Дело № 2-3330/2023 КОПИЯ
59RS0027-01-2023-003727-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 21 декабря 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Ющенко Е.А.,
с участием представителя ответчика Ровового И.М., действующего на основании доверенности от 10.08.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Центральный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее Администрация) о возложении обязанности по разработке, согласованию и направлению проектов зоны охраны источника водоснабжения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, на основании информации, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора России и информации, представленной Администрацией, установлено, что у ответчика отсутствует проект зон санитарной охраны (долее ЗСО) на скважины: №2539 (кадастровый номер: 59:24:0880101:2746), №2583, расположенных по адресу Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.Ленина; № 3649, расположенной по адресу: Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.8-e Марта; №6330 (кадастровый номер: 59:24:0880101:3067), №3753/1, расположенных по адресу: Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.Азина, чем нарушаются права населения села Калинино, поскольку осуществляется водоснабжение населения из источника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление Роспотребнадзора, уточнив исковые требования, просит обязать Администрацию:
- разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора проект ЗСО вышеназванных скважин в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в срок до 01.12.2024;
- направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в селе Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных пунктом 2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
- установить границы и режим санитарной охраны водоисточников села Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ ЗСО на градостроительную документацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в переделах 1-го и 2-ого поясов ЗСО согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01.04.2024.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия, на удовлетворении иска настаивает.
Представитель ответчика Рововой И.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, требуемые истцом сроки исполнения обязанностей считает недостаточными для исполнения возложенных судом обязанностей.
Представитель Кунгурского городского прокурора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. По «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Судом установлено.
При анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений, находящийся в открытом доступе по адресу: http://fp.crc.ru, установлено, что у администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края, имеющей на балансе источники питьевого водоснабжения (скважины №2539,3649,6330 в селе Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края), санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО источников водоснабжения отсутствует (л.д.14,19).
В соответствии с Постановлением Администрации от 18.06.2021 № 499-171-01-09 данные сооружения переданы на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Троельжанское» (л.д. 7,9-13,15-18).
Согласно информации МУП «ЖКХ Троельжанское» от 18.12.2023, на балансе учреждения имеется пять скважин: №№ 2539, 2583, 3649, 3753/1, 6330, резервная скважина отсутствует.
Из выписок ЕГРН следует, что сооружения – водозаборные скважины в селеКалинино Кунгурского муниципального округа Пермского края с кадастровыми номерами 59:24:0880101:3067, 59:24:0880101:2746 находятся на праве хозяйственного ведения в МУП «ЖКХ Троельжанское», правообладателем значится Муниципальное образование Кунгурский муниципальный округ Пермского края.
Учредителем МУП «ЖКХ Троельжанское» является Кунгурский муниципальный округ в лице администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО данных скважин отсутствует (л.д.).
Решением Кунгурского городского суда Пермского края № 2а-2555/2023 от 28.09.2023 по иску Кунгурского городского прокурора, признано незаконным бездействие администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края при исполнении законодательства об охране окружающей среды в части приведения источников водоснабжения Кунгурского муниципального округа в нормативное состояние; на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края возложена обязанность: обеспечить разработку проекта зон санитарной охраны до 01.06.2026, получить санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключение о соответствии санитарным правилам и нормам проектной документации в срок до 01.08.2026, направить пакет документов (проект зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологическое и экспертное заключение) в адрес Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края для утверждения проекта зон санитарной охраны, установления границ и режима санитарной охраны, в отношении, в том числе, следующих источников водоснабжения:
- водозаборная скважина (Кунгурский МО, с. Калинино);
- водозаборная скважина (Кунгурский МО, с. Калинино, ул. Ленина);
- водозаборная башня, скважина (Кунгурский МО, с. Калинино, ул. 8 Марта) (л.д.37-45).
Решение 26.10.2023 вступило в законную силу.
По мнению истца, допущенные ответчиком нарушения санитарных правил влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения села Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края, которое может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью населения, проживающего в данной территории.
В соответствии с пунктом 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
На основании пункта 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
К вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таком образом, материалами дела подтверждается, что, несмотря на положения действующего законодательства, администрацией не приняты необходимые меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗО водоисточника села Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края.
Наличие ранее вынесенного судебного решения по иску Кунгурского городского прокурора, не является основанием для отказа Управлению Роспотребнадзора в удовлетворении заявленных требований, заявленные требования не являются тождественными, поскольку предъявлены разными истцами. Между тем, при определении сроков исполнения возложенных обязанностей, суд, с учетом позиции представителя ответчика, полагает возможным определить их в соответствии с судебным решением № 2а-2555/2023 от 28.09.2023.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных исковых требований, поскольку выявленные нарушения санитарных правил влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения с.Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края, могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью населения, проживающего в указанном населенном пункте.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края (ИНН 5917101383) обязанность:
- разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект ЗСО скважин: № 2539 (кадастровый номер: 59:24:0880101:2746), № 2583, расположенных по адресу Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.Ленина; № 3649, расположенной по адресу: Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.8-e Марта ; № 6330 (кадастровый номер: 59:24:0880101:3067), 3753/1 расположенных по адресу: Пермский край, Кунгурский муниципальный округ, c.Калинино, ул.Азина в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в срок до 01.08.2026.
- направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в селе Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных пунктом 2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011 № СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
- установить границы и режим санитарной охраны водоисточников села Калинино Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ ЗСО на градостроительную документацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в переделах 1-го и 2-ого поясов ЗСО согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01.01.2026.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/
Копия верна. Судья Л.В.Пономарева
Мотивированное решение изготовлено 28.12. 2023.
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-3330/2023, дело хранится в Кунгурском городском суде Пермского края.