Решение по делу № 2а-2651/2020 от 18.06.2020

Дело № 2а-2651/2020

(публиковать)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» июля 2020 года                                                                                г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего – судьи Фокиной Т.О., при секретаре судебного заседания Чирковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по УР к Управлению Роскомнадзора по УР о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилось Управление Роспотребнадзора по УР с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что в Управление Роспотребнадзора по УР поступило обращение гражданина Лекомцева А.В. по факту незаконной дистанционной продажи кальяна и табака в магазине «NEON» на общедоступном сайте, размещенном в сети Интернет: <адрес>. Обнаружено, что на данном сайте размещена информация о дистанционной продаже (заказе) в магазине кальянов и табака «NEON» табака для кальянов. Находясь на сайте, потребитель имеет возможность заказать и купить кальяны и табак со скидкой: при покупке табака на 1000 руб. скидка 1%, при покупке табака на 2000 руб. скидка 2%. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь (в том числе и несовершеннолетний), ограничения по передаче, копированию информации с сайта: <адрес> отсутствует. Предложение не содержит ограничения по возрасту. Наибольшему риску при употреблении табачной продукции подвержены несовершеннолетние дети (подростки). Распространение информации о приобретении табака на сайте: <адрес> противоречит ч.8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в том числе создает угрозу приобретения табачных изделий через сеть Интернет на сайте <адрес>. Указатель сайта с адресом <адрес>, на котором размещена информация стимулирующая продажу табака, в едином реестре Роскомнадзора РФ (http://eais.rkn.gov.ru/) отсутствует.

Истец просит признать информационный материал, размещенный на сайте <адрес>, запрещенным к распространению на территории РФ, обязать ответчика внести страницу сайта <адрес> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных иен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

В судебном заседании представитель административного истца Шутова А.Т., действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, заявленные требования поддержала по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по УР, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал также что не возражает против удовлетворения исковых требований.

Учитывая, что в силу ст. 226 ч. 6 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, в связи с отмечающимся ростом потребления табака, никотинсодержащей продукции, в том числе среди несовершеннолетних детей и молодежи, Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике проводит мониторинг интернет ресурсов по продаже никотиносодержащей продукции, табачной продукции.

В Управление Роспотребнадзора по УР из Управления ФАС по УР поступило обращение гражданина Лекомцева А.В. (вх № 18-00-02/023-5276(ж) от 25.05.2020 г.) по факту незаконной дистанционной продажи кальяна и табака в магазине «NEON» на общедоступном сайте, размещенном в сети Интернет: <адрес>

В ходе проверки по обращению обнаружено, что на сайте https://vk.com/magazinneon размещена информация о дистанционной продаже (заказе) в магазине кальянов и табака «NEON» табака для кальянов. Находясь на сайте, потребитель имеет возможность заказать и купить кальяны и табак со скидкой: при покупке табака на 1000 руб. скидка 1%, при покупке табака на 2000 руб. скидка 2%.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта может любой Интернет-пользователь (в том числе и несовершеннолетний), ограничения по передаче, копированию информации с сайта: https://vk.com/magazinneon отсутствуют.

В ходе осмотра установлено, что при открытии вышеуказанного сайта появляется информация о розничной продаже кальянов и табака и контактный телефон 8(951)201-44-52, где можно заказать табак со скидкой, что является демонстрацией, стимулирующей продажу розничной торговли табачной продукции. Предложение не содержит ограничения по возрасту.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» потребление табака - это курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.

Согласно Технического регламента Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию (ТР ТС 035/2014) «табак для кальяна» – вид курительного табачного изделия, предназначенного для курения с использованием кальяна и состоящего из смеси резаного или рваного сырья с добавлением или без добавления ингредиентов.

В соответствии ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, спонсорство табака в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» последствия потребления табака – причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия.

В соответствии с п.п. 5, 7, 8 ст. 11 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, последствиями потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, и в целях сокращения потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляются следующие меры: установление запрета рекламы и стимулирования продажи табака, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, спонсорства табака или никотинсодержащей продукции; предотвращение незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией; ограничение торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом продажи.

Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила) устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

Согласно абз. 4 п. 2 указанных Правил, продажа товаров дистанционным способом -продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Продавец до заключения договора розничной купли-продажи должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (п.8 Правил). Исходя из п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации

В соответствии ч.1 ст. 16 Закона о реализации табачной продукции, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табачной продукции.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Наибольшему риску при употреблении табачной продукции, курении кальянов подвержены несовершеннолетние дети (подростки).

Согласно п.5.1.7 (1) п.5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 N228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»), Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет принятие мер по ограничению доступа к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Распространение информации о приобретении табака на сайте: <адрес> стимулирует продажу табака для кальянов дистанционно, что противоречит ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Указатель сайта с адресом <адрес>, на котором размещена информация, стимулирующая продажу табака, в едином реестре Роскомнадзора РФ (http://eais.rkn.gov.ru/) отсутствует. В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети Интернет, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в указанную единую автоматизированную информационную систему.

Статья 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; предусматривает, что федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере зашиты прав потребителей,       разработке       и       утверждению       государственных       санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право (в соответствии со ст. 40 Закона РФ № 2300-01) обращаться в суд с заявлениями в защиту нрав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 24/07/1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.

Пунктом 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию установлено, что к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, виды табачных изделий, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Указанные обстоятельства нарушают публичные интересы Российской Федерации, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам сайта, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Согласно п. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по УР к Управлению Роскомнадзора по УР о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный на сайте в сети Интернет с URL-адресом <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике внести страницу сайта <адрес> в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (через Первомайский районный суд г. Ижевска).

В окончательной форме решение изготовлено «22» июля 2020 года.

Судья:                                                                      Т.О. Фокина

2а-2651/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по УР
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаци по УР
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Фокина Татьяна Олеговна
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация административного искового заявления
23.06.2020Передача материалов судье
02.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее