ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Судья Магкаева М.Д. Дело №33-1150/2023
1 инст. №2-816/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владикавказ 18 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего Климова И.А.,
судей Цалиевой З.Г. и Джиоева П.Г.,
при секретаре Маркиной С.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бязрова Р.Г. к ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания и МВД по РСО-Алания о восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и возложении обязанности включить в список сотрудников и пенсионеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе Бязрова Р.Г. на решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 6 декабря 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Бязрова Р.Г. к ОМВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания о восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 22 апреля 2003 года и возложении обязанности на МВД по Республике Северная Осетия-Алания включить в список сотрудников и пенсионеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 22 апреля 2003 года - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Джиоева П.Г., выслушав объяснения Бязрова Р.Г. и его представителя Айдаровой И.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания Хубаевой Т.Г. и представителя МВД по РСО-Алания Ревазовой Р.В., возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
у с т а н о в и л а:
14.12.2020г. Бязров Р.Г. обратился в суд с иском к ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания и МВД по РСО-Алания о восстановлении в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 22.04.2003г. и возложении обязанности включить в список сотрудников и пенсионеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с 22.04.2003г.
В обоснование иска указано, что истец проходил службу в МВД РСО-Алания с 1994г. по 2017г. С 22.04.2003г. истец состоял в очереди на получение жилья в ЖК УВД Пригородного района. В августе 2017г. он был уволен по достижении предельного возраста. В период прохождения службы истец неоднократно выяснял наличие его учета в очереди на получение жилья и всегда получал утвердительные ответы. 21.08.2019г. из ответа МВД по РСО-Алания истцу стало известно об отсутствии документальных данных, подтверждающих факт его постановки на жилищный учет по месту службы, в связи с чем ему отказано в разрешении жилищного вопроса. Семья, состоящая из 4 человек, проживает на съёмной квартире. Истец считает, что его без всяких оснований сняли с жилищного учета. Неправомерным отказом в предоставлении ему и членам его семьи благоустроенного жилья, ответчик нарушил его право на жилье.
В судебном заседании истец Бязров Р.Г. и его представитель Айдарова И.И. исковые требования поддержали.
Представитель МВД по РСО-Алания Бутова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания Хубаева Т.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, а также заявила о пропуске Бязровым Р.Г. срока исковой давности.
По делу постановлено указанное выше решение, с которым не согласился истец Бязров Р.Г.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как правильно указал суд первой инстанции, на момент возникновения спорных правоотношений (1994г.) действовал Жилищный кодекс РСФСР, утративший силу с 01.03.2005г.
В соответствии со статьей 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР (статье 49 ЖК РСФСР).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (далее - Примерные правила).
В соответствии с пунктом 8 Примерных правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади.
Пунктом 12 Примерных правил регламентировано, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).
На основании пункта 14 Примерных правил принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
В силу пункта 15 Примерных правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью (пункт 16 Примерных правил).
В соответствии с пунктом 17 Примерных правил на каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Пунктом 19 Примерных правил регламентировано, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляют в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Положениями пункта 20 Примерных правил определено, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
б) выезда на другое постоянное место жительства;
в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета.
О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
Приказом МВД России от 18 марта 2003 г. N 169 (далее - Приказ N 169) утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов из семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Ведение учета осуществляется: хозяйственным управлением Службы тыла МВД России, секретарями ЖБК подразделений.
В силу пункта 9 Инструкции для рассмотрения вопроса о принятии на учет сотрудником (работником) в ЖБК подразделения подается рапорт (заявление), к которому прилагаются: справка из кадрового аппарата (с указанием занимаемой должности, специального звания и даты поступления на службу (работу) в органы внутренних дел), выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, справка (акт) о проверке жилищных условий.
В необходимых случаях к рапорту (заявлению) также прилагаются справки (заключения) из учреждений здравоохранения, бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
ЖБК подразделения рассматривает поступивший рапорт (заявление) с прилагаемыми документами и принимает одно из следующих решений: ходатайствовать перед ЦЖБК об удовлетворении просьбы сотрудника (работника) либо оставлении просьбы без удовлетворения. Данное решение оформляется протоколом, который представляется в Хозяйственное управление со всеми документами, послужившими основанием для принятия такого решения.
Если к представленному протоколу необходимые документы в полном объеме не приложены, Хозяйственное управление возвращает его в соответствующую ЖБК подразделения с указанием конкретных причин возврата (пункт 10 Инструкции).
На основании пункта 11 Инструкции протоколы ЖБК подразделений рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников (работников) на учет либо отказывает в принятии их на учет.
О принятом Центральной комиссией решении ЖБК подразделений уведомляются в письменной форме. Об этом решении ЖБК подразделений должны ознакомить соответствующих сотрудников (работников) под роспись.
В случае несогласия с принятым решением сотрудники (работники) вправе обжаловать его в установленном порядке.
Согласно пункту 12 Инструкции учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
На каждого сотрудника (работника), принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. При этом оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений (пункт 14 Инструкции).
В силу пункта 15 Инструкции ежегодно в сроки, устанавливаемые Центральной комиссией, Хозяйственное управление совместно с ЖБК подразделений проводит перерегистрацию сотрудников (работников), состоящих на учете, в ходе которой, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Все изменения, выявленные в ходе перерегистрации, вносятся в учетные дела сотрудников (работников).
Списки сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утверждаются Центральной комиссией ежегодно после проведения перерегистрации (пункт 21 Инструкции).
В соответствии с п. 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв. Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345 (далее - Положение), постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пункта 4 Положения учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7 Положения).
Из анализа приведенных норм закона следует, что постановка сотрудника в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер по месту службы. Учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Единый список утверждается в январе каждого года, а право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения ими жилого помещения.
При этом на каждого сотрудника, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, послужившие основанием для принятия на учет. Оригиналы указанных документов хранятся в Хозяйственном управлении, а их копии - в ЖБК подразделений.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законов, действовавших до 01.03.2005г., право на получение жилого помещения могло быть реализовано работником органа внутренних дел в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на жилищный учет по месту своего жительства либо работы. Если это право не было реализовано до 01.03.2005г., оно сохраняется за ним и после указанной даты при условии принятия на учет в качестве лица, нуждающегося в жилье.
Изучив материалы дела, позиции участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции, изложенные в мотивировочной части решения, с учетом требований указанных выше норм права, а также с учетом требований ст.67 ГПК РФ, не привели к принятию неправильного по существу решения и не нарушили права и законные интересы заявителя.
Так, отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, исходил из того, что доказательств, подтверждающих принятие истца на жилищный учет в установленном порядке в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005г.) норма жилой площади устанавливалась в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 10.08.2022г. № КУВИ-001/2022-136766659 (том 1, л.д. 177), Бязрову Р.Г. с 25.05.1994г. по 13.07.2005г. на праве собственности принадлежало жилое помещение, площадью 59,3 кв.м, расположенное по адресу: г.Владикавказ, ул.Красная, 3, кв. б/н.
Таким образом, семья истца из 4 человек на апрель 2003г. была обеспечена жилым помещением более действующей на тот момент нормы, предусмотренной ст.38 ЖК РСФСР (12 кв. м на 1 человека), соответственно Бязров Р.Г. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на жилищный учет.
Более того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем ответчика ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания Хубаевой Т.Г. было заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям срока исковой давности.
Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
В силу п.1 ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент предъявления настоящего иска 14.12.2020г. срок исковой давности в три года истек, поскольку о нарушении своего права истец должен был узнать в ноябре 2017г., т.е. после направления ОМВД по Пригородному району РСО-Алания 31.10.2017г. ему письма об отсутствии его в списках очередников на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока исковой давности и обстоятельств, предусмотренных ст.205 ГК РФ, истцом в судебное заседание не представлено, поэтому суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отказе в иске в связи с истечением срока исковой давности.
Обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба истца не содержит, по существу доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, а также иному толкованию правовых норм, что не является предусмотренными ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют материалам дела, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
о п р е д е л и л а:
Решение Пригородного районного суда РСО-Алания от 6 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бязрова Р.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Климов
Судьи З.Г. Цалиева
П.Г. Джиоев