РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 г. ***
Свердловский районный суд *** в составе:
председательствующего судьи Сасина В.С.,
при секретаре судебного заседания Загребенюк Е.А.,
с участием представителя истца Четвериковой Ю.С., представителя ответчика ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению прокурора *** в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о понуждении устранить нарушения законодательства об электроэнергетике,
установил:
Прокурор *** в интересах неопределенного круга лиц обратился в Свердловский районный суд *** с исковым заявлением к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о понуждении устранить нарушения законодательства об электроэнергетике.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой *** совместно с Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) проведена проверка деятельности филиала ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» (далее- Филиал).
В соответствии с п.2.2 Устава ОАО «Иркутская электросетевая компания" (далее-Предприятие) предприятие осуществляет следующие виды деятельности: передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей.
В соответствии с приложением *** к Уставу одним из филиалов Предприятия является филиал «Северные электрические сети».
Фактически филиал занимается обслуживанием следующей электрической сети, которая включает в себя в том числе: высоковольтная линия ...., протяженностью 36,2 км.; высоковольтная линия 35 кВ по адресу: ***, отходящая от *** *** протяженностью 20,4 км., принадлежащие на праве собственности ОАО «Иркутская электросетевая компания», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ***
При этом электроснабжение *** осуществляется от линии - высоковольтная линия 35 кВ ***, протяженностью 36,2 км., электроснабжение населения, проживающего в ***, осуществляется от линии высоковольтная линия 35 кВ по адресу: ***, отходящая от ***, расположенной на территории УК 272/51 ***, протяженностью 20,4 км.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения законодательства в сфере электроэнергетики.
Согласно сведениям Единой дежурно-диспетчерской службы администрации *** в 2023 году в *** происходили отключения электрической энергии в следующие периоды:
1) В мае 2023 г. - в период с 11:30 часов *** по 14:18 часов ***;
2) В июне 2023 г. - с 16:40 часов *** по 22:27 часа ***; с 09:25 часов *** по 21:53 час ***; с 01:59 часа *** по 14:31 час ***
3) В июле 2023 г. - с 14:47 минут *** по 00:05 часов ***, с 08:10 часов *** по 18:42 часов ***, с 17:35 часов *** по 22:19 часа ***, с 00:01 часов *** по 17:29 часов ***
4) В августе 2023 г. - с 17:10 часов *** по 10:57 часов ***, с 23:15 часов *** по 21:34 час ***, с 02:30 часов *** по 12:43 часов ***, с 19:17 часов *** по 21:00 час ***, с 10:40 часов *** по 08:35 часов ***
Таким образом, суммарно с мая по август 2023 г. продолжительность отключений электрической энергии жителям *** составила порядка 384 часов, что превышает, установленный законодателем 72-х часовой минимум отключений в год, без согласования со службой Ростехнадзора и является нарушением пункта 31(6) Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации *** от ***.
Ненадлежащее содержание и эксплуатация филиалом ОАО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» объектов электросетевого хозяйства влечет за собой появление технологических нарушений, опасность возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение нормальной работы объектов ЖКХ, обеспечение населения *** электроэнергией, и может служить причиной возникновения пожаров в пожароопасный период.
На основании изложенного, просил суд:
обязать ОАО «Иркутская электросетевая компания» привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ***, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №***, в охранной зоне шириной не менее 15 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении;
привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от *** ***, опоры № ***, их элементы - траверсы опор ***, ветровые (раскос) опор ***, путем проведения ремонта таких опор, замены загнивающих элементов опор;
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ *** следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ ***, протяженностью 36,2 км., №№ № ***
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ *** следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ по адресу: ***, отходящая от *** до ТП-19, №***;
установить (нанести) на опорах высоковольтной линии 35 кВ по адресу: ***, отходящая от *** до ТП-19, высоковольтной линии 35 кВ ***, протяженностью 36,2 км., постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты).
установить срок исполнения судебного решения – ***
Представитель истца Четверикова Ю.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, повторив доводы искового заявления.
Представитель ответчика ФИО7 действующий на основании доверенности № *** от ***, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, повторив доводы отзыва на исковое заявление.
В обоснование отзыва на иск указал, что истец предъявляет требования в защиту определенного круга лиц - конкретных жителей поселка *** ***, при этом невозможность самостоятельного предъявления исковых требований данных граждан к Ответчику не подтверждается материалами дела, что является нарушением ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и п. 2 ст. 1 Федерального закона от *** *** «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
Истец указывает, что направляет в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц в защиту прав граждан - 141 человек, проживающих в поселке *** ***, при этом, в обоснование заявленных требований, Истец прикладывает коллективное обращение данных граждан, где детально указаны ФИО каждого из заявителей.
