16RS0041-01-2024-000031-83 Дело № 2-234/2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Чебарёвой А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Равиловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к Гимадиеву А.М. о взыскании переплаты пенсии и ФСД,
УСТАНОВИЛ:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к Гимадиеву А.М. о взыскании переплаты пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. В обоснование своих доводов истец указал, что решением ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Гимадиева М.Х., как законного представителя несовершеннолетнего Гимадиева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена и выплачена страховая пенсия по потере кормильца и федеральная социальная доплата.
Согласно справке ГАПОУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ответчик Гимадиев А.М. действительно обучается в вышеуказанном учебном заведении, начало обучения 01.09.2022, нормативный срок окончания колледжа 30 июня 2024 года.
Согласно сведениям ГАПОУ «<данные изъяты>», полученным по электронным каналам связи, ответчик с 28.06.2022 переведен на заочную форму обучения.
В результате незаконно выплаченной суммы социальной пенсии по потери кормильца за период с 01 июля 2022 года по 31 октября 2023 года образовалась переплата в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В связи с вышеизложенным, ответчику Гимадиеву А.М. на основании решения истца была установлена федеральная социальная доплата к пенсии.
В результате незаконно выплаченной Федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 01 июля 2022 года по 31 октября 2023 года образовалась переплата в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Таким образом, общая сумма переплаты пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты составила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Для добровольной оплаты незаконно полученной выплаты ответчику направлялось требование о возмещении ущерба, однако ущерб возмещен не был.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> просит взыскать с Гимадиева А.М. незаконно полученную сумму пенсии и ФСД в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в бюджет Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Представитель истца Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Гараева Р.Т. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
В судебное заседание ответчик Гимадиев А.М. не явился. Согласно исковому заявлению Гимадиев А.М. проживает по адресу: РТ, <адрес>.
Ответчик извещался по данному адресу, однако судебное извещение, направленное Гимадиеву А.М., возвращено в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Положения части первой главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляют перечень прав, принадлежащих лица, участвующим в деле, которые направлены на реализацию конституционного права на судебную защиту, согласно ч.1 данной статьи эти лица должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление правом.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным выше адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
При указанных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности, в соответствии с которым личное присутствие гражданина в судебном заседании является его субъективным правом, судом принято решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившегося ответчика Гимадиева А.М. в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также в порядке статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Пункт 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2011 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусматривает право на социальную пенсию для детей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на пенсию по случаю потери кормильца и федеральную социальную доплату в соответствии с пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2011 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи" имеют дети старше возраста 18 лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Такие выплаты производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 1102 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно ст. 1109 п. 3 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Истец, обращаясь в суд с иском о взыскании необоснованно полученной Гимадиевым А.М. пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты, ссылался в обоснование своих требований на то, что ответчик не исполнил обязанность по своевременному сообщению пенсионному органу о переводе на заочную форму обучения с 28.06.2022 и, соответственно, об утрате им в связи с указанным права на ежемесячную денежную выплату за период с 01.07.2022 по 31.10.2023.
Судом установлено, что с 11.01.2009 Гимадиеву А.М. была назначена страховая пенсия по потере кормильца и федеральная социальная доплата. После достижения Гимадиева А.М. 18-ти лет данная пенсия выплачивалась на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ об обучении в ГАПОУ «<данные изъяты>» по очной форме обучения с 01.09.2020 по 30.06.2024.
При предоставлении документов об обучении ответчик был уведомлен письменно об обязанности безотлагательно сообщить в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об отчислении из учебного заведения, либо при переводе на заочное отделение или утрате статуса обучающегося по иным причинам.
По сведениям, поступившим в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> из ГАПОУ «<данные изъяты>», получатель пенсии по СПК Гимадиев А.М. с 28.06.2022 переведен на заочную форму обучения.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате несообщения Гимадиевым А.М. о переводе на заочную форму обучения образовалась переплата социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2022 по 31.10.2023 в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В связи с несообщением им о переводе на заочную форму обучения, образовалась переплата социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2022 по 31.10.2023 в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Ответчику 31.10.2023 направлено требование о возмещении ущерба, однако данное обязательство ответчиком не исполнено.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что добросовестность гражданина (в данном случае Гимадиева А.М.) по требованиям о взыскании пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты презюмируется. Бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в период с 01.07.2022 по 31.10.2022 пенсии по потере кормильца и федеральной социальной доплаты в размере <данные изъяты> руб. возложена на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца, который представил в суд соответствующие документы, подтверждающие недобросовестность ответчика.
Суд, установив признаки недобросовестности со стороны Гимадиева А.М., который, будучи предупрежденным о необходимости известить истца о прекращении обучения, не сообщил отчислении из состава обучающихся лиц, что явилось причиной выплаты ему пенсии по СПК и ФСД без законных оснований, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к Гимадиеву А.М. о взыскании переплаты пенсии и ФСД удовлетворить.
Взыскать с Гимадиева А.М. в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> незаконно полученную пенсию по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2022 по 31.10.2023 в размере <данные изъяты>
Ответчик может подать заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения в суд, вынесший заочное решение.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда РТ А.Н. Чебарёва
Копия верна: Судья Лениногорского городского суда РТ А.Н. Чебарёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>