Дело № 2-56/2021
34RS0033-01-2021-000083-47
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
31 марта 2021 года с. Ольховка
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кузнецова А.Н.,
при секретаре Пересыпкиной Е.С.,
с участием представителя истца ГКУ «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» - Павловой В.Н.,
ответчика Орлова С.Н.,
представителя ответчика Долгиной М.В. – адвоката Гайворонского А.В., представившего удостоверение №, действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» к администрации Липовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, Орлову С.Н., Долгиной М.В. о взыскании суммы излишне перечисленных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казённое учреждение «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» (далее ГКУ ЦСЗН) обратилось в суд с иском к администрации Липовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области о взыскании излишне выплаченной ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 3544 руб.
В обосновании заявленных требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла на учёте получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в ГКУ ЦСЗН по категории «Супруга умершего инвалида ВОВ», а с ДД.ММ.ГГГГ её предоставлялись меры социальной поддержки в виде авансовых сумм.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, а потому произошло превышение расчётной авансовой суммы ЕДВ на оплату ЖКУ, в сумме 3544 руб.
В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с данным исковым заявлением.
Определениями Ольховского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Орлов С.Н. и Долгина М.В., соответственно внук и дочь умершей ФИО1
В судебном заседании представитель истца - ГКУ ЦСЗН Павлова В.Н. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объёме. Дала пояснения в основном по тексту искового заявления.
Представитель ответчика Липовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного заседания извещён, согласно представленного отзыва просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении иска отказать поскольку является ненадлежащим ответчиком.
Ответчик Орлов С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил суду, что наследства, послу умершей ФИО1 не принимал. ФИО1 проживала с дочерью Долгиной М.В., место жительство которой ему неизвестно.
Ответчик Долгина М.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещённой о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика Долгиной М.В. – Гайворонский А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку ему не известна позиция доверителя.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, в своей совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Частью 1 статьи 28.2 данного Закона, предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объём субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, о стоимости жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя из установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (абз. 3 ч. 1 ст. 28.2 Закона № 181-ФЗ).
Законом Волгоградской области от 10 июля 2008 № 1735-ОД «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» установлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области (далее - меры социальной поддержки), предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату части расходов за жилое помещение и коммунальные услуги и ежегодной денежной выплаты на оплату части расходов за бытовой газ в баллонах и за твердое топливо гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления (ст. 1 Закона № 1735-ОД).
В соответствии со ст. 3 Закона № 1735-ОД предоставление мер социальной поддержки осуществляется в порядке, утверждаемом администрацией Волгоградской области.
Согласно п. 2.3 Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённого постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 ноября 2008 года № 1621, (действующего на дату смерти ФИО1) ЕДВ на оплату ЖКУ назначается гражданам индивидуально в виде авансовых сумм в размере 50 процентов от произведения величин общей площади жилого помещения и областного стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц по муниципальным районам и городским округам Волгоградской области (далее именуется - стандарт стоимости ЖКУ) с учётом количества проживающих в семье граждан.
В случае если гражданам предоставляются не все виды жилищно-коммунальных услуг, учтённые при расчёте стандарта стоимости ЖКУ, то для расчёта ЕДВ на оплату ЖКУ используется стандарт стоимости ЖКУ, рассчитанный на предоставляемые виды жилищно-коммунальных услуг.
При выявлении центром социальной защиты населения случаев превышения расчетной суммы ЕДВ на оплату ЖКУ над объёмом мер социальной поддержки, установленным действующим законодательством, гражданам направляется сообщение о необходимости представления в месячный срок платежных документов, подтверждающих фактические (или начисленные к оплате) расходы за жилищно-коммунальные услуги, в случае изменения состава семьи - справки о составе семьи. Платежные документы и (или) справка о составе семьи могут быть представлены как лично получателем, так и направлены по почте. При непредставлении документов в месячный срок выплата ЕДВ на оплату ЖКУ приостанавливается до момента представления указанных документов.
Суммы, проавансированные сверх объёма мер социальной поддержки, установленного действующим законодательством, учитываются гражданам в зачет осуществления последующей выплаты ЕДВ на оплату ЖКУ.
Перерасчет ЕДВ на оплату ЖКУ центром социальной защиты населения осуществляется как на основании представленных гражданами платежных документов, так и по сведениям, полученным от организаций в согласованном сторонами формате в соответствии с заключенными соглашениями.
Центры социальной защиты населения имеют право запрашивать от организаций, предоставляющих гражданам жилищно-коммунальные услуги, информацию о фактических расходах граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании установлено то, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте получателей мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в ГКУ ЦСЗН по категории «Супруга (супруг) умершего инвалида ВОВ» и ей была назначена выплата ЕДВ на оплату ЖКУ, из расчёта общей площади жилого помещения и количества зарегистрированных в нём лиц, которые ей были назначены и выплачивались с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-13, 15).
ФИО1 умерла – ДД.ММ.ГГГГ и на основании решения истца от ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно схем расчета суммы мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании данных о фактически понесенных расходах за период с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выплачена авансовая сумма 5230 руб., положено по фактическим затратам 1686 руб., а переплата составила 3544 руб. (л.д. 8)
Согласно материалам дела наследниками ФИО1 первой очереди является дочь – Долгина М.В. и по праву представления внук Орлов С.Н.
Из сообщения и.о. нотариуса нотариального округа Ольховского района Волгоградской области А.С. Тюрина следует, что, наследственное дело к имуществу ФИО1 не заводилось (л.д. 37).
Согласно сообщения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, какие либо объекты невидимости ФИО1 не принадлежат (л.д.56).
Таким образом, в судебном заседании не представлено доказательств, что наследники Орлов С.Н. и Долгина М.В. приняли наследство, после смерти ФИО1, а принятыми судом мерами наследственное имущество после смерти ФИО1 не установлено.
Согласно ст. 1110 ГК РФ в случае смерти гражданина его имущество в порядке универсального правопреемства переходит к наследникам.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Частью 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из указанных правовых норм следует, что при рассмотрении требований о взыскании задолженности по выплатам на оплату ЖКУ с наследников, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению судом, являются определение круга наследников, состава наследственного имущества, факт принятия наследниками наследства и его стоимость.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 60, 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
В состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (ч. 1 ст. 416 ГК РФ).
Поскольку в судебном заседании установлено, что после смерти наследодателя ФИО1 наследник первой очереди Долгина М.В., в том числе Орлов С.Н. являющийся наследником по праву представления, наследство не принимали, выморочное имущество отсутствует, то законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, в удовлетворении иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения по Ольховскому району» к администрации Липовского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, Орлову С.Н., Долгиной М.В. о взыскании суммы излишне перечисленных выплат в размере 3544 руб. – отказать.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья А.Н. Кузнецов