В данном случае, указанные граждане являются материальными истцами, которые в силу положений ст. 38 ГПК РФ наделены правом самостоятельного обращения в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Указанные Истцом жители поселка *** *** не обладают признаками, характерными для неопределенного круга лиц. В частности, каждого жителя (собственника) дома указанных населенных пунктов можно установить и привлечь к участию в процессе, так как, данные лица могут быть индивидуализированы на основании коллективного обращения, приложенного в материалы дела.
Таким образом, в рамках ст. 45 ГПК РФ Истец не имел права обращаться в суд в защиту определенного круга лиц (жителей поселка *** ***), персональный состав которых может быть установлен.
Истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, заявленными требованиями Истец неправомерно вмешивается в хозяйственную деятельность АО «ИЭСК», что является недопустимым.
Истец, в целях защиты прав жителей поселка Небель и Окунайский на обеспечение бесперебойного электроснабжения, изначально выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, т.к. только АО «ИЭСК» как хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определять конкретный способ устранения нарушений. Истец не делает ссылку на конкретный закон и правовую норму, обязывающие Ответчика устранять нарушения в сфере законодательства об электроэнергетики исключительно путем заявленных требований в отношении спорных ВЛ.
Истец нарушил п. 2 ст. 21 Закона об электроэнергетике, не исследовав размер физического износа спорных BJI, а также, не применив методику комплексного определения показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства.
В настоящий момент спорные ВЛ выполняют свои функции в соответствие с заданными параметрами - обеспечивает электроснабжением инфраструктуры поселков Небель и Окунайский. Физический износ не превышает нормативных значений, препятствующих нормальной эксплуатацией данных ВЛ Ответчиком. Доказательств обратного истцом не представлено.
Истец не представил надлежащих доказательств, достоверно подтверждающих факты нарушений Ответчиком требований законодательства об электроэнергетики, установленные для АО «ИЭСК» как организации, эксплуатирующей спорные BЛ.
Требования, заявленные истцом, являются неисполнимыми, т.к. ремонт BJI и расчистку просек в охранной зоне невозможно осуществить в срок, указанный в иске.
Техническими специалистами АО «ИЭСК» осуществлены усредненные расчеты временных затрат на реализацию требований Прокурора ***.
Истец заявляет требования в части анкерных (6 шт.) и промежуточных (24 шт.) опор спорных ВЛ, а также по расчистке просеки в охранной зоне.
При наиболее оптимальных условиях (отсутствие аварийных отключений, благоприятные погодные условия) на ремонт одной анкерной опоры необходимо, чтобы она была отключена от электроснабжения порядка 48 часов, а в части промежуточных опор потребуется отключение одной такой опоры в пределах 4 часов.
Анкерные опоры: 48 часов * 6 шт. = 288 часов.
Промежуточные опоры: 4 часа * 24 шт. = 96 часов.
Итого: 288 часов + 96 часов = 384 часа (это время, в течение которого спорные ВЛ будут отключены от электроснабжения на период проведения ремонтных работ).
Месторасположение спорных ВЛ характеризуется сложным рельефом местности (большое количество болот) и практическим отсутствием дорожной инфраструктуры, что делает спорные ВЛ труднодоступными для аварийных бригад Ответчика.
Кроме того, технология ремонта электросетевого комплекса предполагает проведение отключений/переключений энергоснабжения, что с учетом практически наступившего зимнего периода и установившихся низких температур наружного воздуха, может неблагоприятно сказаться на объектах, технологически подключенных к сетям АО «ИЭСК», что в свою очередь может негативно повлиять на права потребителей - жителей отдаленных поселков *** ***), а это противоречит самой сути искового заявления Истца.
При таких условиях, реализация Ответчиком требований Истца в тот срок, который указан в иске, дополнительно повлечет административную ответственность для АО «ИЭСК», установленную ст. 9.21 КоАП РФ «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)», что является недопустимым.
Третье лицо Администрация *** о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.
Суд рассмотрел гражданское дело в соответствии с положением ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель третьего лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление – ФИО8., действующая на основании доверенности *** от *** о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставила в суд отзыв на исковое заявление.
В обоснование отзыва на иск указала, что прокуратурой *** с участием должностного лица *** была проведена проверка деятельности субъекта электроэнергетики филиала АО «ИЭСК» «Северные электрические сети» при эксплуатации воздушной линии электропередачи с напряжением 35 кВ Киренга - Небель.
Объектом проверки была высоковольтная линия 35 кВ ПС *** - ПС *** и воздушная линия электропередачи протяженностью 36.2 км; высоковольтная линия 35 кВ по адресу: ***, протяженностью 20,4 км, принадлежащие АО «ИЭСК» на праве собственности.
АО «ИЭСК» является электросетевой компанией, осуществляющей транспортировку (передачу) электрической энергии населению посредством эксплуатации инженерных сетей электроснабжения на территории ***.
По результатам проверки была составлена справка о выявленных нарушениях обязательных требований при эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, a именно:
- Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от *** ***;
- Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. приказом Минэнерго России от *** ***;
- Правил устройства электроустановок.
Мерой государственного регулирования надежности и безопасности электроэнергетики являются:
1) принятие нормативных правовых актов, устанавливающих определенные требования, чье соблюдение способствует поддержанию безопасности, устойчивости и надежности на нужном уровне;
2) осуществление федерального государственного энергетического надзора, предметом которого является соблюдение субъектами правоотношений в сфере электроэнергетики требований, определенных в указанных выше нормативных актах;
3) аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение требований нормативных актов нарушает публичную гарантию надежного и бесперебойного энергоснабжения, гарантированного государством.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лип основным видом деятельности АО «ИЭСК» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД 35.12).
Следовательно, ответчик должен соблюдать вышеуказанные положения законодательства об электроэнергетике.
Тот факт, что на протяжении непродолжительного периода на электросетях неоднократно регистрировались ситуации, влекущие отключение потребителей на значительное время, в том числе, на социально-значимых объектах, и при погодных условиях, соответствующих климатическим особенностям местности, свидетельствуют о том, что ответчиком, как сетевой организацией; принимаются недостаточные меры по обеспечению надежного энергоснабжения потребителей, техническому обслуживанию и ремонту сетей.
Исковые требования предусматривают условия к обеспечению надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
АО «ИЭСК» вправе самостоятельно определять, какие меры необходимо принять в отношении сетей, на которых фиксируются отключения, в рамках технического обслуживания и ремонта.
Таким образом, исковые требования прокурора *** к АО «Иркутская электросетевая компания» об обязании устранить нарушения законодательства об электроэнергетике, считаются законными и обоснованными.
Обсудив доводы иска и отзыв ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от *** N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также требования к обеспечению качества электрической энергии.
Как следует из пункта 3.2. Устава ОАО «ИЭСК», одними из основных видов деятельности общества являются передача, распределение электроэнергии, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права на недвижимое имущество ***, являются собственностью ОАО «ИЭСК» с ***
*** жителями *** в адрес ***, прокурора ***, мэру *** подано обращение о принятии мер в связи с регулярными аварийными отключениями света.
*** Прокурором *** принято решение *** о проведении проверки в отношении филиала «Северные электрические сети» ОАО «Иркутская электросетевая компания».
В соответствии с ответом Администрации *** муниципального района от *** ***, от *** *** в адрес прокурора *** в период с *** г. по *** происходило 17 отключений электрической энергии, из них ***.
*** Администрацией *** муниципального района в адрес прокурора *** подано обращение о принятии мер прокурорского реагирования в связи с частыми длительными отключениями электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Оценивая доводы иска, суд приходит к выводу, что прокурором иск подан в защиту неопределенного круга лиц, поскольку конкретный круг лиц жителей *** не установлен, постоянное отключение электрической энергии влечет нарушение не только прав лиц обратившихся к прокурору, но и иных лиц, которые проживают в ***, в том числе, приезжают в *** без цели постоянного проживания. При этом суд учитывает, что ненадлежащее содержание линий электропередач может привести к возникновению аварийных ситуаций влекущих пожары в лесных насаждениях, что может привести к ущербу не только в ***, но и иных близлежащих населенных пунктах.
Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд с указанным иском основаны на неверном толковании норма права, также как и доводы о том, что истцом выбран не надлежащий способ защиты права.
