Решение по делу № 33-6216/2021 от 26.10.2021

г. Сыктывкар Дело № 2-5491/2021 (№ 33-6216/2021)

УИД № 11RS0001-01-2021-008132-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 8 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе Герич Н.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2021 года, которым отказано Герич Н.И. в удовлетворении требований к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании платежных документов в части задолженности по взносам на капитальный ремонт незаконными, возложении обязанности исключить из лицевого счета задолженность за период с 01.10.2014 по 23.07.2020, не выставлять к оплате сумму задолженности, произвести перерасчет, зачесть оплату в счет текущих платежей.

Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., судебная коллегия

установила:

Герич Н.И. обратилась в суд с иском к Фонду Республики Коми капремонта МКД, в котором просила:

- признать незаконными платежные документы на оплату взносов на капитальный ремонт за январь, февраль, март, апрель, май июнь 2021 года, выставленные ответчиком по квартире <Адрес обезличен>, в части задолженности по взносам на капительный ремонт за период с 01.10.2014 по 23.07.2020;

- обязать ответчика исключить из лицевого счета, открытого по квартире <Адрес обезличен> задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 23.07.2020, и не выставлять ей сумму задолженности для оплаты;

- обязать ответчика зачесть произведенные ею платежи от 17.03.2021 и 14.05.2021 на суммы 1290 руб. и 1288,80 руб. в счет оплаты текущих платежей, а не в счет оплаты задолженности.

В обоснование требований истец указала, что обязанность по оплате капитального ремонта дома была исполнена собственниками помещений дома <Адрес обезличен> в 2015 году путем перечисления взносов на специальный счет ТСЖ в счет оплаты 15% сметной стоимости проведенного капитального ремонта, в связи с чем предъявление ответчиком в 2021 году к оплате взносов на капитальный ремонт, рассчитанных с 01.10.2014, является неправомерным.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация МР «Троицко-Печорский» и Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).

В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали.

Представитель Службы Республики Коми стройжилтехнадзора возражала против удовлетворения требований истца.

Представитель Фонда Республики Коми капремонта МКД и представитель администрации МР «Троицко-Печорский» в суд не явились. В письменном отзыве представитель Фонда просил в иске отказать.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Герич Н.И. выражает несогласие с решением суда, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и просит решение отменить.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Судом установлено, что истец с <Дата обезличена> является собственником квартиры <Адрес обезличен>.

Постановлением Правительства Республики Коми № 572 от 30.12.2013 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2014-2043 годы, в которую включены многоквартирные дома в муниципальном районе «Троицко-Печорский», в том числе многоквартирный дом <Адрес обезличен>.

Программа была опубликована 30.01.2014 на официальном интернет-портале Республики Коми.

26.06.2014 в доме <Адрес обезличен> проведено общее собрание собственников помещений, по результатам которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта МКД на специальном счете, открытом в ОАО «...», владельцем которого определено ТСЖ «...». Помимо этого, собственниками принято решение по внесению взносов на проведение капитального ремонта дома в размере ... руб. за 1 кв.м. жилых и нежилых помещений; о сроках проведения капитального ремонта – не позднее планируемых сороков, установленных региональной программой; о перечне работ и услуг по капитальному ремонту – ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, ремонт фасада, ремонт фундамента.

В июне 2020 года Службой Республики Коми стройжилтенадзора установлено, что начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме <Адрес обезличен> никем не производится, платежные документы не выставляются, ТСЖ «...» ликвидировано 29.07.2019.

18.06.2020 Служба направила в адрес администрации МОМР «Троицко-Печорский» уведомление о необходимости принятия решения о формировании фонда капитального ремонта дома <Адрес обезличен> на счете регионального оператора – Фонда Республики Коми капремонта МКД.

Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от 23.07.2020 № <Номер обезличен> внесены изменения в постановление администрации от 10.11.2014 № <Номер обезличен> «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта отдельных многоквартирных домов на счете регионального оператора» в соответствии с которым в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора включен дом <Адрес обезличен>.

На основании этого постановления Фонд Республики Коми капремонта МКД произвел начисление взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в доме <Адрес обезличен> за период с 01.10.2014. Сумма неуплаченных взносов на капремонт с 01.10.2014 по состоянию на 01.01.2021 предъявлена Фондом к оплате в квитанции за 1 квартал 2021 года.

19.01.2021 истцу, как собственнику квартиры № <Адрес обезличен>, Фондом Республики Коми капремонта МКД выставлена квитанция № <Номер обезличен> на оплату взносов за капитальный ремонт за январь, февраль и март 2021 года на общую сумму 1288,80 руб. (по 429,60 руб. за каждый месяц), в которой также указано о наличии задолженности по взносам на капремонт по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 071,85 руб.

17.03.2021 истец внесла оплату по квитанции на сумму 1290 руб.

20.04.2021 истцу Фондом выставлена квитанция № <Номер обезличен> на оплату взносов за капитальный ремонт за апрель, май и июнь 2021 года на сумму 1288,80 руб. (по 429,60 руб. за каждый месяц), в которой также указано на наличие задолженности на 01.04.2021 в сумме 15 070,65 руб.

14.05.2021 истец внесла оплату по квитанции на сумму 1288,80 руб.

Задолженность по взносам на капитальный ремонт, рассчитанная Фондом с 01.10.2014, истцом не погашена.

Судом также установлено, что во исполнение решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <Адрес обезличен> о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, <Дата обезличена> в ПАО ... на имя ТСЖ «...» открыт специальный банковский счет №<Номер обезличен>

Согласно выписки по счету, в период с 31.12.2014 по 03.07.2015 на счет поступали денежные средства от администрации МР «Троицко-Печорский» в виде субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ. Также 25.05.2015 с банковского счета, открытого в ... ОСБ <Номер обезличен>, на счет поступили денежные средства в сумме ... руб. с назначением платежа «поступление от реализации платных услуг (15% взносы с квартиросъемщиков на капитальный ремонт дома). Поступившие денежные средства перечислены на счет ООО ГК «...» с назначением платежа «авансовый платеж по договору от 01.12.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома <Адрес обезличен>).

Каких-либо иных операций, в том числе в виде ежемесячных поступлений и взносов на капитальный ремонт дома от собственников по счету не проходило.

Специальный счет закрыт 30.12.2015.

Сведений о том, что собственникам помещений дома <Адрес обезличен> с 01.10.2014 начислялись взносы на капитальный ремонт, в деле не имеется.

29.07.2019 ТСЖ «...» ликвидировано.

Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственниками помещений в доме <Адрес обезличен> реализовано не было.

Решений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками не принималось.

В связи с этим, администрацией МР «Троицко-Печорский» на основании уведомления Службы Республики Коми стройжилтехнадзора обоснованно принято решение о формировании фонда капитального ремонта вышеуказанного дома на счете регионального оператора.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, верно установив фактические обстоятельства дела, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, учитывая отсутствие сведений, доказывающих оплату собственниками дома взносов на капитальный ремонт с 01.10.2014, отказал в удовлетворении исковых требований.

Доказательств, подтверждающих освобождение собственников дома <Адрес обезличен> от оплаты взносов на капитальный ремонт, в дело представлено не было.

Оценивая доводы истца об исполнении ею обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт 18.02.2015 на сумму 10 853,56 руб., в подтверждение которых представлена квитанция, суд первой инстанции счел их подлежащими отклонению, поскольку в выписке по расчетному счету <Номер обезличен>, указанному в представленной истцом квитанции, платеж от 18.02.2015 на сумму 10 835,56 руб. отсутствует, в связи с чем установить, когда и кому истцом были уплачены денежные средства, не представляется возможным.

Также суд не усмотрел оснований для зачета суммы в размере 10 835,56 руб. в счет исполнения истцом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт на будущий период, поскольку порядок зачета стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, установленный статей 10 Закона Республики Коми от 24.06.2013 №57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Коми» в рассматриваемом случае не соблюден. Документы, необходимые для такого зачета в Фонд Республики Коми капремонта МКД никем не предоставлялись. Решение о зачете Фондом не принималось.

По этой причине подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о применении к спору правил, изложенных в ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта и оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена, то средства в размере, равном стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ. Такой зачет осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Так, в ч. 2 ст. 10 Закона Республики Коми от 24.06.2013 N 57-РЗ (ред. от 30.04.2021) "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми" указано, что зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.

В целях осуществления региональным оператором зачета лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений, направляет региональному оператору письменное заявление об осуществлении зачета с представлением следующих документов:

1) копии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об определении лица, уполномоченного на обращение к региональному оператору (далее - уполномоченное лицо) в целях осуществления зачета, а также об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт, сроков проведения капитального ремонта, источников финансирования капитального ремонта;

2) копии договора об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающего в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

3) копии акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

4) копии документов, подтверждающих полную оплату подрядной организации оказанных услуг и (или) выполненных работ с указанием источников финансирования;

5) информации органов местного самоуправления (администрации муниципального образования муниципального района (городского округа), администрации поселения), подтверждающей отсутствие оплаты оказанных услуг и (или) выполненных работ за счет средств местного бюджета (за исключением средств местного бюджета, оплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт общего имущества) (ч. 3.)

Региональный оператор в течение 30 календарных дней с даты поступления письменного заявления об осуществлении зачета и документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет их проверку и при подтверждении отсутствия необходимости повторного оказания услуг и (или) выполнения работ принимает решение об осуществлении зачета или об отказе в осуществлении зачета.

Зачет осуществляется региональным оператором начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом, в котором принято решение о зачете, путем ежемесячного уменьшения суммы, принятой к зачету, на сумму обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений.

Все поступившие в соответствии с частью 3 настоящей статьи документы регистрируются сотрудником регионального оператора в день их поступления с выдачей расписки об их получении (ч.4).

Таким образом, зачет ранее внесенных платежей осуществляется в определенной законом процедуре, доказательств соблюдения которой истец не представил, что не лишает его в числе прочих собственников жилых помещений <Адрес обезличен> обратиться в установленном законом порядке за зачетом стоимости ранее проведенных отдельных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме к региональному оператору.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для списания задолженности на основании истечения срока исковой давности являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного акта.

Так, общие основания для прекращения обязательств приведены в главе 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, между тем, такого основания для прекращения обязательства по заявлению должника, как истечение срока исковой давности по требованию кредитора об исполнении этого обязательства, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит. Отсутствует подобное основание для проведения перерасчета начислений по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.

В п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", разъяснено, что если платежный документ не содержит данных о расчетном периоде, денежные средства, внесенные на основании данного платежного документа, засчитываются в счет оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (ст. 319.1 ГК РФ).

В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, п. 3 ст. 199, п. 3 ст. 319.1 ГК РФ).

В соответствии с п. 41 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, указание в платежных документах сведений о наличии задолженности за предшествующие периоды не умаляет прав истца по оплате коммунальных услуг за те периоды, в отношении которых срок исковой давности не истек.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые оценены по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в МКД обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в МКД.

Согласно ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч. 3 ст. 175 Жилищного кодекса РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (ч. 3 ст. 172 Жилищного кодекса РФ).

Как установлено судом, информация, предусмотренная ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора не предоставлялась.

Часть 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 и ч. 5.1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 и ч. 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 Жилищного кодекса РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии истца с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой доказательств.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герич Н.И. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 10 ноября 2021 г.

33-6216/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Герич Нина Ильинична
Ответчики
Некоммерческая организация Республики Коми Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Другие
Администрация МР Троицко-Печорский
Служба Республики Коми стройжилтехнадзора
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пунегов П.Ф.
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
08.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Передано в экспедицию
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее