения МНМ в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, придя к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, и отсутствии оснований для включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорного периода её работы пионервожатой средней школы в соответствии с действовавшими в указанный период нормами пенсионного законодательства, а также установив отсутствие у истца на дату обращения (25.12.2019г.) права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, исковые требования удовлетворил частично.
Судебная коллегия с этими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015г. Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ, нормы приводятся в редакции, действующей в спорный период обращения за назначением пенсии).
Право на страховую пенсию по старости, как установлено ч.1 ст.8 Федерального закона N 400-ФЗ, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 данного Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Частью 8 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665).
В соответствии с п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила N 781),
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее – Список и Правила N 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее – Список N 463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с п.п. «в» п.3 данного Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее – Положение от 17.12.1959г. N 1397), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункта 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ответчик оспаривает возможность включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации со ссылкой на п.5 Правил № 516, указывая, что данные периоды не являются периодами работы.
Разрешая спор, суд признал обоснованными требования истца о включении в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периодов нахождения его на курсах повышения квалификации.
При этом суд правомерно учел, что в соответствии с положениями ст.48 Федерального закона «Об образовании в РФ» систематического повышение профессионального уровня является законодательно установленной обязанностью педагогического работника.
При этом Конвенция Международной организации Труда «Об оплачиваемых отпусках» №10 от 24.06.1974г. (статья 11) также предусматривает, что период оплачиваемого учебного отпуска приравнивается к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия.
На курсах повышения квалификации истец находилась в период ее работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с нормами трудового законодательства (ст.187 ТК РФ) периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, в указанные периоды на курсы повышения квалификации истец направлялся приказами работодателя, с сохранением заработной платы, ему выданы свидетельства о повышении квалификации. Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и оснований для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п. 4 Правил №516 не имеется.
Также истица оспаривает отказ пенсионного органа включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период ее работы <данные изъяты> в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> средней школы. Полагает возможным включение данного периода в стаж педагогической деятельности в соответствии с Положение от 17.12.1959г. N 1397.
Согласно Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 оценка пенсионных прав истицы по данному спорному периоду ее работы <данные изъяты> может быть произведена с применением Списка N 463 или Списка N 781.
Между тем, Списком №781 и Списком №463 должность старшей пионервожатой не предусмотрена.
Возможность включения в стаж для досрочного назначения пенсии работы в качестве штатной пионервожатой в школе была предусмотрена в пункте 2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397.
Данное Положение от 17.12.1959г. №1397 утратило силу с 01 октября 1993 года с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
Поэтому к спорному периоду работы истцы в должности старшей пионервожатой, имевшему место после 01.10.1993г., данное Положение от 17.12.1959г. №1397 применено быть не может, поскольку на данный момент оно утратило силу. Последующими Списками должность пионервожатой не предусмотрена, и после 01.10.1993г. работа в данной должности право на досрочное пенсионное не дает.
Поэтому оснований для удовлетворения требований истицы о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода ее работы старшей пионервожатой в школе <данные изъяты>. не имеется.
Оспаривая решение суда, МНМ в жалобе также указывает, что в спорный период ее работы старшей пионервожатой в школе она также вела уроки русского языка и литературы, в карточке-справке есть сведения о начислении учительской зарплаты <данные изъяты>.).
Оценивая эти доводы истицы, суд пришел к выводу о недоказанности выполнения ею в указанный период обязанностей по должности преподавателя, с чем судебная коллегия соглашается.
Так, приказов на занятие истицей в спорный период штатной должности преподавателя в материалы дела не представлено, сведений о тарификации истицы в этот период по должности преподавателя также не имеется. Содержащиеся в карточке-справке сведения о начислениях <данные изъяты> в графе «учительская зарплата» не позволяют квалифицировать эти выплаты как оплату по штатной должности преподавателя. Иных допустимых доказательств, подтверждающих факт работы в этот период в должности преподавателя, истцом не представлено.
С учетом изложенного оснований для включения спорного периода ДД.ММ.ГГГГ как работу в должности преподавателя в школе не имеется. Более того, как следует из содержания искового заявления МНМ, заявляя требования о зачете данного периода в специальный стаж, сама истицы указывала на необходимость его включения в стаж как работу в должности старшей пионервожатой.
При совокупности представленных доказательств выводы суда об отсутствии оснований для включения спорного периода работы истицы <данные изъяты> в стаж для досрочного назначения пенсии судебная коллегия находит правильными и не подлежащими переоценке.
Разрешая требования истицы о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ с даты обращения в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ.), суд пришел к выводу, что на эту дату право на назначение пенсии у МНМ не возникло.
С этим выводом суда первой инстанции коллегия соглашается, считая его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам закона.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Федеральным законом от 03.10.2018г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии» (далее – Федеральный закон N 350-ФЗ) (вступил в силу с 01.01.2019г.) статья 30 дополнена частью 1.1, которой изменены сроки назначения отдельных видов досрочных страховых пенсий по старости.
Так, согласно ч.1.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении № 7 Федерального закона N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 данного Федерального закона в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста, в случае возникновения права на страховую пенсию по старости с 2019 г. по 2023 г. и далее.
Согласно приложению 7 о сроках назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста) с 01 января 2019 года пенсия педагогическим работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого специального стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев со дня возникновения права на пенсию по старости и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев.
При этом согласно ч.3 ст.10 Федерального закона N 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, в силу указанной нормы закона педагогическим работникам, которые в 2019-2020г.г. приобретут необходимый для досрочного назначения пенсии 25-летний стаж на соответствующих видах работ, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону N 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
В настоящем случае при суммировании зачтенного ответчиком стажа продолжительностью 24 года 10 месяца 17 дней и подлежащих включению в стаж спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации общей продолжительностью 1 месяц 24 дня, специальный стаж истца на дату ее обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ.) составит 25 лет 11 дней.
Между тем, с учетом установленных законодателем в ч.3 ст.10 Федерального закона N 350-ФЗ отложенных сроков назначения пенсии, право на назначение досрочной пенсии может быть реализовано истицей лишь при наличии стажа 25 лет 6 месяцев.
Поэтому ввиду отсутствия у истца на дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ.) необходимого для реализации права на назначение пенсии стажа продолжительностью 25 лет 6 месяцев, учитывая вышеуказанные нормы закона, определяющие право указанных лиц на назначение пенсии с учетом установленных законодателем отложенных сроков, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем отказал в удовлетворении данных требований истца, правомерно разрешив спор в рамках заявленных истцом требований. При этом предусмотренных в ч.3 ст.196 ГПК РФ оснований выйти за пределы данных требований истца у суда не имелось.
Таким образом, спор разрешен судом с правильным применением норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, а также к иному толкованию подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права. Судебная коллегия не находит оснований для иных выводов и для переоценки представленных сторонами доказательств. Апелляционная жалоба истца по изложенным в ней доводам не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МНМ – без удовлетворения.
Председательствующий Глухова И.Л.
Рогозин А.А.
Судьи Фролова Ю.В.
Копия верна:
Судья: Глухова И.Л.