Дело № 12-58/2023
УИД 22RS0067-01-2023-000761-73
РЕШЕНИЕ
19 сентября 2023 года с. Павловск
Судья Павловского районного суда Алтайского края Кречетова О.А.,
при секретаре Ожогиной Ю.В.,
с участием прокурора Зыкова С.С.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу, Лопаткина Д.А., защитника Васильева А.С., потерпевшей Петровой И.И.,
рассмотрев жалобу Лопаткина Д. А. на постановление старшего государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в Алтайском крае и Республике Алтай Штерка А.П. от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, которым
директор <...> Лопаткин Д. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, проживающий <адрес>, паспорт <номер> <номер> выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Согласно постановлению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, директор <...> Лопаткин Д. А. ДД.ММ.ГГГГ в 00:01 час. по адресу <адрес> допустил нарушение трудового законодательства, выразившееся в неполной выплате Петровой И.И. заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <номер> директор <...> Лопаткин Д.А. признан виновным по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Лопаткиным Д.А. подана жалоба на указанное постановление, в которой он указывал на то, что изложенный в постановлении прокурора и оспариваемом постановлении Госинспекции труда порядок расчета тарифной ставки не предусмотрен нормами действующего законодательства, в частности, Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ <номер> «О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ <номер>». На работодателя не возложена обязанность устанавливать различные тарифные ставки и должностные оклады исходя из нормальной и сокращенной продолжительности рабочего времени. Оплата сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам ст.152 ТК РФ как сверхурочная работа. <...> оплачивает работу женщин, для которых установлена 36-часовая рабочая неделя, как сверхурочную, оплата за сверхурочную работу производится по итогам учетного периода, который равен трем месяцам.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен срок подачи жалобы на указанное постановление.
В судебном заседании Лопаткин Д.А., защитник Васильев А.С. доводы жалобы поддержали, дополнительно ссылались на то, что Лопаткин Д.А. не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, а также указали, что Петровой И.И. в ДД.ММ.ГГГГ года была произведена доплата за женский час, то есть оплачена разница между оплатой за сокращенную неделю и работу нормальной продолжительности, такая доплата производится ежемесячно, а расчет и оплата сверхурочного времени производится суммировано, по итогам 3 месяцев.
Потерпевшая Петрова И.И. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что при часовой тарифной ставке, установленной в размере <...> руб. при норме выработки в ДД.ММ.ГГГГ года для 36-часовой недели заработная плата составит <...> руб., что не соответствует МРОТ, применению подлежит тарифная ставка, которая была заложена при установлении тарифов на ДД.ММ.ГГГГ год.
Прокурор Зыков С.С. возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав пояснения, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в полном объеме согласно требованиям ст.30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Согласно ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как разъяснено в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 45 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ).
Из материалов дела следует, что директором <...> с ДД.ММ.ГГГГ является Лопаткин Д.А., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, приказом о назначении на должность.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выплаты директором <...> Лопаткиным Д.А. заработной платы Петровой И.И. за ДД.ММ.ГГГГ года в неполном объеме. В частности, в указанном постановлении Лопаткину Д.А. вменено, что ДД.ММ.ГГГГ им утверждена расчетная тарифная сетка для операторов и слесарей котельных, согласно которой для рабочих 1 разряда установлена часовая тарифная ставка <...> руб., для рабочих 2 разряда <...> руб., для рабочих 3 разряда <...> руб. При этом для расчета часовой тарифной ставки применена минимальная месячная тарифная ставка в размере <...> минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы (по аналогии с положениями п.2.4 Краевого отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы от ДД.ММ.ГГГГ), а также среднегодовое время при 40-часовой рабочей неделе.
Часовая тарифная ставка в размере <...> руб., рассчитанная исходя из среднегодового рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе, по мнению прокурора, не может приниматься во внимание при расчете заработной платы работникам, для которых установлена 36-часовая рабочая неделя. Для расчета заработной платы работникам, для которых установлена 36- часовая рабочая неделя, в том числе для Петровой И.И. необходимо было применять часовую тарифную ставку, рассчитанную следующим образом: <...> (МРОТ)<...> руб. (то есть путем деления произведения <...> МРОТ на 12 месяцев на количество рабочих часов для 36 часовой рабочей недели за год), а для рабочих 3 разряда тарифная ставка с применением коэффициента должна была составить – <...> руб.
Таким образом, Петровой И.И. фактически была начислена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <...> руб. исходя из тарифной ставки <...> руб., тогда как, по мнению прокурора, заработная плата должна была быть начислена в размере <...> руб. исходя из тарифной ставки <...> руб.: <...> руб. – за фактически отработанные часы + <...> ночных часа <...> руб., <...> часов в праздничные дни <...> руб., недоплата составила <...> руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора <...> Лопаткина Д.А. к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, о чем государственным инспектором труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в <адрес> и <адрес> вынесено соответствующее постановление от ДД.ММ.ГГГГ, на которое Лопаткиным Д.А. подана жалоба.
Судья находит заслуживающими внимания доводы жалобы и приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, ввиду следующего.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В силу части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ между <...> и Петровой И.И. был заключен трудовой договор, в соответствии с которым Петрова И.И. была принята на работу <...> в газовой котельной средней школы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работнику установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов (п.9 договора), сменный график работ с продолжительностью смены <...> часов, с <...> до <...> час. Согласно п.13-15 трудового договора заработная плата работника состоит из тарифной ставки (оклада) и доплаты по результатам условий СОУТ. Оклад был установлен в размере <...> руб. в час, при изменении размеров тарифной ставки оклад устанавливается тарифной ставкой, предусмотренной локальным нормативным актом учреждения. Также предусмотрены выплаты компенсационного характера: выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда- по результатам проведения специальной оценки условий труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями (0,15), выплаты за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника - по соглашению сторон трудового договора, а также персонифицированная доплата за классность.
Дополнительным соглашением <номер> от ДД.ММ.ГГГГ определен размер выплата работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда- 5%.
ДД.ММ.ГГГГ директором <...> Лопаткиным Д.А. утверждена расчетная тарифная сетка для операторов и слесарей котельных на ДД.ММ.ГГГГ года исходя из базового оклада, в частности – для 3 разряда базовый оклад составил <...> руб., часовая тарифная ставка <...> руб.
Согласно расчетному листку за ДД.ММ.ГГГГ года Петровой И.И. была начислена заработная плата в размере <...> руб., в том числе: оплата по часовому тарифу 192 часа- <...> руб., надбавка за вредные условия труда <...> руб., оплата за женский час <...> час. <...> руб. оплата работы в праздничные и выходные <...> час. – <...> руб. оплата за работу в ночное время <...> час. – <...> руб.
Удержаны из заработной платы: за отопление <...> руб., профвзносы <...> руб., НДФЛ <...> руб., выплачено за первую половину месяца <...> руб. по платежной ведомости <номер> от ДД.ММ.ГГГГ, долг предприятия на конец месяца <...> руб.
Из пояснений Лопаткина Д.А., потерпевшей Петровой И.И. следует, что заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ года в указанном в расчетном листке размере была выплачена в срок, до ДД.ММ.ГГГГ, несвоевременная выплата начисленной Петровой И.И. заработной платы Лопаткину Д.А. в ходе производства по данном делу не вменялась.
Квалифицируя действия Лопаткина Д.А. как выплату заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года в неполном размере, как прокурор, так и должностное лицо инспекции труда, указывали на неверное определение тарифной ставки, а именно - подсчет тарифной ставки для работника с сокращенной рабочей неделей (36 часов) исходя из количества рабочих часов, которые предусмотрены для нормальной продолжительности рабочего времени (40-часовой рабочей недели). Иных нарушений трудового законодательства при установлении заработной платы Петровой И.И. за ДД.ММ.ГГГГ года Лопаткину Д.А. не вменялось.
При этом ни в постановлении прокурора, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не приведены нормы трудового законодательства, которые устанавливают предлагаемый порядок расчета отдельной тарифной ставки для работников, которым установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя (исходя из соответствующего количества рабочих часов за год) и которые нарушены директором <...> Лопаткиным Д.А. применительно к вмененному ему правонарушению.
В силу статьи 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Советской Федеративной социалистической Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства в селе" для женщин, работающих в сельской местности, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 522/1 "О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" при повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время производятся в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера. На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускается по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.
Как разъяснено в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 ТК РФ, постановление Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 298/3-I "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе"). Если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным статьей 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы.
Как установлено ст. 104 ТК РФ, при введении суммированного учета рабочего времени нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
При этом согласно письму Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-2-3363 "Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени", при суммированном учете рабочего времени, исходя из определения сверхурочной работы, подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы - не менее чем в двойном размере.
Из пояснений Лопаткина Д.А. следует, что в <...> в силу особенностей производства был введен суммированный учет рабочего времени, отчетный период установлен в 3 месяца, по итогам которого определяется количество часов, отработанных сверхурочно, свыше нормы для 36-часовой рабочей недели, а также производится оплата сверхурочного времени. Кроме того, ежемесячно производится оплата «женского часа», то есть почасовая оплата за сокращенную неделю доводится до уровня оплаты, установленной для нормальной продолжительности рабочего времени (при 40-часовой рабочей неделе), что подтверждается расчетным листком за ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичная информация была представлена Лопаткиным Д.А. прокурору <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, однако соответствующей оценки его доводы ни в постановлении прокурора, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не получили.
При этом из материалов дела, а также содержания постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемого постановления должностного лица следует, что какие-либо локальные нормативные акты, коллективные договоры, которыми была бы урегулированы порядок учета рабочего времени, система оплаты труда в <...> при рассмотрении данного дела не исследовались, что не соответствует требованиям ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ.
При установленных обстоятельствах выводы должностного лица о том, что Лопаткиным Д.А. заработная плата машиниста (оператора) водогрейных котлов (оператора газовой котельной) Петровой И.И. за ДД.ММ.ГГГГ года была выплачена не в полном объеме нельзя признать обоснованными, поскольку они не подтверждены какими-либо допустимыми доказательствами. Применительно к вмененному Лопаткину Д.А. в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушению прокурором и должностным лицом не приведено норм трудового законодательства, которыми был бы установлен предлагаемый ими порядок расчета тарифной ставки, нарушения каких-либо нормативно-правовых актов, которыми на работодателя возлагалась бы соответствующая обязанность, директору <...> не вменено.
Доводы потерпевшей о том, что при установлении тарифной ставки в размере <...> руб. заработная плата без учета компенсационных выплат не превышает МРОТ заслуживают внимания, однако не могут служить основанием для признания законным и обоснованным постановления должностного лица, поскольку при возбуждении дела данное нарушение Лопаткину Д.А. не вменялось, а рассмотрение дела и жалобы на постановление должностного лица производится в рамках обвинения, которое сформулировано в протоколе об административном правонарушении, либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, выход за пределы такого обвинения не допускается, поскольку влечет нарушение права лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту.
Доводы потерпевшей Петровой И.И. о наличии иных нарушений трудового законодательства со стороны <...> также подлежат отклонению, так как иные нарушения, помимо отраженных в оспариваемом постановлении, не являлись предметом рассмотрения по данному делу.
С учетом изложенного, постановление государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении директора <...> по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было принято.
Руководствуясь статьями 30.1-30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу директора <...> Лопаткина Д.А. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда Межрегиональной территориальной Государственной инспекции труда в <адрес> и <адрес> Штерка А.П. от ДД.ММ.ГГГГ <номер>, вынесенное в отношении директора <...> Лопаткина Д. А. по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании 3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалоба, протест прокурора на решение может быть подана в Алтайский краевой суд в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения
Судья О.А. Кречетова