Судья Курсов И.А. |
№ 33-2805/2022 10RS0010-01-2022-000237-62 № 2-140/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2022 года |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Мишеневой М.А., Гудковой Г.В.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 25 мая 2022 года по исковому заявлению Кононова В. И. к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кононов В.И. обратился с иском к ОПФР по Республике Карелия по тем основаниям, что в рамках заблаговременной работы по оценке пенсионных прав он ХХ.ХХ.ХХ обратился в УПФР в (.....) с заявлением о проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении дополнений в индивидуальный лицевой счет №. Впоследствии, имея достаточный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в ХХ.ХХ.ХХ обратился в клиентскую службу Отдела ПФР в (.....) для получения пенсионного удостоверения, где ему в устной форме было отказано и разъяснено о недостаточности стажа на соответствующих видах работ. Проверив ХХ.ХХ.ХХ через портал «Госуслуги» сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, выяснил, что его общий трудовой стаж составлял 30 лет 10 месяцев 19 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял 27 лет 00 месяцев 04 дня, стаж работы на соответствующих видах работ, учитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости, составлял 14 лет 09 месяцев 18 дней. Таким образом, у него имелся необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет. В этой связи Кононов В.И. вновь обратился ХХ.ХХ.ХХ в клиентскую службу Отдела ПФР в (.....) с заявлением, где подтвердили достаточность стажа работы, ХХ.ХХ.ХХ получил пенсионное удостоверение и справку о выплате пенсии с ХХ.ХХ.ХХ. Учитывая изложенное, истец полагал, что его право на досрочное назначение пенсии по старости возникло с ХХ.ХХ.ХХ. С учетом измененных исковых требований просил суд установить возникновение у него права на досрочную страховую пенсию по старости с ХХ.ХХ.ХХ, признать не назначение ему досрочной страховой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ ошибкой ответчика, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет ежемесячной пенсионной выплаты со дня возникновения права – с ХХ.ХХ.ХХ.
Определением суда от ХХ.ХХ.ХХ принят отказ истца от исковых требований к ответчику в части требования об установлении возникновения у истца права на досрочную страховую пенсию по старости с ХХ.ХХ.ХХ, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец Кононов В.И., в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию. Указывает, что он посещал клиентскую службу отдела ПФР в (.....) ХХ.ХХ.ХХ, а также ХХ.ХХ.ХХ, предоставлял необходимые документы для назначения пенсии. Факт обращения его ХХ.ХХ.ХХ подтверждается имеющейся в материалах дела справкой (...) от ХХ.ХХ.ХХ об уточнении особого характера работы и копией приказа № от ХХ.ХХ.ХХ о переводе на работу, представленной им в клиентскую службу. Отмечает, что специалист клиентской службы, приняв указанные документы, пояснил об отсутствии у истца достаточного стажа для установления досрочной страховой пенсии по старости. При обращении в пенсионный орган в ХХ.ХХ.ХХ также получил устный отказ в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. Пенсионным органом не было разъяснено о праве истца подать письменное заявление о назначении пенсии самостоятельно, без посещения клиентской службы, или обжаловать действия каким-либо иным способом. Полагает, что вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска является необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Корнилов В.В., действующий на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что ответчиком решение суда не обжалуется, судебная коллегия, руководствуясь ст.327.1 ГПК РФ, считает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда только исходя из доводов апелляционной жалобы истца.
Заслушав пояснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Кононова В.И., дело Кононова В.И. по обращению о проверке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении дополнений в индивидуальный лицевой счет, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст.8 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Положения ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ предусматривают, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Статьей 21 Закона № 400-ФЗ определен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В силу ч.20 ст.21 Закона № 400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ).
Исходя из ч. 2 ст. 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения ст. 22 Закона № 400-ФЗ, предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 № 2920-О, от 24.04.2018 № 948-О).
Из ч. 6 ст. 21 Закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н), действовавшие в период возникновения спорных правоотношений.
В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Судом установлено, что Кононов В.И. ХХ.ХХ.ХХ года рождения, ХХ.ХХ.ХХ обратился в клиентскую службу ПФ РФ в (.....) по вопросу предварительной записи на прием для проведения заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения пенсии.
Кононов В.И. ХХ.ХХ.ХХ обратился на прием с документами в указанную клиентскую службу по предварительной записи, одновременно подав заявление о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в лицевой счет для включения периодов военной службы в страховой стаж.
На основании заявления Кононова В.И. от ХХ.ХХ.ХХ ему с указанной даты назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 Федерального закона. Данный факт подтверждается материалами выплатного (пенсионного) дела Кононова В.И.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30, ст. 22 Закона № 400-ФЗ, Правилами № 884н, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отказе в иске, поскольку с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Кононов В.И. обратился ХХ.ХХ.ХХ. Факт подачи заявления ХХ.ХХ.ХХ подтверждается письменными материалами дела.
При этом доказательств, подтверждающих обращение истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости ранее указанной даты – в ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ и ХХ.ХХ.ХХ, не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст.30 Закона № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения сторон.
Указанные в апелляционной жалобе доводы, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем указанные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 25 мая 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи