Судья Клинова Е.А.
Судья-докладчик Васильева И.Л. по делу № 33-10500/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Губаревич И.И.,
судей Васильевой И.Л., Сальниковой Н.А.,
при помощнике судьи Холхоевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1216/2022 (38RS0022-01-2021-000445-26) по иску Донской Е.А., Донского А.А. к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области о признании права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения
по апелляционной жалобе истцов Донской Е.А., Донского А.А. на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 17 августа 2022 года
У С Т А Н О В И Л А:
Донская Е.А., Донской А.А. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, губернатору Иркутской области, Управлению судебного департамента по Иркутской области, с учетом уточнений, просили обязать Российскую Федерацию в лице казны Российской Федерации выдать им два жилищных сертификата для реализации самостоятельно каждому права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения согласно нормам предоставления жилья.
В обоснование исковых требований указано, что решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 06.02.2020 установлен факт проживания, в том числе, Донского А.А., Донской Е.А., по адресу: "адрес". За истцами признано право на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Истцы включены в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи. Матери истцов Донской А.С. было выдано свидетельство на приобретение жилого помещения, утраченного в результате паводка, без учета Донского А.А., Донской Е.А. Решением Тайшетского городского суда от 31.08.2020 Донской Е.А., Донскому А.А. отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в получении свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Донской Е.А., Донского А.А. отказано.
В апелляционной жалобе истцы Донская Е.А., Донской А.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Указывают, что установлено и подтверждено материалами дел, что собственнику жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, расположенного по адресу: "адрес", Донской А.С. было предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения без учета прав всех членов семьи, в том числе истцов. Законодательством Российской Федерации не отрицается самостоятельное право истцов на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, так как истцы являются членами семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Выводы суда о том, что признание незаконными действий (бездействия) производится в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации; не установлении факта незаконности действий ответчиков в отношении истцов, каких-либо препятствий в возможности получения еще двух жилищных сертификатов для реализации самостоятельно каждому из истцов права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, являются несостоятельными.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи Васильевой И.Л., заслушав пояснения истца Донского А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Судом первой инстанции установлено, что решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2019 г. за Донской А.С. признано право собственности на дом, расположенный по адресу: "адрес" в силу приобретательной давности.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 6 февраля 2020 г. установлен факт постоянного проживания Донской Е.А., "дата" года рождения, Донского А.А. "дата" года рождения, в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; за Донской Е.А., Донским А.А. признано право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; на администрацию Зареченского муниципального образования возложена обязанность включить Донскую Е.А., Донского А.А. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно справке о составе семьи, выданной администрацией Зареченского муниципального образования 1 июня 2020 г. Донская А.С. зарегистрирована по адресу: "адрес" с 18 ноября 2011 г., совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: муж Донской А.А., сын Донской А.А., дочь Донская Л.А., дочь Донская Е.А., сын Донской С.А., сын Донской А.А..
Заключением межведомственной комиссии от 22 июля 2019 г. жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания.
12 сентября 2019 г. Донской А.С. выдано свидетельство № "номер" на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с учетом 6 (шести) членов семьи: Донского А.А., Донского А.А., Донской Л.А., Донской У.А. и Кузнецова И.А.. За счет средств указанного свидетельства Донской А.С. приобретены жилые помещения на общую сумму 2 940 476,00 руб. Сертификат получен Донской А.С. и реализован.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что поскольку повторно предоставление социальной выплаты, увеличение размера социальной выплаты или предоставление дополнительного свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, выделения и выдачи денежных средств лично истцам законодательством не предусмотрено.
Тот факт, что в судебном порядке установлен факт проживания истцов в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, не является основанием для предоставления свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку указанное свидетельство в связи с утратой данного жилого помещения уже выдано и реализовано.
При этом, суд первой инстанции не установил фактов незаконности действий со стороны Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казне Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области в отношении истцов, а также каких либо препятствий в возможности получения еще двух жилищных сертификатов для реализации самостоятельно каждому из истцов права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.199 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области".
Трансферт предоставляется, в том числе, на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации; приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения; предоставление иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Иркутской области местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по финансовому обеспечению приобретения или строительства жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил; возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта.
Перечисленные мероприятия реализуются в отношении граждан, отвечающим требованиям п. 4 Правил, а именно: граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации:
граждан, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения или поврежденные жилые помещения, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области (п. 9 Правил).
Трансферт предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, при реализации которых возникают расходные обязательства Иркутской области, в целях софинансирования которых предоставляется трансферт; наличие в бюджете Иркутской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Иркутской области, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, и обеспечение уровня софинансирования указанного расходного обязательства бюджета Иркутской области за счет трансферта в размере: 100 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 настоящих Правил; 79 процентов - на цели, предусмотренные подпунктами «б» и «д» пункта 3 настоящих Правил; заключение соглашений о предоставлении трансферта между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (п. 10 Правил).
Одним из условий предоставление трансферта на предоставление ассигнований для приобретения или строительства утраченных жилых помещений, является, что мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп "об утверждении Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем: гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Социальные выплаты предоставляются на следующие цели: приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами истцов о том, что они имеют право на получение сертификата, поскольку согласно пункту 7 Положения социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения, в связи с чем законодательством не предусмотрена возможность выдать еще два жилищных сертификата для реализации самостоятельно каждому Донской Е.А., Донскому А.А. права на получение свидетельства на приобретение или строительство жилого помещения, при том, что за утраченный в период паводка жилой дом сертификат был выдан и реализован.
С доводами апелляционной жалобы о незаконности действий государственных органов, являющихся ответчиками по настоящему делу, судебная коллегия согласиться не может, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами не представлены доказательства того, что со стороны Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, казны Российской Федерации, Губернатора Иркутской области, Управления судебного департамента по Иркутской области имелись препятствия в получении двух жилищных сертификат, в реализации прав истцов на получение свидетельств на приобретение или строительство жилых помещений, выделении и выдаче денежных средств лично истцам.
Таким образом, доводы о несогласии в апелляционной жалобе с выводами суда первой инстанции в отношении установленных по делу обстоятельств не влекут отмену решения, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 17 августа 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.И. Губаревич
Судьи И.Л. Васильева
Н.А. Сальникова
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 21 декабря 2022 г.