УИД 47RS0005-01-2020-007554-20
Гражданское дело № 2-1013/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Выборг 21 февраля 2023 года
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Н.
при секретаре Тарабриной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, к Кирст Наталье Валерьевне, Кирст Артему Васильевичу, Кирст Марии Артёмовне, Кирст Елизавете Артёмовне, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании договора передачи жилого помещения в собственность граждан недействительным, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности, возврате квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском о признании договора передачи жилого помещения в собственность граждан недействительным, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности, возврате квартиры.
В обоснование исковых требований указано, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка по факту приобретения права собственности на служебное жилое помещение Кирст Н.В..
Надзорными мероприятиями установлено, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
На основании постановления главы администрации МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области № 22 or 14 апреля 2014 года, договора найма служебного жилого помещения от 14 апреля 2014 года № 38, Кирст Н.В. предоставлена служебная квартира <адрес>
Решением совета депутатов от 13 февраля 2019 года № 202 утвержден Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов от 13 февраля 2019 года № 202 муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, служебные жилые помещения могут быть приватизированы гражданами в исключительных случаях по решению администрации и в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации, при одновременном соблюдении следующих условий, если гражданин:
не является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако площадь такого жилого помещения на одного человека не соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади;
- отработал 15 и более лет в органе (на предприятии, в учреждении), в связи с осуществлением профессиональной деятельности в котором предоставлялось служебное жилое помещение.
Согласно протокола внеочередного заседания совета депутатов МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области третьего созыва от 13 февраля 2019 года № 57, Кирст Н.В., являясь депутатом МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, принимала участие в утверждении Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
30 мая 2018 года нотариусом Выборгского нотариального округа Ленинградской области Ефимовой Е.Н. Кирст Н.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону № 47 БА 2514959 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <данные изъяты>
В период с 30 мая 2018 года по 03 августа 2020 года право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в вышеуказанной квартире Кирст Н.В. в органах Росреестра Российской Федерации не зарегистрировано.
08 июня 2018 года нотариусом Выборгского нотариального округа Ленинградской области Ефимовой Е.Н. Кирст Н.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону № 47 БА 2514983, на квартиру, <данные изъяты>
В период с 08 июня 2018 года по 04 августа 2020 года право собственности на вышеуказанную квартиру Кирст Н.В. в органах Росреестра Российской Федерации не зарегистрировано.
Вместе с тем, указанные свидетельства о праве на наследство подтверждают возникновение права собственности на вышеуказанное наследство.
Кирст Н.В., осведомленная об установленном в муниципальном образовании «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области порядке предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, являясь работником муниципального бюджетного учреждения МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области с трудовым стажем более 15 лет, действуя умышленно, с целью приобретения права собственности на служебное жилое помещение путем обмана, не зарегистрировала право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, <данные изъяты>
Действуя в продолжение своего преступного умысла, направленного на приобретение права собственности на имущество путем обмана, а именно на служебное жилое помещение - квартиру <адрес>, Кирст Н.В. с согласия администрации МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на основании закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 № 1541- 1, договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 06 февраля 2020 года № 54790, бесплатно приобрела в собственность квартиру, <адрес>
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 07 апреля 2020 года зарегистрировано право собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, за Кирст Н.В. и членами ее семьи - Кирст А.В., Кирст М.А., Кирст Е.А. в равных долях, по 1/4 доли в праве общей долевой собственности.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов от 13 февраля 2019 года № 202 муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, у Кирст Н.В. отсутствовали основания для приватизации квартиры <адрес>, в связи с тем, что на момент приватизации ей принадлежали: 1/2 доля в праве общей долевой собственности в квартире, <данные изъяты>
В результате указанных преступных действий Кирст Н.В. приобретено право собственности на имущество - квартиру по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Высоцк, ул. Кировская, д. 9, кв. 12, принадлежащую муниципальному образованию «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Действиями Кирст Н.В. муниципальному образованию «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области причинен ущерб в сумме кадастровой стоимости квартиры по адресу: <адрес>, на момент регистрации права собственности 07 апреля 2020 года составлявшей 3 056 271 руб. 34 коп..
Решение о виндикации в соответствии со ст.ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Кирст Н.В., Кирст А.В., Кирст М.А., Кирст Е.А. на спорное жилое помещение.
Истец просит суд признать недействительным договор передачи квартиры в собственность граждан от 06 февраля 2019 года № 54790, заключенный между администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, действовавшей в интересах муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, и Кирст Натальей Валерьевной, Кирст Артемом Васильевичем, Кирст Марией Артемовной и Кирст Елизаветой Артемовной, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора № 54790 от 06 февраля 2019 года передачи жилого помещения в собственность граждан, между администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области действовавшей в интересах муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, и Кирст Натальей Валерьевной, Кирст Артемом Васильевичем, Кирст Марией Артемовной и Кирст Елизаветой Артемовной в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>;
прекратить право общей долевой собственности Кирст Натальи Валерьевны, Кирст Артема Васильевича, Кирст Марии Артемовны и Кирст Елизаветы Артемовны на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и возвратить указанную квартиру в собственность муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика Кирст Н.В. возражала против удовлетворения требований.
Ответчики и третьи лица, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит, требования истца не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам. местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Статьей 51 Федерального 06 октября 2003 года № 131-Ф3 определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, правовые, социальные и экономические, основы преобразования отношений собственности на жилище, а также критерии бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде устанавливает Закон РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Как видно из материалов дела, <данные изъяты>
<данные изъяты>
Постановлением главы администрации МО «Высоцкое городское поселение» от 14 апреля 2014 года № 22 на период трудовых отношений в МБДОУ «Детский сад «Боровичок» г. Высоцка» Кирст Н.В. и членам ее семьи: Кирст А.В. (мужу), Бочкареву А.В. (сыну), Кирст М.А. (дочери), предоставлено служебное жилое помещение.
14 апреля 2014 года между администрацией МО «Высоцкое городское поселение» и Кирст Н.В. заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты>
06 февраля 2019 года между администрацией муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области действовавшей в интересах муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, и Кирст Натальей Валерьевной, Кирст Артемом Васильевичем, Кирст Марией Артемовной и Кирст Елизаветой Артемовной, заключен договор передачи квартиры в собственность граждан от № 54790, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, 07 апреля 2020 года зарегистрировано право собственности на квартиру расположенную по адресу: <адрес>, за Кирст Н.В. и членами ее семьи - Кирст А.В., Кирст М.А., Кирст Е.А. в равных долях, по 1/4 доли в праве общей долевой собственности.
Решением совета депутатов от 13 февраля 2019 года № 202 утвержден Порядок предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области.
Абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение» предусмотрено, что служебные жилые помещения могут быть приватизированы гражданами в исключительных случаях по решению администрации и в порядке, установленном муниципальным правовым актом администрации, в том числе при условии, если гражданин является нанимателем иного жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, однако, площадь такого жилого помещения на одного человека не соответствует учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади.
Ленинградским областным судом при рассмотрении административного дела № 3а-161/2022 абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 13 февраля 2019 года № 202 признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно абзацу 1 статьи 7 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 11 этого закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу части 1 статьи 4 Закона о приватизации служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
При этом частью 2 этой же статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из анализа положений Закона о приватизации следует, что право гражданина на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации не зависит от того является ли этот гражданин нуждающимся, в жилых помещениях или нет и имеют ли гражданин и члены его семьи в собственности жилье.
Требования истца основаны на п. 12 ст. 1 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, утвержденного решением совета депутатов от 13 февраля 2019 года № 202.
Требования истца противоречат правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30 марта 2012 года № 9-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл», согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно, определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация, которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества^ порядок и. условия его использования и дальнейшее предназначение. Такие решения должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений (абзац второй пункта 3.3).
В цункте 3.4 названного постановления Конституционный Суд РФ указал, что издаваемые нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных помещений принимаются по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что вытекающий из положений статьи 19 Конституции РФ принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией РФ права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Соблюдение конституционного принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории и находящихся в одинаковых или сходных ситуациях.
Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а поэтому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства (постановления от 03 ноября 1998 года № 25-П, от 24 октября 2000 года №13-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 03 июня 2004 года №11-П, от 15 июня 2006 года №6-П).
Из этого исходит Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 марта 2012 года № 9-П говоря о том, что решения органов местного самоуправления об условиях приватизации муниципального имущества должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, что диктует необходимость определения таких условий приватизации служебных жилых помещений, на основании которых должна осуществляться приватизация в каждом конкретном случае, например, установление стажа трудовой деятельности и определенных сроков проживания в муниципальном образовании с тем, чтобы по прошествии которых, граждане-наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных помещений.
Волеизъявление собственника муниципального жилищного фонда осуществить приватизацию служебного жилого помещения, не отменяет его обязанностей соблюдать принципы бесплатной передачи в собственность гражданам Российской Федерации, установленные федеральным законом, при этом критерии и условия приватизации служебного жилья, -вводимые актами муниципальных образований, должны иметь объективный характер и вытекать из особенностей правового режима служебных помещений - предназначения служебных жилых помещений, условий предоставления служебного жилого помещения гражданам, стажа работы, продолжительности проживания в занимаемом служебном помещении, перспектив дальнейшего использования жилого помещения в качестве служебного, что исключает необоснованное ограничение уже по сути предоставленного собственником муниципального жилищного фонда права на приватизацию служебного жилого помещения.
Отсутствие у гражданина-нанимателя служебного жилого помещения и членов его семьи других жилых помещений на праве собственности, на правах владения и пользования по договору социального найма или договору найма, а также несоответствие площади такого жилого помещения установленной в муниципальном образовании по месту нахождения данной жилой площади учетной норме площади жилого помещения на одного человека, как условия приватизации служебного жилого помещения, предусмотренные положениями оспариваемого муниципального правового акта, не являются характеристикой правового режима служебного жилого помещения и, следовательно, не предопределяют каких-либо его особенностей. Вместе с тем, такое правовое регулирование исключает возможность реализации гражданином-нанимателем служебного жилого помещения права на приватизацию занимаемого им служебного жилого помещения, что ставит его в неравное положение с другими лицами, которые при прочих равных условиях имеют право на приватизацию жилья.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на момент подачи искового заявления абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка предоставления гражданам служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, находящегося в собственности МО «Высоцкое городское поселение» утвержденного решением от 13 декабря 2019 года № 202, противоречил федеральному законодательству. Таким образом, абзац 3 пункта 12 статьи 2 Порядка не может быть основанием для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области, к Кирст Наталье Валерьевне, Кирст Артему Васильевичу, Кирст Марии Артёмовне, Кирст Елизавете Артёмовне, администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, администрации муниципального образования «Высоцкое городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании договора передачи жилого помещения в собственность граждан недействительным, применении последствий недействительности сделки, прекращении права собственности, возврате квартиры отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2023 года.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья Выборгского городского суда С.Н. Киселева
Секретарь М.В. Тарабрина
Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1013 за 2023 год в Выборгском городском суде Ленинградской области.