Решение по делу № 2-2693/2022 от 15.03.2022

К делу № 2-2693/2022

УИД: 23RS0002-01-2022-003021-54

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 18 августа 2022 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.,

при секретаре судебного заседания Пузеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Казанцевой Елене Владимировне о признании отсутствующим зарегистрированного права, прекращении права, признании права Российской Федерации на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Казанцевой Елене Владимировне в котором просит: признать отсутствующим право собственности Казанцевой Елены Владимировны, зарегистрированное 28.06.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: ул. <адрес>; признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> за Российской Федерацией; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права Казанцевой Елены Владимировны на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

В судебное заседание представитель истца не явился, о дате и времени заседания извещен, причины не явки суду не сообщены.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени заседания извещался судебной повесткой, о чем свидетельствует возвратившийся в суд конверт, причина не вручения истек срок хранения.

Представители третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУ «Сочинский национальный парк», администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явились, о дате и времени заседания извещались в установленном законом порядке, причины не явки суду не сообщены.

При данной явке суд считает возможным рассмотреть дело по правилам ст. 234 ГПК РФ, то есть в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования.

Прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город?курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок скадастровым номером 23:49:0401004:2354 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации, с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 16.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:17, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается письмом Территориального отдела № 14 (филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 17.09.2021 № 6972/33-13, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 23.08.2005.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 № 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст.116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.

Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.

Вместе с тем, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в границах земель федеральной собственности сформирован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для ведения садоводства».

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд при принятии настоящего решения руководствуется заключением ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021, поскольку оно выполнено квалифицированным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности за ложное экспертное заключение. Кроме того, при проведении исследования специалистом использовался план Лесонасаждений Кудепстинского участкового лесничества. Оснований сомневаться в достоверности заключения у суда не имеется, в связи с чем оснований для назначения и проведения экспертизы суд не усматривает,

Основанием государственной регистрации права собственности первичного собственника - Кожановой Я.В. (Трач Я.В.), на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401004:447 (в последующем 23:49:0401004:2354) послужило постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 10.02.1994 №53/1 «О закреплении гражданам земельных участков на землях населенных пунктов Кудепстинского сельского Совета в пожизненно- наследуемое владение для организации ЛПX и ИЖС».

Кроме того, на основании вышеуказанного постановления администрации от 10.02.1994 №53/1 Кожановой Я.В. (Трач Я.В.) выдано свидетельство пожизненно-наследуемого владения земельным участком от 21.03.1994 №00765 для ведения личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, согласно информаций МКУ «Архив г. Сочи» от 21.09.2021 №01.05-33/1837, Адлерского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.12.2021 №940/4980, администрации Кудепстинского сельского округа МО г. Сочи от 15.12.2021 №948, постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 10.02.1994 №53/1 в фонде не значится, свидетельство пожизненно-наследуемого владения земельным участком от 11.03.1994 №00765 на хранении не числится, сведений о наличии записей о личном подсобном хозяйстве в похозяйственных книгах администрации в отношении Кожановой Я.В. (Трач Я.В.) не имеется.

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 24.11.2021 и составленной фототаблицы следует, что спорный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Казанцевой Е.В. и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ18-15, № 117-КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Казанцевой Елене Владимировне о признании отсутствующим зарегистрированного права, прекращении права, признании права Российской федерации на земельный участок – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Казанцевой Елены Владимировны, зарегистрированное 28.06.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

Признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> <адрес>

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права Казанцевой Елены Владимировны на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Адлерского

районного суда г. Сочи подпись Язвенко Р.В.

Копия верна: судья секретарь

К делу № 2-2693/2022

УИД: 23RS0002-01-2022-003021-54

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи 18 августа 2022 года

Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Язвенко Р.В.,

при секретаре судебного заседания Пузеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Казанцевой Елене Владимировне о признании отсутствующим зарегистрированного права, прекращении права, признании права Российской Федерации на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Сочинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к Казанцевой Елене Владимировне в котором просит: признать отсутствующим право собственности Казанцевой Елены Владимировны, зарегистрированное 28.06.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: ул. <адрес>; признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> за Российской Федерацией; в решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права Казанцевой Елены Владимировны на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

В судебное заседание представитель истца не явился, о дате и времени заседания извещен, причины не явки суду не сообщены.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате и времени заседания извещался судебной повесткой, о чем свидетельствует возвратившийся в суд конверт, причина не вручения истек срок хранения.

Представители третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, ФГБУ «Сочинский национальный парк», администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явились, о дате и времени заседания извещались в установленном законом порядке, причины не явки суду не сообщены.

При данной явке суд считает возможным рассмотреть дело по правилам ст. 234 ГПК РФ, то есть в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования.

Прокуратурой города Сочи проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город?курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок скадастровым номером 23:49:0401004:2354 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.

Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.

В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.

Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.

Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации, с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.

Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.

На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.

Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.

В частности, на основании плана лесоустройства Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка 16.09.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:17, категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается письмом Территориального отдела № 14 (филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 17.09.2021 № 6972/33-13, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 23.08.2005.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 № 186-0 установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.

Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст.116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.

Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛК РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.

Вместе с тем, вопреки названным требованиям и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, – межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в границах земель федеральной собственности сформирован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для ведения садоводства».

Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах земель Кудепстинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, который составлял территорию Сочинского национального парка.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд при принятии настоящего решения руководствуется заключением ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021, поскольку оно выполнено квалифицированным специалистом, предупрежденным об уголовной ответственности за ложное экспертное заключение. Кроме того, при проведении исследования специалистом использовался план Лесонасаждений Кудепстинского участкового лесничества. Оснований сомневаться в достоверности заключения у суда не имеется, в связи с чем оснований для назначения и проведения экспертизы суд не усматривает,

Основанием государственной регистрации права собственности первичного собственника - Кожановой Я.В. (Трач Я.В.), на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401004:447 (в последующем 23:49:0401004:2354) послужило постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 10.02.1994 №53/1 «О закреплении гражданам земельных участков на землях населенных пунктов Кудепстинского сельского Совета в пожизненно- наследуемое владение для организации ЛПX и ИЖС».

Кроме того, на основании вышеуказанного постановления администрации от 10.02.1994 №53/1 Кожановой Я.В. (Трач Я.В.) выдано свидетельство пожизненно-наследуемого владения земельным участком от 21.03.1994 №00765 для ведения личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, согласно информаций МКУ «Архив г. Сочи» от 21.09.2021 №01.05-33/1837, Адлерского отдела г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 20.12.2021 №940/4980, администрации Кудепстинского сельского округа МО г. Сочи от 15.12.2021 №948, постановление главы администрации Кудепстинского сельского Совета Адлерского района г. Сочи от 10.02.1994 №53/1 в фонде не значится, свидетельство пожизненно-наследуемого владения земельным участком от 11.03.1994 №00765 на хранении не числится, сведений о наличии записей о личном подсобном хозяйстве в похозяйственных книгах администрации в отношении Кожановой Я.В. (Трач Я.В.) не имеется.

Изложенное указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером

Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 24.11.2021 и составленной фототаблицы следует, что спорный участок не огорожен, свободен от строений, покрыт лесной растительностью, фактически не осваивается.

Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения Казанцевой Е.В. и иными гражданами указанным участком.

Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (ст. 208 ГК РФ).

Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ18-15, № 117-КГ18-17 и др.).

Учитывая изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Казанцевой Елене Владимировне о признании отсутствующим зарегистрированного права, прекращении права, признании права Российской федерации на земельный участок – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Казанцевой Елены Владимировны, зарегистрированное 28.06.2021 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес>

Признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> <адрес>

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании права Казанцевой Елены Владимировны на земельный участок с кадастровым номером , категории «земли поселенных пунктов», вид разрешенного использования «для садоводства», расположенный по адресу: <адрес> и о регистрации на него права собственности за Российской Федерацией.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Адлерского

районного суда г. Сочи подпись Язвенко Р.В.

Копия верна: судья секретарь

2-2693/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор в РФ
Ответчики
Казанцева Елена Владимировна
Другие
Управление Росреестра по КК
ФГБУ Сочинский национальный парк
МТУ Росимущество по КК и Р. Адыгея
Администрация муниципального образования г.Сочи
Суд
Адлерский районный суд г. Сочи
Судья
Язвенко Р.В.
Дело на сайте суда
sochi-adler.krd.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.06.2022Предварительное судебное заседание
30.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.08.2022Предварительное судебное заседание
18.08.2022Судебное заседание
24.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.10.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
27.11.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
01.02.2024Дело оформлено
01.02.2024Дело передано в архив
24.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
18.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее