Решение по делу № 33-16555/2019 от 03.09.2019

Судья З.С. Талипова дело № 33-16555/2019

учет № 156г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 сентября 2019 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Б.Г. Абдуллаева,

судей Л.Ф. Валиевой, Л.А. Садыковой,

при секретаре судебного заседания В.С. Горбуновой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.А. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Ильнара Хасибовича Галиева на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года, которым постановлено:

в иске Ильнара Хасибовича Галиева к обществу с ограниченной ответственностью «Чулпан-Жизнь», обществу с ограниченной ответственностью «ТаграС-ЭнергоСервис» о признании расторжения договора недействительным и взыскании денежных средств отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя И.Х. Галиева – О.Н. Кузьмина, представителя общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Чулпан-Жизнь» Г.А. Орловой, представителя общества с ограниченной ответственностью «ТаграС-ЭнергоСервис» Г.З. Арыслановой, судебная коллегия

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:

И.Х. Галиев обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Страховая компания «Чулпан-Жизнь» (далее – ООО СК «Чулпан-Жизнь»), обществу с ограниченной ответственностью «ТаграС-ЭнергоСервис» (далее – ООО «ТаграС-ЭнергоСервис») о признании расторжения договора недействительным и взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указано, что с 1 августа 2013 года И.Х. Галиев состоял в трудовых отношениях с ООО УК «Татнефть-Энергосервис» (реорганизовано в ООО «ТаграС-ЭнергоСервис») в должности заместителя руководителя, уволен 29 декабря 2017 года по собственному желанию. 17 марта 2014 года между ООО СК «Чулпан-Жизнь» и ООО УК «Татнефть-Энергосервис» заключен договор смешанного страхования жизни, согласно которому страховщик обязуется при наступлении обусловленных в договоре страховых случаев в отношении лица, указанного в договоре и именуемого «Застрахованный», выплатить застрахованному страховую сумму в размере, предусмотренным в договоре, а страхователь обязуется уплатить страховую премию в размере 1750000 рублей в порядке и сроки, предусмотренные договором. Застрахованным по договору является И.Х. Галиев, одним из страховых случаев является дожитие застрахованного до конца срока действия договора. Страховая сумма по договору составила 1782077 рублей, срок договора установлен с 18 апреля 2014 года по 17 апреля 2019 года. Истец обратился в ООО СК «Чулпан-Жизнь» с заявлением о выплате суммы страхового возмещения, на которое страховая компания сообщила, что заключенный договор смешанного страхования между ответчиками расторгнут по инициативе ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» на основании письма директора А.Н.Г. , о чем истец не был уведомлен. Считает, что расторжение договора страхования жизни нарушает требования закона и противоречит условиям договора, поскольку страховой случай, указанный в пункте 2.4.1 договора, наступил 17 апреля 2019 года, страховая сумма в размере 1782077 рублей истцу не выплачена.

И.Х. Галиев просил признать недействительным расторжение договора страхования жизни №<данные изъяты> от 17 марта 2014 года и применить последствия недействительности сделки, взыскать с ООО СК «Чулпан-Жизнь» страховое возмещение в размере 1782077 рублей.

Представитель И.Х. Галиева в судебном заседании исковые требования уточнил, просил признать недействительным расторжение договора, оформленное в виде дополнительного соглашения №<данные изъяты> от 15 января 2018 года.

Представители ООО СК «Чулпан-Жизнь» и ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» в судебном заседании исковые требования не признали.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе И.Х. Галиев просит решение суда отменить, в обоснование жалобы указал, что договор страхования не может быть расторгнут без участия застрахованного лица, а право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор страхования. Для изменения или расторжения договора, заключенного в пользу третьего лица, необходимо получение от него согласия на совершение указанных действий. Расторжение ответчиками договора, заключенного в отношении И.Х. Галиева, является недействительной сделкой, поскольку согласие на совершение сделки от истца не получено. Ответчиками не представлено доказательств надлежащего уведомления истца о расторжении договора страхования. Допустимых доказательств того, что истец был ознакомлен со Стандартом ООО УК «Татнефть-Энергосервис», материалы дела не содержат, в период его работы данный нормативный акт в организации не действовал.

В суде апелляционной инстанции представитель И.Х. Галиева – О.Н. Кузьмин на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.

Представители ООО СК «Чулпан-Жизнь» Г.А. Орлова и ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» Г.З. Арысланова в суде апелляционной инстанции с апелляционной жалобой И.Х. Галиева не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно положениям пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу положений статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).

Договор личного страхования является публичным договором (статья 426).

В силу положений пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.

Из материалов дела следует, что 17 марта 2014 года между ООО СК «Чулпан-Жизнь» (страховщик) и ООО УК «Татнефть-Энергосервис» (страхователь) заключен договор смешанного страхования жизни №<данные изъяты> сроком на 5 лет, согласно условиям которого страховщик обязуется при наступлении обусловленных в договоре страховых случаев в отношении лица, указанного в договоре и именуемого «Застрахованный», произвести страховую выплату в размере, предусмотренном договором, а страхователь обязуется уплатить страховую премию в размере 1750000 рублей в порядке и сроки, предусмотренные договором.

Согласно пункту 1.2 договора застрахованным лицом является
И.Х. Галиев, который занимал должность заместителя директора ООО «УК «Татнефть-Энергосервис» по организационному развитию. Одним из страховых случаев согласно пункту 8.1 договора является дожитие застрахованным лицом до конца действия договора.

Пунктом 1.4 договора смешанного страхования жизни предусмотрено право страхователя в период действия договора расторгнуть договор с обязательным письменным уведомлением об этом страховщика не позднее, чем за 10 дней до даты предполагаемого расторжения.

29 декабря 2017 года трудовой договор, заключенный между И.Х. Галиевым и ООО «ТаграС-ЭнергоСервис», расторгнут.

30 мая 2019 года истец обратился в ООО СК «Чулпан-Жизнь» с заявлением о наступлении страхового случая.

В ответ на данное заявление ООО СК «Чулпан-Жизнь» сообщило истцу, что на основании дополнительного соглашения №<данные изъяты> к договору смешанного страхования жизни №<данные изъяты> от 17 марта 2014 года, заключенного между ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» и ООО СК «Чулпан-Жизнь», договор страхования жизни работников расторгнут по инициативе ООО «ТаграС-ЭнергоСервис» на основании письма от 15 января 2018 года, согласно пункту 9.1.11 договора по взаимному соглашению сторон о досрочном прекращении действия договора.

В соответствии с пунктом 9.2.1 договора согласно распоряжению №<данные изъяты> от 24 января 2018 года путем перечисления на расчетный счет по платежному поручению №<данные изъяты> от 24 января 2018 года выкупная сумма в размере 1330000 рублей возвращена ООО «ТаграС-ЭнергоСервис».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований
И.Х. Галиева, при этом суд исходил из того, что, получив договор страхования, истец должен был знать о том, что он может исполнять обязанности страхователя, о своем намерении сторонам договора не сообщил. Исходя из поведения истца, ответчики не могли знать о том, что истец после увольнения был намерен воспользоваться своими правами, вытекающими из договора страхования.

Кроме того, из представленного в материалы дела Стандарта по долгосрочному страхованию жизни руководящих работников ООО УК «Татнефть-Энергосервис» от 18 января 2011 года следует, что субъектами страхования являются отдельные категории работников страхователя: директор, первый заместитель директора – главный инженер, заместитель директора, исполнительные директора дочерних обществ.

Согласно пункту 4.1. Стандарта договор долгосрочного страхования жизни работников за счет средств предприятия должен быть прекращен при расторжении трудового договора между застрахованным работником и страхователем.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что И.Х. Галиев, работая заместителем директора по организационному развитию и курируя юридическую службу, не мог не знать о наличии Стандарта по долгосрочному страхованию жизни руководящих работников.

В силу пункта 2 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно пункту 6.14 Правил смешанного страхования жизни в случае прекращения застрахованным трудовых отношений со страхователем- юридическим лицом договор страхования в отношении данного застрахованного по желанию страхователя и страховщика может быть прекращен досрочно в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В связи с тем, что 29 декабря 2017 года трудовой договор, заключенный между И.Х. Галиевым и ООО «ТаграС-ЭнергоСервис», расторгнут, последним было направлено заявление в ООО СК «Чулпан-Жизнь» о расторжении договора смешанного страхования жизни.

Дополнительным соглашением к договору смешанного страхования от 15 января 2018 года договор страхования от 17 марта 2014 года расторгнут с 1 января 2018 года.

Доказательств того, что до расторжения договора страхования истец выразил намерение воспользоваться своим правом по договору, не представлено.

Как правильно указал суд первой инстанции, истец, зная о том, что стороны договора страхования вправе расторгнуть договор после его увольнения, не сообщил о своем намерении воспользоваться своими правами, вытекающими из договора страхования.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда и влияли бы на правильность принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит, а доводы жалобы повторяют доводы представителя истца, приводимые в суде первой инстанции.

Таким образом, решение суда первой инстанции постановлено без нарушений норм материального и процессуального права, с учетом всех юридически значимых по делу обстоятельств, доводов сторон и представленных сторонами доказательств, которые судом оценены надлежащим образом. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р° :

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильнара Хасибовича Галиева – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33-16555/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Галиев И.Х.
СК Чулпан-Жизнь
ООО Таграс-Энергосервис
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Садыкова Л. А.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
03.09.2019[Гр.] Передача дела судье
05.09.2019[Гр.] Судебное заседание
09.10.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2019[Гр.] Передано в экспедицию
23.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее