Решение от 26.09.2022 по делу № 2а-277/2022 от 29.08.2022

№2а-277/2022

УИД 22RS0042-01-2022-000326-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2022 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,

при секретаре Крючковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Супруна Юрия Николаевича к ОСП Родинского района, начальнику ОСП Родинского района старшему судебному приставу Трегубову В.С., судебному приставу-исполнителю ОСП Родинского района Николаец В.И., УФССП по Алтайскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

Супрун Ю.Н. обратился в суд с административным иском к ОСП Родинского района, начальнику ОСП Родинского района старшему судебному приставу Трегубову В.С., судебному приставу-исполнителю ОСП Родинского района Николаец В.И., УФССП по Алтайскому краю о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя.

В обоснование своих доводов административный истец указал, что в 16.08.2022 в личном кабинете на Портале государственных услуг Российской Федерации он увидел информацию о возбужденных в отношении него 05.08.2022 нескольких постановлений о взыскании исполнительского сбора в рамках следующих исполнительных производств:

-№ 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020 в размере 1 000 рублей;

-№ 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020 в размере 1 000 рублей;

-№ 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020 в размере 1 000 рублей;

-№ 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021 в размере 7 982,84 рублей;

-№ 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021 в размере 22 385,69 рублей;

-№ 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021 в размере 27 083,70 рублей.

Ранее о возбуждении вышеуказанных исполнительных производств надлежащим образом его не уведомляли. Постановления о возбуждении исполнительных производств по адресу его регистрации и фактического нахождения не поступали.

О возбуждении названных исполнительных производств административному истцу стало известно 16.08.2022 после ознакомления с постановлениями от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора, что подтверждается копиями указанных постановлений, в верхнем левом углу которых программным способом напечатана дата вручения – 16.08.2022.

Основанием для взыскания с должника исполнительского сбора является неисполнение требований исполнительного документа без уважительных причин в назначенный для добровольного исполнения срок. При этом правовое значение придается уведомлению должника в установленном законом порядке.

Так как постановления либо их копии о возбуждении исполнительных производств

-№ 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020;

-№ 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020;

-№ 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020;

-№ 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021;

-№ 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021;

-№ 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021

в предусмотренном Законом № 229-ФЗ порядке Супруну Ю.Н. не направлялись и последним не получены, административный истец полагает, что срок для их добровольного исполнения не истек.

В результате незаконных действий судебного пристава – исполнителя, выразившихся в несоблюдении сроков возбуждения постановлений о взыскании исполнительского сбора, нарушены права и законные интересы административного истца.

В мотивировочной части каждого из оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора от 05.08.2022, вынесенных в рамках исполнительных производств

-№ 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020;

-№ 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020;

-№ 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021;

-№ 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021;

-№ 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021,

и от 14.07.2022 (исполнительное производство № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020), указано: «Исполнительный документ должником Супрун Ю.Н. в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен».

При этом Супруну Ю.Н. по настоящее время неизвестно, когда указанный срок был ему установлен и какова его продолжительность.

Согласно ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконными и отменить следующие постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные судебным приставом-исполнителем ОСП Родинского района Алтайского края Николаец В.И.:

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исп.сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исп.сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исп.сбора в размере 7 982,84 рублей (ИП № 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исп.сбора в размере 22 385,69 рублей (ИП № 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исп.сбора в размере 27 083,70 рублей (ИП № 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021);

-постановление от 14.07.2022 о взыскании исп.сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020).

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На удовлетворении заявленных требований настаивал.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Родинского района УФССП России по Алтайскому краю Николаец В.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного разбирательства не просила.

Представители административных ответчиков УФССП России по Алтайскому краю и ОСП Родинского района УФССП России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, каких-либо возражений относительно доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, не представили.

Начальник ОСП Родинского района УФССП России по Алтайскому краю В.С. Трегубов в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Суд, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Согласно части 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Из части 2 указанной статьи следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Судом установлено, что 07.12.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-91/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038523 о взыскании с Супрун Юрия Николаевича в пользу АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала сумму задолженности по соглашению №1718161/0646 от 27.11.2017 по состоянию на 14.07.2020 в размере 110 774 рубля 57 копеек, в том числе просроченный основной долг – 92 095 рублей 41 копейка, проценты за пользование кредитом за период с 21.09.2019 по 14.07.2020 – 17 399 рублей 16 копеек, неустойка за несвоевременную уплату основного долга за период с 22.10.2019 по 14.07.2020 – 630 рублей, неустойка за несвоевременную уплату процентов за период с 22.10.2019 по 14.07.2020 – 650 рублей; проценты за пользование кредитом по соглашению №1718161/0646 от 27.11.2017 по ставке 24,0% годовых, начисляемые на основной долг, начиная с 15.07.2020 по день полного погашения суммы основного долга по кредиту, а расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, в размере 3 266 рублей 03 копейки.

04.01.2020 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 33062/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

07.12.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-91/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038524 о взыскании с Супрун Юрия Николаевича в доход бюджета муниципального образования «Родинский район Алтайский край» государственную пошлину в размере 149 рублей 46 копеек.

09.12.2021 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 31392/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. 31.08.2022 указанное исполнительное производство окончено на основании п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).

20.11.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-92/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038517 о взыскании с Супруна Юрия Николаевича в пользу АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала сумму задолженности по Соглашению №1818161/0422 от 03.08.2018 по состоянию на 14.07.2020 в размере 313 589 рублей 36 копеек, в том числе: - просроченный основной долг – 280 126 рублей 22 копейки; проценты за пользование кредитом за период с 21.09.2019 по 14.07.2020 – 30 613 рублей 14 копеек; - неустойку за несвоевременную уплату основного долга за период с 22.10.2019 по 14.07.2020 – 1 700 рублей 00 копеек; - неустойку за несвоевременную уплату процентов за период с 22.10.2019 по 14.07.2020 – 1 150 рублей 00 копеек, проценты за пользование кредитом по Соглашению №1818161/0422 от 03.08.2018 по ставке 13,5% годовых, начисляемых на основной долг, начиная с 15.07.2020 по день полного погашения суммы основного долга по кредиту, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 6206 рублей 33 копейки.

04.01.2021 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 33061/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

20.11.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-92/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038518 о взыскании с Супрун Юрия Николаевича в доход бюджета муниципального образования «Родинский район Алтайский край» государственную пошлину в размере 129 рублей 56 копеек.

04.01.2021 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 30539/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. 31.08.2022 указанное исполнительное производство окончено на основании п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).

08.12.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-93/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038525 о взыскании с Супруна Юрия Николаевича в пользу АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала сумму задолженности по соглашению №1818161/0601 от 22.11.2018 по состоянию на 02.07.2020 в размере 380 060 рублей 02 копейки, в том числе: просроченный основной долг – 338 212 рублей 33 копейки; проценты за пользование кредитом за период с 21.09.2019 по 02.07.2020 – 38 747 рублей 69 копеек; неустойку за несвоевременную уплату основного долга за период с 22.10.2019 по 02.07.2020 – 1 700 рублей 00 копеек; неустойку за несвоевременную уплату процентов за период с 22.10.2019 по 02.07.2020 – 1 400 рублей 00 копеек, проценты за пользование кредитом по Соглашению №1818161/0601 от 22.11.2018 по ставке 14,75% годовых, начисляемых на основной долг, начиная с 03.07.2020 по день полного погашения суммы основного долга по кредиту, а также расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 6850 рублей 02 копейки.

01.02.2021 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 1922/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

08.12.2020 Родинским районным судом Алтайского края по делу № 2-93/2020 по иску АО «Россельхозбанк» в лице Алтайского регионального филиала к Супруну Ю.Н. о взыскании задолженности по соглашению выдан исполнительный лист ФС № 031038524 о взыскании с Супрун Юрия Николаевича в доход бюджета муниципального образования «Родинский район Алтайский край» государственную пошлину в размере 180 рублей 33 копейки.

11.12.2020 судебным приставом исполнителем ОСП Родинского района Николаец В.И. в отношении Супруна Ю.Н. возбуждено исполнительное производство № 31679/20/22060-ИП, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. 31.08.2022 указанное исполнительное производство окончено на основании п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В силу пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу части 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Положениями части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве установлено, что извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.

В силу части 1 статьи 27 Закона об исполнительном производстве повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В этом случае адресат считается извещенным (часть 2 статьи 27 Закона об исполнительном производстве).

По смыслу абзаца 2 пункта 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 года № 682 на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность направить должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Согласно п. 4.8.5 указанной Инструкции, простые почтовые отправления передаются в почтовое отделение по накладным, фиксирующим количество отправленных конвертов. Регистрируемые почтовые отправления с уведомлением о вручении адресату и без него передаются в почтовое отделение по реестрам установленного образца (форма 103), в которых отражаются сведения об адресате, регистрационные номера отправляемых документов, дата отправки.

Согласно ответа на запрос (вх. № 1329 от 12.09.2022), полученного из ОСП Родинского района, постановления о возбуждении исполнительных производств в отношении Супруна Ю.Н. были направлены должнику почтовым реестром № 2 от 11.01.2021, № 44 от 02.02.2021 по месту его регистрации: <адрес>

Согласно представленных ОСП Родинского района копий почтовых реестров, в адрес Супруна Ю.Н. 12.01.2021 заказным письмом было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства № 33061/20/22060-ИП (ШПИ 65978048011319), постановление о возбуждении исполнительного производства № 33062/20/22060-ИП (ШПИ 65978048011326).

Согласно отчетов об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами 65978048011319 и 65978048011326 постановления о возбуждении указанных исполнительных производств были вручены Супруну Ю.Н. 16.02.2022.

Согласно представленных ОСП Родинского района копий почтовых реестров, в адрес Супруна Ю.Н. 03.02.2021 заказным письмом было направлено постановление о возбуждении исполнительного производства № 1922/21/22060-ИП (ШПИ 65978050002596).

Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовыми идентификатором 65978050002596 постановление о возбуждении указанного исполнительного производства было вручено Супруну Ю.Н. 09.03.2022.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель исполнил возложенную на него обязанность по направлению должнику постановлений о возбуждении исполнительного производства № 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021; № 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021; № 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021, получение которых Супруном Ю.Н. подтверждается вышеуказанными доказательствами.

Согласно представленных в материалы дела указанных исполнительных производства (№ 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021; № 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021; № 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021), сводке по исполнительному производству, ответу на запрос, представленному ОСП Родинского района (вх.№1329 от 12.09.2022), согласно которому указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство по Супруну Ю.Н., следовательно, задолженность последнего в срок, установленный в постановлениях об исполнительных производствах, не погашена.

В пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 19 января 2017 года № 1-П, в которых отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

Как следует из приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности и носит характер штрафной санкции.

Таким образом, поскольку должником не исполнено требование оплаты долга, указанного в постановлении о возбуждении исполнительного производства в установленные срок, у пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановлений о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем у суда отсутствуют основания для признания незаконными и отмены следующих постановлений о взыскании исполнительского сбора, вынесенных судебным приставом-исполнителем Николаец В.И.:

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 7 982,84 рублей (ИП № 33062/20/22060-ИП от 04.01.2021);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 22 385,69 рублей (ИП № 33061/20/22060-ИП от 04.01.2021);

-постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 27 083,70 рублей (ИП № 1922/21/22060-ИП от 01.02.2021).

Что касается требования о признании незаконными и отмене следующих постановлений о взыскании исполнительского сбора, вынесенные судебным приставом-исполнителем ОСП Родинского района Алтайского края Николаец В.И.: постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020); постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020); постановление от 14.07.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020), суд приходит к следующим выводам.

Доказательств вручения административному истцу постановлений о возбуждении исполнительных производств № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020, № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020, № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020 в материалы рассматриваемого административного дела ОСП Родинского района не представлено.

Доводы Супруна Ю.Н. о неполучении им копий постановлений о возбуждении вышеуказанных исполнительных производств судебным приставом-исполнителем не опровергнуты. Как указано выше, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, являющейся приложением к Приказу Федеральной службы судебных приставов от 10.12.2010 г. N 682 постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату (пункт 4.8.3.4). Таких доказательств административными ответчиками в материалы дела не представлено.

При отсутствии сведений надлежащего направления в адрес административного ответчика постановлений о возбуждении исполнительных производства № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020, № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020, № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020 действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановлений 05.08.2022 в рамках указанных исполнительных производств не могут быть признаны законными, поскольку невозможно установить момент начала течения срока для добровольного исполнения требований постановлений о возбуждении исполнительных производств.

Таким образом, судом установлено, что Супрун Ю.Н. не был уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительных производств № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020, № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020, № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ему предоставлен не был, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для взыскания с него исполнительского сбора. Доказательств обратного административными ответчиками не представлено.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что исполнительные производства ИП № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020, ИП № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020, ИП № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020 окончены, 31.08.2022 вынесены постановления об их окончании и возвращения ИД взыскателю на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» (если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).

Вместе с тем, в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", окончание либо прекращение исполнительного производства само по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца). Предметом административного иска является обжалование действий и решений должностного лица службы судебных приставов.

Факт окончания исполнительного производства не свидетельствует о том, что оспариваемые действия (бездействия) перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно разъяснений, данных в п. 3.2 "Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора" (Письмо ФССП России от 08.07.2014 № 0001/16, ред. от 11.05.2016) после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа и подлежит принудительному исполнению. В рамках основного исполнительного производства такое постановление исполняется в общем порядке, предусмотренном Законом. Если исполнительский сбор не взыскан в рамках основного исполнительного производства, после его окончания судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения возбуждает исполнительное производство по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника исполнительского сбора.

Срок предъявления не исполненного в рамках основного исполнительного производства постановления о взыскании исполнительского сбора исчисляется с момента окончания основного исполнительного производства, если такое постановление ранее не предъявлялось к принудительному исполнению в качестве самостоятельного исполнительного документа.

Изложенное свидетельствует о том, что самостоятельное исполнение постановления о взыскании исполнительского сбора не может быть начато ранее исполнения основного судебного акта, поскольку иное ограничивало бы возможности должника по исполнению требований исполнительного документа, приводило к незащищенности нарушенных прав взыскателя, нарушало справедливый баланс между публичными и частными интересами на стадии исполнительного производства, искажало существо обязанности государства гарантировать защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина и не отвечало конституционно значимым целям исполнительного производства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений о взыскании исполнительского сбора, вынесенных судебным приставом-исполнителем Николаец В.И. постановления от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020); постановление от 05.08.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020); постановления от 14.07.2022 о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей (ИП № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020) подлежат удовлетворению.

Административными ответчиками не представлено доказательств уведомления Супруна Ю.Н. о возбуждении в отношении него исполнительных производств № 30539/20/22060-ИП от 02.12.2020, № 31392/20/22060-ИП от 09.12.2020, № 31679/20/22060-ИП от 11.12.2020, следовательно, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа ему установлен не был, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для вынесения постановления о взыскании с него исполнительского сбора.

Кроме того, после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора оно приобретает статус самостоятельного исполнительного документа, и если он не взыскан в рамках основного исполнительного производства, подлежит принудительному исполнению, несмотря на окончание основного исполнительного производства.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.:

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 05.08.2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░ (░░ № 30539/20/22060-░░ ░░ 02.12.2020);

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 05.08.2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░ (░░ № 31392/20/22060-░░ ░░ 09.12.2020);

- ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 14.07.2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 000 ░░░░░░ (░░ № 31679/20/22060-░░ ░░ 11.12.2020).

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-277/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Супрун Юрий Николаевич
Ответчики
УФССП России по АК
ОСП Родинского района Судебный пристав-исполнитель Николаец В.И.
Начальник ОСП Родинского района Старший судебный пристав Трегубов В.С.
ОСП Родинского района
Суд
Родинский районный суд Алтайского края
Судья
Ожогина Галина Владимировна
Дело на сайте суда
rodinsky.alt.sudrf.ru
29.08.2022Регистрация административного искового заявления
29.08.2022Передача материалов судье
31.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее