Дело № 62RS0004-01-2022-002406-42
(производство № 2-2379/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рязань 19 октября 2022 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Ерофеевой Л.В.,
при секретаре Лопоухове Р.Ю.,
с участием представителя истца Иванова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Огнева Геннадия Гавриловича к администрации г. Рязани о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признании права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено,
УСТАНОВИЛ:
Огнев Г.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации города Рязани, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>; дд.мм.гггг. он обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о заключении соглашения о перераспределении указанного земельного участка и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. дд.мм.гггг. администрация г. Рязани вынесла Решение № об отказе в заключении соглашения о перераспределении, которое получено им дд.мм.гггг., со ссылкой на несоответствие приложенной к заявлению Схемы землеустроительной документации, а именно материалам инвентаризации, утверждённым распоряжением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. №р, согласно которым образуемый в результате перераспределения земельный участок расположен на землях общего пользования (участок улицы 3-й район).
Полагая решение ответчика незаконным, противоречащим ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, ссылаясь на то, что на истребуемом земельном участке объекты общего пользования отсутствуют и в качестве места общего пользования данный участок никогда не использовался, истец просил признать незаконным Решение администрации города Рязани об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от дд.мм.гггг. №; возложить на администрацию обязанность по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по его заявлению, признав за ним право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено.
Истец Огнев Г.Г., представитель ответчика администрации г. Рязани, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства дела не просили.
Представитель истца Иванов С.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании исковые требования Огнева Г.Г. поддержал полностью и просил их удовлетворить.
Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и представителя ответчика, выслушав объяснения представителя истца Иванова С.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Огнев Г.Г. с 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: г. Рязань, 3-й район, имеющего вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дд.мм.гггг..
Согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, данный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж3 «Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами», документация по планировке территории, в том числе проект планировки территории, в месте расположения земельного участка не утверждены, объекты капитального строительства на участке отсутствуют.
дд.мм.гггг. истец обратился в администрацию г. Рязани с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которой указаны координаты характерных точек границ образуемого после перераспределения земельного участка и его площадь – 704 кв.м.
На заявление истца дд.мм.гггг. и.о. заместителя главы администрации г. Рязани был дан ответ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении со ссылкой на несоответствие приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка землеустроительной документации, так как согласно материалам инвентаризации, утверждённым распоряжением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. №, образуемый в результате перераспределения земельный участок расположен на землях общего пользования (участок улицы 3-й район).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьёй 11.7 Земельного кодекса РФ предусмотрена возможность перераспределения нескольких смежных земельных участков, находящихся в частной собственности, государственной или муниципальной собственности, между собой, а также перераспределение земель и земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой, или таких земель и земельных участков, находящихся в частной собственности. При этом при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам закреплены в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, закреплены в статье 39.28 главы V.4 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса (объектов федеральных энергетических систем и энергетических систем регионального значения, объектов использования атомной энергии, объектов обороны страны и безопасности государства и т.п.), в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 2 указанной статьи, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Поскольку утверждённый проект межевания территории, на которой распложен принадлежащий истцу земельный участок, отсутствует, перераспределение его земельного участка и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно на основании схемы расположения земельного участка
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется нормами статьи 39.29 Земельного кодекса РФ и предусматривает подачу гражданином или юридическим лицом – собственником земельного участка заявления о перераспределении земельных участков в уполномоченный орган с приложением к нему схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
К числу оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, согласно пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, относятся случаи, когда:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
В обоснование решения об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и.о. заместителя главы администрации г. Рязани указал на несоответствие приложенной к заявлению Огнева Г.Г. схемы расположения земельного участка землеустроительной документации – материалам плановой инвентаризации, проводившейся в 2001 – 2002 г.г., согласно которым образуемый в результате перераспределения земельный участок располагается на землях общего пользования (участок улицы 3-й район), что в силу подпунктов 11 и 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ является основанием к отказу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Действительно, в силу подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и влечёт отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Между тем ссылку ответчика на расположение земельного участка, образуемого в результате перераспределения, на землях общего пользования суд находит несостоятельной, так как она противоречит фактическим обстоятельствам.
Так, согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 кодекса).
Статьёй 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка документации по планировке территории. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории.
Для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории осуществляется подготовка проекта планировки территории, основная часть которого включает чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ст. 42 кодекса).
В силу статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории, осуществляется подготовка проекта межевания территории - для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
На чертежах межевания территории отображаются, в частности, границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории.
Таким образом, границы земель общего пользования в пределах красных линий должны быть отражены в материалах документации по планировке территории, к которым относятся проект планировки территории и проект межевания территории.
Как было указано выше, земельный участок Огнева Г.Г. расположен в территориальной зоне Ж3 «Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами», документация по планировке территории, в том числе проект планировки территории, в месте расположения земельного участка не утверждены, что стороной ответчика не оспаривалось.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории на момент обращения истца к ответчику с заявлением о перераспределении были утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от дд.мм.гггг. №, в соответствии с пунктом 4 которого схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», вступившего в силу дд.мм.гггг..
Понятие землеустроительной документации приведено в Федеральном законе «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, в силу статьи 1 которого землеустроительная документация - это документы, полученные в результате проведения землеустройства, под которым понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Согласно статье 19 указанного Федерального закона, к видам землеустроительной документации относятся:
генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;
карты (планы) объектов землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
тематические карты и атласы состояния и использования земель.
При этом карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 20 ФЗ «О землеустройстве»).
Требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. №, и определяют карту (план) объекта землеустройства как документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объекта землеустройства, а также иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется по результатам описания местоположения границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ и (или) установления границ объекта землеустройства либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности, лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером; текстовая часть карты (плана) объекта землеустройства включает в себя, в том числе, сведения о местоположении границ объекта землеустройства.
дд.мм.гггг. Росземкадастром были утверждены Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтённых земельных участках ГЗК-1-Т.Р.-11-02-01, являвшиеся нормативно-техническим документом для территориальных органов Росземкадастра, устанавливающим технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре» (далее - ранее учтенные земельные участки), к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
В силу пунктов 1.2, 1.3 Указаний, подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись), состоящей из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
В качестве картографической основы для изготовления инвентаризационного плана (нанесения границ земельных участков, отраженных на планах, приложенных к правоудостоверяющим документам) применяется топографическая основа соответствующего масштаба (пункт 3.2 Указаний).
По запросу суда из Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани поступили фрагмент плана землеустройства, экспликация и лист согласования границ земельных участков по адресу: <адрес>, составленные по результатам инвентаризации земель в <адрес> в 2001 – 2002 г.г., из которых усматривается, что за пределами границ земельного участка, обозначенного в экспликации под номером 381 как участок ЗАО «Ин Тран Девелопмент» площадью 706,3 кв.м (который в настоящее время принадлежит Огневу Г.Г.) расположены земельные участки под номерами 379, 382 и 394 площадью 177,3 кв.м, 5789,9 кв.м и 1963,4 кв.м соответственно, обозначенные как участки улицы 3-й район, при этом на топографической основе указано (обозначено пунктиром), что дорога фактически проходит от участка под номером 379 до участка под номером 394 по земельному участку, принадлежащему ЗАО «Ин Тран Девелопмент», а земельный участок под номером 382 для прохода (проезда) не используется.
Таким образом, на момент проведения в 2001 – 2002 гг. инвентаризации сведения, указанные в плане землеустройства, не отражали фактическое использование земли, однако были перенесены на кадастровый план территории.
После обращения Огнева Г.Г. в администрацию г. Рязани с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, дд.мм.гггг. главными специалистами-землеустроителями Управления земельных ресурсов и имущественных отношений администрации г. Рязани было проведено обследование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по результатам которого составлен Акт обследования. Согласно Акту, запрашиваемый участок (предлагаемый к образованию в результате перераспределения) не огорожен, на нём расположена древесно-кустарниковая растительность; согласно плановой инвентаризации, он является участком улицы 3-й район.
К Акту обследования приложена фотография, из которой усматривается, что по территории земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> фактически осуществляется свободный проезд автотранспорта, что представителем ответчика в ходе производства по делу не оспаривалось; территория, обозначенная в материалах инвентаризации как участок улицы 3-й район, по назначению – для прохода людей и проезда транспорта (в качестве улицы) – фактически не используется.
Учитывая, что в силу приведённых выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации, обязательным элементом которой является чертеж планировки территории и/или чертеж межевания, с изображением на них красных линий, а материалы плановой инвентаризации к таковым документам не относятся, при этом земельный участок, схема расположения которого была приложена Огневым Г.Г. к заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, фактически не используется в качестве территории общего пользования (в том числе как улица, или проезд, или автомобильная дорога) и использование данного участка в качестве территории общего пользования администрацией г. Рязани не обеспечено в течение 20 лет (участок зарос древесно-кустарниковой растительностью), суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа в утверждении представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доводы представителя ответчика в ходе производства по делу о том, что в данном случае речь не идет о перераспределении земельного участка истца и земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности в том смысле, в котором это предусмотрено законом, так как площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка не изменяется по сравнению с площадью земельного участка, находящегося в собственности Огнева Г.Г., суд находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку из содержания и смысла приведённых выше норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих основания и порядок перераспределения земель, не следует, что в результате перераспределения площадь образуемого земельного участка должна отличаться от площади первоначального земельного участка.
Данный вывод соответствует позиции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, изложенной в письме от дд.мм.гггг. №, о том, то нормы статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не препятствуют образованию земельного участка путём перераспределения, в результате которого площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, даже уменьшается.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35, часть 2; статья 36, часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36, часть 3). Действуя в рамках предоставленных полномочий, федеральный законодатель предусмотрел в главе V Земельного кодекса Российской Федерации разные правовые основания и способы приватизации земельных участков и земель, включая продажу земельных участков на торгах (статья 39.3), а также перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (статьи 39.28 и 39.29). Существующие различия между указанными способами обусловлены особенностями образования земельных участков как объектов земельных и гражданских правоотношений (статьи 11.2, 11.7 ЗК РФ), а также различиями в решаемых при этом задачах. Так, перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли.
Из объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что намерение Огнева Г.Г. обратиться в администрацию г. Рязани с заявлением о заключении соглашения о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, продиктовано желанием сохранить привычное для жителей <адрес> использование территории, по которой осуществляется проход и проезд транспорта, путём исключения этой территории из состава принадлежащего ему земельного участка и включения в его состав соседней территории, в настоящее время не используемой и заброшенной. При этом будет обеспечено рациональное использование земли, поскольку образованный в результате перераспределения земельный участок является смежным к земельному участку с кадастровым номером 62:29:0040001:90 площадью 4221 кв.м, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, который также принадлежит по праву собственности истцу Огневу Г.Г., а освободившаяся территория по-прежнему будет использоваться в качестве улицы – для прохода и проезда транспорта.
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспорены и не опровергнуты.
Оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в подпунктах 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в ходе судебного разбирательства дела не установлено; доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, на основании представленной истцом схемы расположения земельного участка, не отвечает требованиям закона и нарушает право истца на перераспределение данного участка, в связи с чем полагает, что исковые требования Огнева Г.Г. о признании незаконным решения администрации г. Рязани об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от дд.мм.гггг. №, а также признании за ним права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в соответствии с приложенной к заявлению от дд.мм.гггг. схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом требование о возложении на администрацию г. Рязани обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории суд полагает излишне заявленным, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является необходимым условием для принятия решения о заключении соглашения о перераспределении земельного участка истца и земель, находящихся в государственной собственности, а удовлетворение судом требования о признании за Огневым Г.Г. права на заключение такого соглашения свидетельствует о соответствии схемы расположения земельного участка на момент представления её ответчику требованиям закона.
При этом следует учитывать, что с дд.мм.гггг. требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от дд.мм.гггг. №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░. №.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░