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) енисейское управление *** составлена справка, в соответствии с которой установлены следующие нарушения:
в отношении ВЛ-35 кВ ***
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных стоек опор (ее элементов) №№ *** в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от *** ***(далее - ПТЭЭСиС); пп. 3.7 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35 - 800 кВ *** (утверждена Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» ***) (далее - РД 34.20.504-94); п. 407 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными приказом Минэнерго России от *** *** (далее - Правила ТОиР) ;
визуально наблюдается недопустимое загнивание деревянных элементов опор: траверсы: опор №***, 7, А87, ветровые связи (раскос): опор №*** в нарушение п.п. 29, 538 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от *** ***(далее - ПТЭЭСиС); п. 3.7 РД ***; п. 407 Правил ТОиР;
отклонение опор ВЛ *** от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. 29. 538 ПТЭЭСиС, п. 3.7, пп. 4.5.1.4 РД ***; п. 407 Правил ТОиР;
не обеспечивается вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), высота которых превышает 4 метра, произрастающих в охранной зоне в пролетах опор №***. №***, №***. №*** в нарушение п. 543 ПТЭЭСиС, п. 23 Постановления Правительства РФ от *** N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»;
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п. 10, 548 ПТЭЭСиС; п. *** Правил устройства электроустановок. 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от *** ***; ***, 6 знака, приложения *** Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от *** ***.
в отношении ВЛ-35 кВ ***:
отклонение опор ВЛ №***,12, 17-19, 21. 30 от вертикальной оси на величину, превышающую допустимые нормы в нарушение п.п. ***
на опорах ВЛ не установлены (не нанесены) постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты) в нарушение п.п 10, 548 ПТЭЭСиС; п. *** Правил устройства электроустановок, 7-е издание. Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, утверждена Приказом Минэнерго РФ от *** ***; ***, 6 знака, приложения *** Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утверждённой приказом Минэнерго России от *** ***.
В соответствии с письмом ОАО «ИЭСК в адрес прокурора *** №.... от *** поскольку ВЛ 35 кВ *** имеет большую степень износа, в 2020 г. в инвестиционную программу АО «ИЭСК» (ИПР-2021-2024) были включены мероприятия по модернизации ВЛ 35кВ *** со сроком реализации в 2024 г., однако в последующем были перенесены на более поздний срок.
Пунктом 4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от *** N 1070 определено, что техническая эксплуатация (далее - эксплуатация) объектов электроэнергетики должна включать:
ввод в работу в составе энергосистемы новых, реконструированных, модернизированных, технически перевооруженных объектов электроэнергетики в целом, нового (модернизированного) оборудования и устройств объектов электроэнергетики;
использование по функциональному назначению линий электропередачи (далее - ЛЭП), оборудования и устройств;
формирование, использование по назначению, хранение документации, указанной в Правилах;
оперативно-технологическое управление объектами электроэнергетики;
ремонт и техническое обслуживание зданий, сооружений, оборудования, устройств, ЛЭП;
формирование и поддержание в актуальном состоянии базы данных в электронном виде, содержащей техническое описание ЛЭП, оборудования и устройств объектов электросетевого хозяйства, приборов учета электрической энергии, в том числе описание мест установки приборов учета электрической энергии и коды (идентификаторы) точек поставки электрической энергии, на которых установлены приборы учета электрической энергии, с отображением электрической схемы соединения силового оборудования между собой с учетом нормального положения коммутационных аппаратов (далее - информационная модель объекта электросетевого хозяйства), и предоставление содержащихся в ней сведений при осуществлении информационного обмена;
консервацию, техническое перевооружение, модернизацию и реконструкцию объектов электроэнергетики в части, не относящейся к предмету законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Как следует из п. 29 правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации владельцами объектов электроэнергетики должны быть обеспечены:
организация и проведение технического обслуживания и ремонта принадлежащих им ЛЭП, оборудования, устройств объектов электроэнергетики в соответствии с требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок "Правила организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики", утвержденными приказом Минэнерго России от *** N 1013 <23> (далее - Правила ТОиР);
организация и проведение технического обслуживания устройств релейной защиты и автоматики (далее - РЗА) в соответствии с Правилами технического обслуживания устройств и комплексов релейной защиты и автоматики, утвержденными приказом Минэнерго России от *** N 555 <24> (далее - Правила технического обслуживания устройств и комплексов РЗА);
профилактические испытания оборудования.
Пунктом 538 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, установлено, что при эксплуатации ВЛ должны проводиться их техническое обслуживание и ремонт.
При техническом обслуживании ВЛ должен проводиться комплекс работ, включающий в себя работы по выявлению дефектов и отклонений от нормативов путем осмотров, профилактических проверок, измерений, работы по предохранению ВЛ и ее элементов от преждевременного износа и повреждений.
При ремонте ВЛ должны выполняться работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики ВЛ.
При планово-предупредительном ремонте ВЛ капитальный ремонт ВЛ на металлических и (или) железобетонных опорах должен проводиться не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами не реже 1 раза в 6 лет.
При ремонте ВЛ по техническому состоянию сроки проведения работ должны определяться владельцем объекта электроэнергетики.
Для ВЛ, отдельные участки которых находятся в собственности двух и более организаций, должны быть оформлены границы эксплуатационной ответственности.
Плановый ремонт ВЛ с совместной подвеской проводов должен проводиться в сроки, согласованные с собственниками или иными законными владельцами ВЛ или участков ВЛ (далее - владельцы ВЛ).
В аварийных случаях ремонтные работы на таких ВЛ должны проводиться с предварительным (до начала работ) уведомлением другого владельца ВЛ.
Из п. 543 правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации следует, что владельцы объектов электроэнергетики обязаны организовать прокладку и осуществлять содержание просеки вдоль ВЛ и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае их расположения в лесных массивах и зеленых насаждениях, в безлесном состоянии, осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников, вырубку деревьев, угрожающих падением на ВЛ, для недопущения аварийных отключений ВЛ.
В соответствии с п. 548 правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, владелец ВЛ обязан содержать в исправном состоянии постоянные знаки, установленные на опорах (нанесенные на опоры) ВЛ, содержащие в том числе обозначение диспетчерского наименования ВЛ, предупреждающие знаки, знаки, содержащие сведения об охранных зонах ВЛ; сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ с водными пространствами (судоходной или сплавной рекой, озером, водохранилищем, каналами); маркировку и устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ.
Пунктом 23 постановления Правительства РФ от *** N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") установлено, что Сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами; в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
В соответствии п. *** приказ Минэнерго России от *** N 187 "Об утверждении глав правил устройства электроустановок" (вместе с "Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Издание седьмое. Раздел 2. Передача электроэнергии. Главы 2.4, 2.5"), на опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки: порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ, кроме того, должна быть обозначена соответствующая цепь; информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, расстояние между информационными знаками в населенной местности должно быть не более 250 м, при большей длине пролета знаки устанавливаются на каждой опоре; в ненаселенной и труднодоступной местности - 500 м, допускается более редкая установка знаков; расцветка фаз - на ВЛ 35 кВ и выше на концевых опорах, опорах, смежных с транспозиционными, и на первых опорах ответвлений от ВЛ; предупреждающие плакаты - на всех опорах ВЛ в населенной местности; плакаты с указанием расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
Допускается совмещать на одном знаке всю информацию, устанавливаемую требованиями настоящего параграфа.
Плакаты и знаки должны устанавливаться сбоку опоры поочередно с правой и с левой стороны, а на переходах через дороги плакаты должны быть обращены в сторону дороги.
На ВЛ 110 кВ и выше, обслуживание которых будет осуществляться с использованием вертолетов, в верхней части каждой пятой опоры устанавливаются номерные знаки, видимые с вертолета. При этом для ВЛ 500 - 750 кВ знаки должны быть эмалированными размером 400 x 500 мм.
Положениями *** "Электротехнические устройства", утвержденных Приказом Минстроя России от *** N 955/пр при монтаже деревянных и железобетонных одностоечных опор, а также стальных опор допустимы отклонения опоры от вертикальной оси вдоль и поперек оси линии (отношение отклонения верхнего конца стойки опоры к ее высоте), но в пределах, установленных таблицами 5 и 7.
Ответчик, возражая против иска, указал, что линии находятся в надлежащем состоянии, в подтверждение чего представил в суд акты приемки, дефектные ведомости за период с февраля по март 2023 г.
Суд полагает, что в нарушение положений ст. 56,57 ГПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено доказательств нахождения линий электропередач в надлежащем состоянии и отсутствии недостатков, указанных в справке от *** Представленные ответчиком документы составлены на 6 месяцев раньше составления справки, которой были выявлены нарушения. После марта 2023 г. происходило недонократное отключение электроэнергии в ***. В связи с чем, суд полагает, что иск прокурором заявлен обоснованно.
Доводы ответчика, о том, что прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность АО «ИЭСК основаны на неверном толковании норм права в силу следующего.
Ст. 28 ФЗ от *** N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии. В состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок и обеспечению качества электрической энергии, осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
Как следует из положения ст. 1 ФЗ от *** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В данном случае прокуратура, в силу положений указанных законов, в порядке надзора выявила факт нарушения прав граждан, в связи с чем, обратилась в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц как надзорный орган за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области электроэнергетики.
При этом суд соглашается с доводами ответчика, что размер ширины просеки должен составлять 14 метров, а не 15 метров как заявлено прокурором, поскольку ведомостью разрубки просеки проекта строительства ВЛ-35 кВ Киренга-Окунайка КИ 450-158П.1. – ВЛ 1984 г. ширина просеки по проекту составляет 14 метров, следовательно, с учетом п. 23 постановления Правительства РФ от *** N 160 ширина просеки не может превышать проектное значение.
Таким образом, в силу вышеприведенного законодательства, ответчик АО «ИЭСК» как организация, осуществляющая деятельность по поставке выработанной электроэнергии потребителям, эксплуатирующая принадлежащее ему имущество в виде электросетевых комплексов ВЛ-35 кВ *** и ВЛ-35 кВ ***, фактически являющееся монополистом на рынке поставки электроэнергии, обязана содержать данное имущество в соответствии с требованиями вышепоименованных нормативных актов в соответствующем работоспособном состоянии во избежание возникновения аварийных ситуаций, которые могут возникать, в том числе, и в труднодоступных участках, при неблагоприятных погодных условиях, при которых бесперебойная подача электрической энергии потребителям может быть прекращена на длительный срок.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что ненадлежащее содержание и эксплуатация филиалом АО «Иркутская электросетевая компания» «Северные электрические сети» объектов электросетевого хозяйства влечет за собой появление технологических нарушений, опасность возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение нормальной работы объектов ЖКХ, обеспечение населения *** электроэнергией, и может служить причиной возникновения пожаров в пожароопасный период.
При изложенных обстоятельствах суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Заявленный прокурором срок на исполнение ответчиком обязанности по восстановлению нормативной целостности и работоспособности принадлежащих ему объектов недвижимости является необоснованным и не достаточным для реальной возможности исполнения решения суда. Обращаясь в суд с иском, истец просил установить срок исполнения решения ***, то есть 11 месяцев с даты подачи иска.
Согласно постановлению правительства РФ от *** N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), допустимое число часов отключения электроснабжения потребителей в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения.
Из представленного в материалы дела, расчета времени проведения ремонтных работ, следует, что для выполнения всех работ потребуется 384 часа исходя из расчета:
Анкерные опоры: 48 часов * 6 шт. = 288 часов.
Промежуточные опоры: 4 часа * 24 шт. = 96 часов.
Итого: 288 часов + 96 часов = 384 часа (это время, в течение которого спорные ВЛ будут отключены от электроснабжения на период проведения ремонтных работ).
С учетом даты вынесения решения суда, баланса права истца и ответчика, а также учитывая постановление правительства РФ от *** N 354, суд полагает целесообразным установить срок исполнения решения суда 1 год, то есть по ***
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что срок исполнения решения суда заявленный стороной истца недопустим, в связи, с чем суд возлагает на АО «ИЭСК» обязанность исполнить решение суда по *** включительно.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полномобъеме.
Поскольку в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, суд полагает, что государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, то есть *** рублей, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета муниципального образования ***.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора *** удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» в срок по *** включительно:
привести просеки высоковольтной линии 35 кВ ПС ***, протяженностью 36,2 км., в соответствие с требованиями правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», путем проведения вырубки и опиловки деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубки деревьев, угрожающих падением в пролетах опор №***, ***, в охранной зоне шириной не менее 14 метров по обе стороны линий электропередач от крайних проводов при неотклоненном их положении;
привести в соответствие с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых приказом Минэнерго России от *** ***, опоры ***, их элементы - траверсы опор ***, ветровые (раскос) опор *** путем проведения ремонта таких опор, замены загнивающих элементов опор.
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ *** утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» *** следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ ПС ***, протяженностью 36,2 км.: №№ ***;
привести в соответствие с п.4.5.1.4 типовой инструкции по эксплуатации воздушных линий электропередач напряжением 35-800 кВ РД *** утвержденной Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» *** следующие опоры высоковольтной линии 35 кВ по адресу: ***, отходящая от ПС Киренга Магистральный до ТП-19: №***
установить (нанести) на опорах высоковольтной линии 35 кВ по адресу: ***, отходящая от ***, высоковольтной линии 35 кВ ***, протяженностью 36,2 км., постоянные знаки (номер ВЛ или ее условное обозначение, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны ВЛ, предупреждающие плакаты).
В удовлетворении требований прокурора *** к акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» в большем размере отказать.
Взыскать с акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» в доход местного бюджета муниципального образования *** государственную пошлину в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд *** в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Сасин
Решение суда в окончательной форме принято ***