Судья Тимагин Е.А. дело № 33а-13213/2019 (2а-1709/2019)
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
г. Самара 29 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Лазаревой М.А., Самариной Е.Г.,
при секретаре Латыповой Р.Р.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Кошелева Р.Рђ. РЅР° решение Волжского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 19 августа 2019 РіРѕРґР°.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Кошелев Р.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Самарской области» Рѕ признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Самарской области» с заявлением о перераспределении земельных участков. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 10.8 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле», подп.2 п.5 ст. 27 ЗК РФ. Полагает, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права.
Ссылаясь РЅР° указанные обстоятельства, Кошелев Р.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным решение РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Самарской области» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ №мфц РѕР± отказе РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земельных участков Рё возложить РЅР° РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Самарской области» обязанность РїРѕ возобновлению рассмотрения его заявления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Решением Волжского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 19 августа 2019 РіРѕРґР° РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Кошелева Р.Рђ. Рѕ признании незаконным отказа РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земельных участков РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ №мфц отказано.
Р’ апелляционной жалобе Кошелев Р.Рђ. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить решение СЃСѓРґР° как незаконное, принять РїРѕ делу РЅРѕРІРѕРµ решение РѕР± удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель административного ответчика в суде апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда
Другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п.3 ст. 39.28 Земельного Кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
РР· материалов дела следует, что Кошелеву Р.Рђ. принадлежит РЅР° праве собственности земельный участок СЃ кадастровым номером в„–, площадью 500 РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, РІРёРґ разрешенного использования: коллективное садоводство.
Установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ Кошелев Р.Рђ. обратился РІ РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельный отношений Самарской области» СЃ заявлением Рѕ перераспределении принадлежащего ему земельного участка СЃ кадастровым номером в„– Рё смежного земельного участка, государственная собственность РЅР° который РЅРµ разграничена, площадью 98 РєРІ.Рј.
Решением РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельный отношений Самарской области» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ №мфц отказано РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земельных участков РЅР° основании СЃС‚. 11.9 Р—Рљ Р Р¤, РїРѕРґРї. 2 Рї. 5 СЃС‚. 27 Р—Рљ Р Р¤, СЃС‚. 10.4, Рї. 8. СЃС‚. 10.8 Закона Самарской области «О земле», поскольку план-схема СДТ В«Рнергетик» РЅРµ согласована СЃ органом местного самоуправления; РІ Управлении отсутствует план организации Рё застройки массива СДТ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, невозможно однозначно определить нахождение испрашиваемого земельного участка РІ границах садоводческого товарищества; РІ представленной схеме расположения земельного участка РЅР° кадастровом плане территории выявлена изломанность границы РїСЂРё формировании испрашиваемого земельного участка планируемого Рє перераспределению; выявлено пересечение границ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, относящегося Рє землям лесного фонда.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 11.2, подп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 3 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что из представленной схемы расположения земельного участка усматривается изломанность границы земельного участка по точкам н3, н6, н4.
Учитывая изложенное, судом правомерно указано на то, что изломанность границ образуемого земельного участка, а также несоответствие схемы расположения образуемого земельного участка требованиям ст. 11.10 ЗК РФ являются основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу п. 7 ст. 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как усматривается РёР· материалов дела, земельный участок Кошелева Р.Рђ. Рё земельный участок, планируемый Рє перераспределению, граничат СЃ земельным участком СЃ кадастровым номером в„–, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для размещения лесопарков, площадью 862 493 РєРІ.Рј., находящегося РІ квартале 9 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества.
РџРѕ сведениям ФФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Самарской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РїСЂРё внесении РІ ЕГРН сведений Рѕ координатах характерных точках границ земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, принадлежащего Кошелеву Р.Рђ. СЃ уточненной площадью 500 РєРІ.Рј., РІ соответствии СЃ представленным каталогом координат, пересечение границ СЃ границами смежных земельных участков, поставленных РЅР° государственный кадастровый учет, РЅРµ выявлено. РџСЂРё внесении РІ ЕГРН сведений Рѕ характерных точках границ указанного земельного участка РІ ЕГРН выявлено РїРѕ данным картографической РѕСЃРЅРѕРІС‹ Рё ортофотопланам ЕГРН, что земельный участок располагается РІ границе леса.
Согласно ответу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды Рё природопользования Самарской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, земельный участок, расположенный РїРѕ адресу: <адрес>, согласно представленному каталогу координат, РІ соответствии СЃРѕ сведениями, содержащимися РІ государственном лесном реестре Рё подтвержденными путем РІРІРѕРґР° координат РІ программу Р“РРЎ РнГЕО, частично относится Рє землям лесного фонда Рё находится РІ квартале <адрес>.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах лесного участка и установленный запрет на образование земельного участка, границы которого пересекают территориальные зоны, лесничеств, лесопарков, не позволяет уполномоченному органу на его образование, поскольку данный запрет направлен в первую очередь на обеспечение публичных интересов, охрану лесов как природного объекта.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 г. осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно сделал вывод, что при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая особенности правового регулирования, отражающих специфику всех ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда, которые проходят государственную регистрацию и кадастровый учет без описания их границ, представленное административным истцом заключение кадастрового инженера ООО «БТРСамара» от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование заявленных требований, не может являться бесспорным доказательством отсутствия наложения границ лесного фонда и испрашиваемого земельного участка, на что также верно указано судом.
На основании п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 10.8 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» одним из таких оснований является случай, когда земельный участок полностью или частично расположен в границах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определенной в плане-схеме, указанном в части 1 статьи 10.4 настоящего Закона и представленном в установленные частью 1 статьи 10.4 настоящего Закона сроки на согласование или согласованном уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, за исключением случаев обращения с заявлением садоводов, огородников или дачников, являющихся членами указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (в том числе в случаях перераспределения земельных участков внутри указанного садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).
РР· материалов дела следует, что адрес ориентира земельного участка, принадлежащего Кошелеву Р.Рђ. указан как <адрес>.
Между тем, установлено Рё сторонами РїРѕ делу РЅРµ оспаривалось, что план-схема СДТ В«Рнергетик» органу местного самоуправления РЅР° согласование представлялся, план организации Рё застройки массива СДТ В«Рнергетик» РІ администрацию муниципального района РЅРµ передавался.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав территории СДТ В«Рнергетик», административным истцом РЅРµ представлено.
РџСЂРё таких обстоятельствах, СЃСѓРґ пришел Рє правильному выводу Рѕ том, что обжалуемое решение РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Самарской области» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ №мфц РѕР± отказе РІ заключении соглашения Рѕ перераспределении земельных участков, права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Кошелева Р.Рђ. РЅРµ нарушает.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
РЎ учетом изложенного, СЃСѓРґ пришел Рє правильному выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєР° Кошелева Р.Рђ. Рѕ признании незаконным решения РњРљРЈ «Управление муниципального имущества Рё земельных отношений Самарской области» Рё возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления.
Фактически РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы Кошелева Р.Рђ. РїРѕ существу являются его позицией РІ СЃСѓРґРµ первой инстанции РїСЂРё разрешении СЃРїРѕСЂР°, являлись предметом исследования Рё оценки, СЃ которой судебная коллегия согласна.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:
Решение Волжского районного СЃСѓРґР° Самарской области РѕС‚ 19 августа 2019 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошелева Р.Рђ. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё