РЈРР”: 66RS0002-02-2018-001914-52
Дело № 2-2287/18
Мотивированное решение изготовлено 24.08.2018
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
21 августа 2018 г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Гавриной Ю.В., при секретаре Юриной Н.А., с участием представителя истца Шакировой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тукманбетова Рамиса Раисовича к публичному акционерному обществу «Уралтрансбанк» о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тукманбетов Р.Р. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Уралтрансбанк» о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
В обоснование иска указал, что *** был принят на работу к ответчику на должность начальника Управления по работе с проблемной задолженностью. В этот же день с ним был заключен трудовой договор ***, которым определены основные права и обязанности сторон. Однако его непосредственные должностные обязанности в этом договоре не указаны, с должностной инструкцией, Положением о структурном подразделении, в котором он работает, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, регулирующие трудовые функции, его не ознакомили.
Приказом работодателя за *** от *** за отсутствие управления и организации работы с проблемной задолженностью с точками продаж, за отсутствие планирования и обучения точек продаж при работе с проблемной задолженностью на исполнительной стадии, систематическую волокиту к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Данный приказ считает незаконным, а объявленное взыскание необоснованным, поскольку в нем не отражено конкретное нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, не указано в чем состоит его вина, тяжесть совершенного проступка и негативные последствия его поведения. Помимо этого, нарушена процедура привлечения его к дисциплинарной ответственности, факт дисциплинарного проступка в соответствующем акте, не отражен, с таким актом он не ознакомлен.
Незаконным привлечением к дисциплинарной ответственности нарушены его трудовые права, в связи с чем он перенес определенные нравственные страдания, которые просит компенсировать 50 000 руб. и взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб.
Рстец Тукманбетов Р .Р ., надлежащим образом извещенный Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, РІ судебное заседание РЅРµ явился Рё РЅРµ представил объяснений Рё доказательств уважительности причин своего отсутствия, поэтому СЃСѓРґ счел необходимым рассмотреть дело РІ его отсутствие.
Представитель истца Шакирова Г.К. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Упорова А.С. просила отложить рассмотрение дела в связи с нахождением в служебной командировки. Однако учитывая, что ответчик, являющийся юридическим лицом со штатом соответствующих специалистов, был заблаговременно извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, имел возможность обеспечить явку своего представителя на назначенный судом день судебного разбирательства, суд признал причину неявки представителя ответчика неуважительной и определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца и исследовав представленные истцом письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Выговор в силу ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации является одним из видов дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
В соответствии п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. При этом на работодателе лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к объявлению выговора, в действительности имело место и могло являться основанием для наложения дисциплинарного взыскания и им были соблюдены предусмотренные 3, 4 ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации сроки для применения дисциплинарного взыскания.
Согласно указанным нормам материального права и разъяснениям, содержащимся в вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя предоставления доказательств законности и обоснованности привлечение истца к дисциплинарной ответственности возлагается на ответчика. Такие доказательства им суду предоставлены не были.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству (л.д.2-3) суд предложил ответчику представить письменные доказательства, подтверждающие законность и обоснованность привлечения истца к дисциплинарной ответственности, в том числе документы, подтверждающие совершение истцом дисциплинарного проступка и послужившие основанием для применения к истцу дисциплинарной ответственности, а также должностные обязанности и инструкции, нарушенные истцом. Указанное определение было получено ответчиком 11.07.2018, что подтверждено почтовым уведомлением (л.д.41), но исполнено ответчиком не было.
24.07.2018 в судебном заседании при отложении дела по причине не предоставления ответчиком запрашиваемых судом письменных доказательств, представитель ответчика вновь была предупреждена о необходимости предоставления письменных доказательств к 21.08.2018, что подтверждено протоколом судебного заседания (л.д.53-57), но вновь требование суда не исполнено. Указанные обстоятельства дают основание суду рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам.
Согласно копии трудового договора *** от *** (л.д.13-14) истец был принят на работу начальником Управления по работе с проблемной задолженностью, однако конкретные должностные обязанности истца этим документом не установлены. Не установлены они и Регламентом работы сотрудников Управления по работе с персоналом с Положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями работников Банка, утвержденным 05.04.2017 (л.д.22-29). Других документов, подтверждающих должностные обязанности истца, материалы дела не содержат. Следовательно, доводы истца о том, что он не был ознакомлен со своими должностными обязанностями, ответчиком не опровергнуты, поэтому оцениваются судом как достоверные.
Приказом председателя правления банка Р·Р° *** РѕС‚ *** (Р».Рґ.15) Р·Р° неисполнение истцом РїРѕ его РІРёРЅРµ трудовых обязанностей, Р° именно: Р·Р° отсутствие управления Рё организации работы СЃ проблемной задолженностью СЃ точками продаж; Р·Р° отсутствие планирования Рё обучения точек продаж РїСЂРё работе СЃ проблемной задолженностью РЅР° исполнительной стадии; систематическую волокиту Рє нему применено дисциплинарное взыскание РІ РІРёРґРµ выговора. РР· названного приказа следует, что истцом РЅРµ исполнены РїРѕ его РІРёРЅРµ должностные обязанности, выразившиеся РІ отсутствии управления Рё организации работы СЃ проблемной задолженностью СЃ точками продаж, планирования Рё обучения точек продаж РїСЂРё работе СЃ проблемной задолженностью РЅР° исполнительной стадии, Рё системную волокиту. Однако РІС…РѕРґРёС‚ ли вышеназванное РІ систему должностных обязанностей истца, ответчиком РЅРµ доказано.
РР· письменных объяснений Тукманбетова Р .Р . РѕС‚ 13.06.2018 (Р».Рґ.48) следует, что СЃ момента работы Сѓ ответчика РёРј добросовестно выполнялись его предполагаемые должностные обязанности, РІ том числе: подготовлены положения РѕР± Управлении РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ проблемной задолженностью Рё должностная инструкция начальника этого управления; разработано Рё направлено техническое задание начальнику отдела автоматизации банковских технологий РїРѕ модернизации программного обеспечения СЃ целью оптимизации Рё улучшения контроля работы СЃ исполнительными документами; разработан проект Рё направлено техническое задание начальнику отдела автоматизации банковских технологий РїРѕ модернизации программного обеспечения СЃ целью ведения учета проводимых мероприятий СЃ исполнительными документами РЅР° исполнительной стадии, что позволило ставить индивидуальные задачи РїРѕ работе СЃ проблемной задолженностью РІ каждой точке продаж; автоматизирован отчет (сравнительный анализ) РїРѕ проведенным мероприятиям Рё суммам взыскания; проводились многочисленные командировки РІ точки продаж для улучшения организации работы СЃ проблемной задолженностью Рё обучению работающего РІ этих точках персонала, Р° также РґСЂСѓРіРёРµ мероприятия (всего 13), направленные РЅР° улучшение работы банка СЃ проблемной задолженностью. РР· этих объяснений РЅРµ следует, что истец признавал себя виновным РІ нарушении СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей, которые ему вменялись РІ РІРёРЅСѓ приказом Рѕ наложении дисциплинарного взыскания. Рти объяснения РЅРµ опровергнуты, какого-либо письменного документа (акта), свидетельствующих Рѕ ненадлежащем исполнении истцом СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей, ответчиком СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
При таких обстоятельствах анализируемый приказ законным и обоснованным признан быть не может, поскольку он неконкретен, в нем не отражено нарушение, явившееся поводом к применению дисциплинарного взыскания, не указаны должностные обязанности, которые нарушил истец, не указано в чем состоит его вина, тяжесть совершенного проступка и негативные последствия его поведения. Поскольку ответчик не выполнил обязанность по представлению доказательств, свидетельствующих о том, что совершенное работником нарушение, явившееся поводом к объявлению выговора, в действительности имело место и могло являться основанием для наложения дисциплинарного взыскания, следовательно, приказ председателя правления публичного акционерного общества ««Уралтрансбанк» от *** *** о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора в отношении истца подлежит отмене.
Приказом руководителя банка за *** лс от *** (л.д. 47) истец уволен с работы с указанного числа по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по собственному желанию. Само по себе увольнение с работы не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении иска об отмене незаконного приказа о привлечении его к дисциплинарной ответственности, поскольку возникший трудовой спор с увольнением не связан, не зависит от основания и причин увольнения, а потому должен быть разрешен в установленном законом порядке
Проанализировав установленные обстоятельства дела применительно к действующему законодательству, регулирующего вопросы привлечения работника к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено каких-либо доказательств, позволяющих достоверно установить нарушения истцом своих должностных обязанностей, за которые он мог быть подвергнут дисциплинарной ответственности, поэтому иск в части отмены приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности истца подлежит удовлетворению.
Частично подлежат удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда. Судом установлено нарушение ответчиком трудовых прав истца в виде необоснованного привлечения его к дисциплинарной ответственности, что не могло не повлечь за собой нравственных страданий, поэтому суд, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного работнику, приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию такая компенсация. При этом, учитывая характер причиненных истцу страданий, характер и степень вины ответчика в нарушении прав истца, индивидуальные особенности и иные значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу об определении размера компенсации морального вреда в сумме 2 000 рублей, поскольку данная сумма с учетом установленных по делу обстоятельств в наибольшей степени отвечает требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению баланса между нарушенными правами истца и мерой ответственности, применяемой к ответчику.
С ответчика в соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ в пользу истца, как лица понесшего судебные расходы, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от *** (л.д. 36-38), надлежит взыскать 10 000 руб., при этом суд учитывает характер возникшего спора, объема оказанной правовой помощи: участие представителя в двух судебных заседаниях длительностью 01 час 01 мин., составление искового заявления не требовало значительных временных затрат, не представляет правовой и фактической сложности, иные процессуальные документы представителем истца не составлялись, суду не предоставлялись, что соответствует требованиям разумности пределов взыскиваемых расходов по оплате услуг представителей.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1, 3 пункта 1 статьи 333.19. Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
исковые требования Тукманбетова Рамиса Раисовича к публичному акционерному обществу «Уралтрансбанк» о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ председателя правления публичного акционерного общества ««Уралтрансбанк» от *** *** о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора в отношении Тукманбетова Рамиса Раисовича.
Взыскать с публичного акционерного общества «Уралтрансбанк» в пользу Тукманбетова Рамиса Раисовича. компенсацию морального вреда в сумме 2 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб., а всего 12 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с публичного акционерного общества «Уралтрансбанк» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю.В. Гаврина