Решение по делу № 2-896/2023 от 03.10.2023

Дело № 2-896/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега                         27 октября 2023 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северодвинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к обществу с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал», муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

Северодвинский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратился в суд с иском:

- к обществу с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал» (далее ООО «Онега-ВК») о возложении обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения города Онеги в Онежском районе Архангельской области, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей города Онеги, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 25.11.2024;

- к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей города Онеги Онежского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» из водоисточника, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации на период запрета использования водоисточника.

Заявленные требования мотивированы тем, что на территории Онежского района Архангельской области истец представлен Северодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, осуществляющим деятельность в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 № 749. В связи с этим Северодвинский территориальный отдел является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ООО «Онега-ВК» создано для реализации государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в городе Онеге Архангельской области. ООО «Онега-ВК» не исполняются требования п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей города Онега в Онежском районе Архангельской области (озеро Большое Хайнозеро), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В судебном заседании представитель истца не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ООО «Онега-ВК» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. Протокольным определением суда отказано в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания.

В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что ООО «Онега-ВК» осуществляет забор водных ресурсов из поверхностного водного объекта озеро Большое Хайнозеро на основании договора водопользования, заключенного с Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской № 29-03.01.00.002-О-ДЗВО-С-2019-04473/00 от 11.03.2019. Срок действия договора до 31 января 2039 года. Забор воды производится с целью удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения, а также обеспечения производственных нужд потребителей. Согласно заключению Главного врача филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Онежском районе» Пятковой М.А. поверхностный водный объект - озеро Хайнозеро относится к 1 категории водопользования в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, что подтверждается копией письма № 02-1/23 от 18.02.2009.

Начальник территориального отдела Роспотребнадзора в Онежском районе, подведомственного Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, своим письмом № 90 от 17.02.2009 о «Санитарно-эпидемиологическом заключении по озеру «Хайнозеро» подтверждает возможность использования озера «Хайнозеро» как источника питьевого и хозяйственного водоснабжения.

На основании полученных писем (заключений), ответчик считает, что у него имеется санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В июне 2015 года ООО «Онега-ВК» разработало Проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения для озера Большое Хайнозеро (далее - Проект ЗСО) и обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области за получением санитарно-эпидемиологического заключения на данный объект. ООО «Онега-ВК» было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект ЗСО № 29.01.01.000.Т.000210.07.15 от 03.07.2015. Из этого следует, что при выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на Проект ЗСО - озеро Большое Хайнозеро у Главного государственного санитарного врача не возникло вопросов по поводу достоверности и юридической силы ранее представленных документов, а именно: письма «О санитарном эпидемиологическом заключении по озеру «Хайнозеро» от 17.02.2009 исх. № 90 и заключения от 18.02.2009 исх. № 02-1/23.

В пункте 3 статьи 18 Закона № 52-ФЗ говорится, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения.

У ООО «Онега-ВК» нет оснований подвергать сомнению заключения, предоставленные территориальным органом Роспотребнадзора в Онежском районе и филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области в Онежском районе», так как они подписаны уполномоченными лицами. Заключение содержит в себе указание на отбор и исследование проб воды, отсутствие нестандартных показателей и положение о том, что пробы воды соответствуют СанПин «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения».

У ООО «Онега-ВК» имеется рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения на поверхностный водный источник озеро Большое Хайнозеро, согласованная с Северодвинским территориальным отделом Роспотребнадзора 11.04.2022. Согласно программе, регулярно берутся пробы воды с поверхностного источника - озеро Большое Хайнозеро, а также в распределительной сети на следующие показатели: микробиологические, паразитологические, органолептические, обобщенные, неорганические и органические вещества. По результатам анализов нестандартных показателей не выявлено. Вода соответствует нормативам качества и безопасности воды, установленной СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В связи с этим ООО «Онега-ВК» считает, что подает питьевую воду, соответствующую пункту 75 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

Из источника поступает питьевая вода, следовательно, водный объект - озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, соответствует санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Общество считает не целесообразным обязывать администрацию МО «Онежский муниципальный район» в поиске альтернативного водоисточника на период запрета использования действующего водоисточника - озера Большое Хайнозеро в связи с тем, что на альтернативный источник потребуется такая же процедура получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований к администрации, поскольку ООО «Онега-ВК» создано для реализации государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в городе Онеге Архангельской области. В соответствии с концессионным соглашением, заключенным между МО «Онежское» и ООО «Онега-ВК» 03.09.2020, общество в том числе, осуществляет деятельность по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод. Объектами соглашения, в том числе, являются водоочистные сооружения поверхностного водоисточника озера Большое Хайнозеро и здание насосной станции. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов не относятся вопросы, связанные с разработкой проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, и получением соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений. Таким образом, администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчиков.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).

Правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ).

В силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что ООО «Онега-ВК» создано для реализации государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в городе Онеге Архангельской области.

Между муниципальным образованием «Онежское» Онежского муниципального района Архангельской области и ООО «Онега-ВК» заключено концессионное соглашение от 03.09.2020 (далее - Соглашение). Согласно п. 1.1 указанного Соглашения ООО «Онега-ВК» осуществляет: мероприятия по созданию и реконструкции имущества, являющегося объектом Соглашения; деятельность по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод.

Согласно Приложению 1 Соглашения объектом Соглашения, в том числе, являются: а) водоочистные сооружения поверхностного водоисточника озера Большое Хайнозеро в городе Онеге Онежского района Архангельской области; б) здание насосной станции.

На основании распоряжения от 01.09.2021 № 740 Северодвинским территориальным отделом Роспотребназора в период с 08.09.2021 по 21.09.2021 в отношении ООО «Онега-ВК» была проведена плановая выездная проверка.

Как следует из акта выездной плановой проверки от 21.09.2021 № 740 и согласно информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в реестрах санитарно - эпидемиологических заключений на проектную документацию ФБУЗ «Информационно-методический центр», санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого водоснабжения на водный объект - озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения в городе Онеге Онежского района Архангельской области для ООО «Онега-ВК», осуществляющего эксплуатацию водозаборного сооружения, а также для иных лиц Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось.

Полагая, что ООО «Онега-ВК» не исполняются требования п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей города Онега Онежского района Архангельской области (озеро Большое Хайнозеро), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта)) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратилось в суд с настоящим иском.

Основываясь на вышеприведенных нормативных положениях, принимая во внимание возложенную на ООО «Онега-ВК» (в силу осуществляемого вида деятельности) обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о законности исковых требований в данной части, в связи с чем на ООО «Онега-ВК» следует возложить обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения в городе Онеге Онежского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

С доводами ООО «Онега-ВК», изложенными в отзыве, суд не соглашается, считает, что они не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства в отношении ООО «Онега-ВК».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных настоящим Законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Согласно пункту 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 ноября 2020 г. № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».

В соответствии с п. 16 данного Административного регламента для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель предоставляет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения и экспертное заключение Северодвинскою филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области и НАО» (результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке).

Порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (абз. 7 п. 2 Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224).

В силу п. 4 названного нормативного акта основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть, в том числе, заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации осуществляется на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки "В" (п. 13). Соответствующие сведения вносятся в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 11).

В соответствии с Приложением № 3 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. № 224, результаты санитарно-эпидемиологических заключений размещаются в Реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

С учетом изложенного, вопреки доводам ответчика ООО «Онега-ВК», общество как лицо, осуществляющее использование водного объекта – озеро Большое Хайнозеро в конкретно указанной цели, обязано иметь положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии спорного водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования объектов.

Обязанность подтверждения соответствия водного объекта санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания возлагается только на лиц, непосредственно осуществляющих деятельность по водоснабжению, которой оказывается непосредственное воздействие на жизнь и здоровье человека.

При этом, получение санитарно-эпидемиологического заключения необходимо в целях обеспечения того, что водный объект, используемый для водоснабжения населения, в результате деятельности общества не будет являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Ответчик ООО «Онега-ВК», как на основание для отказа в удовлетворении исковых требований, в отзыве ссылается на письма: Главного врача филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии Архангельской области в Онежском районе) / (исх. № 02-1/23 от 18.02.2009) и начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Онежском районе (исх. № 90 от 17.02.2009), которые не являются санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии водного объекта, полученным в соответствии с вышеуказанными нормативными требованиями; не соответствуют форме, установленной приказом Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. N 381 "О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора", и форме санитарно-эпидемиологических заключений на производство N 303-00-5/у.

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта - озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения города Онеги Онежского района Архангельской области, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей города Онеги, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в Реестре отсутствует.

В отзыве ответчик ООО «Онега-ВК» также ссылается на наличие Проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения озера Большое Хайн-озеро, который установлен в соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и не подменяет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, которое предусмотрено п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.

Разрешая исковые требования к администрации МО «Онежский муниципальный район», суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 1 ст. 23 которого обязывает организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 вышеназванного Закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив об этом в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктами 1 - 9 ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрены случаи, когда ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение. Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 21 указанного закона предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация может прекратить или ограничить холодное водоснабжение в случае получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический надзор, о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации.

Однако содержание акта выездной проверки деятельности ООО «Онега-ВК», проведенной 21 сентября 2021 года Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области, не свидетельствует о том, что ответчику ООО «Онега-ВК» было предписано ограничить или прекратить водоснабжение.

Кроме того, пп. «в» п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, предписывает, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; возмещения неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из вышеуказанных норм закона, право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены, либо оспорены.

Следовательно, предъявление иска, с учетом характера нарушения права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Как следует из материалов дела, истец просит возложить на администрацию – обязанность организовать обеспечение питьевой водой с момента окончания срока, установленного ООО «Онега-ВК» для получения санитарно-эпидемиологического заключения, то есть по существу его доводы сводятся к возможному неисполнению указанной обязанности на будущее время, и носят предположительный характер. При этом в силу ст. 12 ГК РФ защите подлежат нарушенные права, а защита прав, которые возможно могут быть нарушены в будущем, законом не предусмотрена.

С учетом изложенного выше, разрешая спор, поскольку отсутствуют оснований для прекращения подачи воды при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения, нарушенные права на будущее время защите не подлежат, суд отказывает в удовлетворении иска в части о возложении на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанности организовать обеспечение населения и иных потребителей города Онеги Онежского района Архангельской области питьевой водой, соответствующей п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» из иного водоисточника на период запрета использования водоисточника.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности предстоящих работ, при этом исходит из необходимости устранения допущенного ответчиком нарушения в максимально короткие сроки, и полагает возможным установить ООО «Онега-ВК» срок исполнения решения суда до 25 ноября 2024 года, о чем просит истец. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Онега-ВК» в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск Северодвинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ИНН 2901133673) к обществу с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал», муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал» (ИНН 2906008059) обязанность в срок до 25 ноября 2024 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта – озеро Большое Хайнозеро, из которого осуществляется забор воды на водоочистные сооружения города Онеги Онежского района Архангельской области, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей города Онеги, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В удовлетворении исковых требований к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (ИНН 2906002459) отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Онега-Водоканал» в доход бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий          подпись      А.А. Кузнецов

...

...

2-896/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зам. начальника Северодвинского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Кучеренко А.А.
Ответчики
Администрация МО "Онежский муниципальный район"
ООО "Онега-Водоканал"
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецов Алексей Александрович
Дело на странице суда
onegasud.arh.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
04.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее