РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г.Махачкала 5 апреля 2019 года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Омаровой М.К.,
с участием представителя административного истца Кусаева Р.И. по доверенности Абасовой М., представителя административного ответчика МВД по РД по доверенности Сафаровой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кусаева Рашида Исмайил оглы к УВМ МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение УВМ МВД по Республике Дагестан от 21.03.2018 г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, обязании УВМ МВД по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения и заявление о восстановлении срока обращения в суд,
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кусаева Рашида Исмайил оглы к УВМ МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение УВМ МВД по Республике Дагестан от 21.03.2018 г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, обязании УВМ МВД по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения и заявления о восстановлении срока обращения в суд – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.
Составление мотивированного решения отложить на 9 апреля 2019 года.
Судья Шуаев Д.А
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Махачкала 5 апреля 2019 года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Омаровой М.К.,
с участием представителя административного истца Кусаева Р.И. по доверенности Абасовой М., представителя административного ответчика МВД по РД по доверенности Сафаровой А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кусаева Рашида Исмайил оглы к УВМ МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение УВМ МВД по Республике Дагестан от 21.03.2018 г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, обязании УВМ МВД по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения и заявление о восстановлении срока обращения в суд,
УСТАНОВИЛ:
Кусаев Р.И. гражданин Республики Азербайджан обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что его супруга Алибекова Земфира Магомедовна является гражданкой Российской Федерации, живет и работает на территории Российской Федерации, мусульманский брак между ними заключен также на территории Российской Федерации. У них совместное хозяйство, общий бюджет. 12.10.2018 г. у них родился сын, который также является гражданином Российской Федерации. На территории Российской Федерации он находился с целяю проживания со своей семьей. На интересы национальной безопасности, общественное спокойствие, права и свободы граждан не посягал, преступлений не совершал. В связи с чем, считает, что необходимость в запрете на въезд в РФ отсутствует. Установленный запрет на въезд на территорию Российской Федерации, является грубым вмешательством в его личную, семейную жизнь и носит чрезмерный характер, не отвечающий принципу соразмерности.
В обосновании ходатайства о восстановлении срока обращения в суд, административный истец указывает на то, что о принятом решении он узнал 9 октября 2018 г. после вручения ему в этот день уведомления о принятом в отношении него решении. Между тем, в указанном уведомлении не было указано, кто принял такое решение, когда его приняли, сведения послужившие основанием для запрета на въезд в Российскую Федерацию. Отмечается также то, что вопреки требованиям п.5 Постановления Правительства РФ №12 от 14.01.2015 г. «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в отношении иностранных граждан» об указанном решении в установленный законом срок он не был уведомлен, в связи с чем он вынужден был искать адвоката на территории РФ для защиты своих интересов через своих родственников, проживающих на территории Республики Дагестан. Вскоре Кусаев Р.И. обратился к адвокату Абасовой М.К., которая направила соответствующий адвокатский запрос для получения решения, на основании которого ей был установлен запрет на въезд в РФ. Ответ от отдела по вопросам миграции отдела МВД по Новолакскому району с приложением решения о неразрешении въезда был получен в конце февраля 2019 года. В нарушении п. 2 Постановления Правительства РФ № 12 от 14.01.2015 г. «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в РФ в
отношении иностранного гражданина» решение о неразрешении въезда в отношении Кусаева Р.И. было принято только 21 марта 2018 г., тогда как сам факт нарушения его пребывания на территории РФ был установлен еще 12 февраля 2018 г. Таким образом, федеральный исполнительный орган уполномоченный на принятие указанного решения нарушил соответствующий срок для его принятия. Исходя из того, что УВМ МВД по РД никак не уведомило Кусаева Рашида Исмайил оглы о вынесенном решении, и он узнал о нем только в конце февраля 2019 г., в связи с чем истец полагает возможным признать уважительной причину пропуска срока обращения в суд и восстановить срок.
В судебном заседании представитель административного истца Кусаева Р.И. по доверенности Абасова М. поддержала административное исковое заявление и по доводам, изложенным в нем, просила признать незаконным решение МВД по РД о неразрешении Кусаеву Р.И. въезда на территорию Российской Федерации и восстановить срок обращения в суд.
Представитель административного ответчика МВД по РД по доверенности Сафарова А. в судебном заседания доводы, изложенные в письменных возражениях, поддержала и просила исковое заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Кусаев Рашид Исмайил оглы, 13.07.1972 года рождения года рождения, является гражданином Республики Азербайджан.
Постановлением судьи Новолакского районного суда от 12 февраля 2018 года Кусаев Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Уведомлением от 09 октября 2018 г. Кусаеву Р.И. сообщено о принятом в отношении него решении УВМ МВД по РД о неразрешении въезда на территорию РФ.
09 июня 2018 г. Кусаев Р.И. зарегистрировал мусульманский брак с гражданкой Российской Федерации Алибековой З.М.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1).
При этом данные права в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (статья 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 4 указанного Федерального закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения (часть 7 статьи 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").
Согласно подпункту 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что право истца на въезд на территорию Российской Федерации ограничено в связи с принятием в отношении него судебного решения об административном выдворении.
Поскольку решение о неразрешении въезда гражданину Кусаеву Р.И. УВМ МВД по РД принято на основании вступившего в законную силу постановления суда, в соответствии с которым истец признан виновным в совершении административного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде выдворения, оснований для отмены такого решения УВМ МВД по РД о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, не имеется.
Доводы истца о нарушении положений, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не влекут в безусловном порядке признание решения о неразрешении въезда нарушающим право на уважение личной и семейной жизни заявителя, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний иностранного гражданина, с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года N 55-О "По жалобе гражданина Грузии Тодуа Кахабера на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Кроме того, Конвенция о защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства право въезжать в определенную страну и проживать на ее территории и не быть высланными. Однако лежащая на государствах - участниках ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну при соблюдении баланса интересов права на уважение личной и семейной жизни (статья 8 Конвенции) и правомерной цели принимаемых государством решений.
С учетом изложенного применение к Кусаеву Р.И. ограничений, по поводу которых возник спор, оправдано характером совершенного им административного проступка, и служит правомерной цели защиты общественного порядка и является пропорциональным с учетом временного характера указанных ограничений.
Наличие у административного истца супруги, имеющей гражданство Российской Федерации, не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О).
Правовые ограничения, вытекающие из неразрешения на въезд в Российскую Федерацию, носят временный характер и не влекут за собой запрет на проживание в Российской Федерации по истечении установленного указанным решением срока.
При таких обстоятельства, суд полагает решение миграционного органа онеразрешениивъездавРоссийскую Федерациюзаконным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями действующего законодательстваРФ, в связи с чем, полагает необходимым отказать административному истцу в иске.
Исследуя доводы заявления о восстановлении срока обращения в суд, суд полагает их необоснованными и не свидетельствующими об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, в связи с чем полагает не обходимым отказать в удовлетворении заявления истца о восстановлении срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кусаева Рашида Исмайил оглы к УВМ МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решение УВМ МВД по Республике Дагестан от 21.03.2018 г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, обязании УВМ МВД по Республике Дагестан устранить допущенные нарушения и заявления о восстановлении срока обращения в суд – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд г. Махачкалы.
Мотивированное решение составлено 9 апреля 2019 г.
Судья Шуаев Д.А.
Отпечатано в совещательной комнате.